Найти в Дзене
6000 миль до Голливуда

Болтун - находка для крутого. Кристофер Ламберт в комедийном боевике

("Стрелок", Gunmen, 1993, США) Судя всего по одной (!) рецензии на эту картину на Кинопоиске, ностальгирующий по 90-м зритель вспоминает о ней ещё реже, чем Доминик Торетто о ПДД.
А зря!
Фильм-то у Дерана Сарафяна вышел замечательный. Вдобавок сценарий ему писал будущий создатель "Мумии" и "Подъёма с глубины" Стивен Соммерс, что тоже о многом говорит. Хотя сам я тоже наткнулся в 90-е на "Gunmen", что у нас обозвали "Стрелком", чисто случайно. Не в видеосалоне, не в пункте проката VHS-кассет и не на кабельном ТВ, а на первом или втором (точно не помню) канале государственного телевидения. Уже после того, как посмотрел "Горца 3" с этой же парочкой - Кристофером Ламбертом и Марио Ван Пиблзом. Только там, спустя два года после "Стрелка", они с упоением рубились насмерть на мечах, а здесь... Ну здесь их герои тоже как бы не друзья. Но бошки друг другу уже не секут. Наоборот, приглядывают друг за другом, как за самой большой ценностью в своей текущей жизни. Буквальной ценностью, ведь у неё

("Стрелок", Gunmen, 1993, США)

Судя всего по одной (!) рецензии на эту картину на Кинопоиске, ностальгирующий по 90-м зритель вспоминает о ней ещё реже, чем Доминик Торетто о ПДД.
А зря!
Фильм-то у
Дерана Сарафяна вышел замечательный. Вдобавок сценарий ему писал будущий создатель "Мумии" и "Подъёма с глубины" Стивен Соммерс, что тоже о многом говорит.

До заката звёздности Кристофера Ламберта оставалась примерно пятилетка.
До заката звёздности Кристофера Ламберта оставалась примерно пятилетка.

Хотя сам я тоже наткнулся в 90-е на "Gunmen", что у нас обозвали "Стрелком", чисто случайно. Не в видеосалоне, не в пункте проката VHS-кассет и не на кабельном ТВ, а на первом или втором (точно не помню) канале государственного телевидения. Уже после того, как посмотрел "Горца 3" с этой же парочкой - Кристофером Ламбертом и Марио Ван Пиблзом. Только там, спустя два года после "Стрелка", они с упоением рубились насмерть на мечах, а здесь...

Ну здесь их герои тоже как бы не друзья. Но бошки друг другу уже не секут. Наоборот, приглядывают друг за другом, как за самой большой ценностью в своей текущей жизни. Буквальной ценностью, ведь у неё даже ценник есть - 400 миллионов $ (в 50 раз выше, чем бюджет самого фильма).
Иначе говоря, "
Стрелок" - классический "бадди муви" с контрастными героями-напарниками. Между кем идёт постоянное высекание искр, часто переходящее от словесных перепалок к рукоприкладству. А то и хлеще - но это уже из разряда спойлеров.

- Здравствуйте. Извините, что отвлекаю. Тут слонёнок, мартышка и попугай случайно не пробегали?
- Здравствуйте. Извините, что отвлекаю. Тут слонёнок, мартышка и попугай случайно не пробегали?

А завертелось всё с того, что некий Карлос, подручный южноамериканского наркобарона Лумиса (Патрик Стюарт - в образе профессора Ксавьера за 7 лет до первых "Людей Икс"), решил "кинуть" своего босса. И не на скромный чемоданчик с деньгами, а по-крупному. Аж на 400 миллионов наличных баксов - всё богатство Лумиса, которое он хотел куда-то переправить.
Но Карлос угнал груженный деньгами катер и спрятал его в каком-то порту. Среди сотен таких же не шибко приметных катеров.
Что за порт и как называется катер?
В этом и сокрыта главная интрига фильма. Незамысловатая, но крепкая.

Вот только воспользоваться краденым счастьем Карлосу не удалось.
Головорез Лумиса О'Мэлли (Д. Лири) и его банда поймали вора, когда тот опрометчиво вернулся на родину, дабы вызволить из тюрьмы своего брата Дени (К. Ламберт).
Но и О'Мэлли сплоховал: вор умер под пытками, прежде чем успел назвать ему координаты своего тайника. Однако, если Карлос встречался с Дени, значит он мог доверить брату свой секрет. И наверняка доверил.
Эй, Дени! Неважно, где ты сидишь на киче. Готовься, любопытные и злые бандиты уже идут за тобой!

А между тем крутому агенту местного филиала Агентства по борьбе с наркотиками США Коулу (М. Ван Пиблз) удалось своими методами добыть сведения о том катере.
Впрочем, на этом всё. Но насчет зека Дени агент тоже был в курсе. И тоже подозревал, что он посвящен в секреты Карлоса. Поэтому Коул... сам освободил Дени из тюрьмы, устроив ему экшен-побег. Но как иначе, если выпустить его по закону в чужой стране Агентство не могло? А действовать надо было оперативно, пока Лумис Коула не опередил.

Стильных sicario наркобароны посылают лишь к своим VIP-врагам. К обычным приходят вот такие скромные "гастарбайтеры".
Стильных sicario наркобароны посылают лишь к своим VIP-врагам. К обычным приходят вот такие скромные "гастарбайтеры".

Короче, О'Мэлли опоздал. Но ничего не попишешь - значит теперь ему предстоит гоняться с бандой и за братцем Карлоса, и за Коулом.
Только болтун-пройдоха Дени не горел желанием бегать пристёгнутым наручниками к агенту-грубияну и выдавать ему свои семейные тайны. Поэтому, словно легендарный Колобок, Дени "от дедушки ушёл". То есть при первой же возможности задал от Коула дёру.

Но, конечно, все участники сего трёхстороннего "бегающего" конфликта ещё не раз встретятся. Ведь бегал Дени не особенно шустро. Вдобавок не все секреты убиенного брата были ему ведомы. Зная название порта, названия катера Дени не знал. А Коул знал. Но как вытянуть из него эту правду? Так, чтобы сам агент не вытянул из тебя при этом все жилы и назад за решетку не отправил? (не иначе, реминисценция сюжета "Хорошего, плохого, злого").
Да уж, задачка не для средней школы. Особенно с кусающим тебя за пятки наркокартелем...

Несмотря на малую известность картины, сам её дуэт Ламберт-Ван Пиблз - болтливый юморист-белый / нирэмбически крутой черный, - сложился ярким и смешным. И вообще, юмора в "Стрелке" много. Даже не верится, что в первоначальном варианте фильм длился аж 153 минуты, и что в итоге из него вырезали целый час (!) сцен насилия и жестокости.
Вырезали, разумеется, не все такие сцены. Но они всё равно не добавляют фильму серьёзности. Как и шутейные выкрутасы Ламберта, умеющего играть не только суровых "горцев", но и таких вот раздолбаев-Дени.

- Я тебе отвечаю, прямо так мне Шон Коннери и сказал: "Понимаешь ли, Крис - в живых должен остаться только один!".
- Я тебе отвечаю, прямо так мне Шон Коннери и сказал: "Понимаешь ли, Крис - в живых должен остаться только один!".

***

В общем, ещё один ностальгический комедийно-боевиковый привет из эпохи VHS. Не сказать, что забытый - картина есть в Сети в отличном HD-качестве и с коронным переводом Андрея Юрьевича Гаврилова. И всё же ценители боевиков той поры и поклонники Ламберта ссылаются на "Стрелка" довольно редко. А ведь он горазд похвастаться не только хорошими актёрами, сюжетом и юмором, но и эффектной работой оператора Хиро Нариты, и звучным саундтреком композитора Джона Дебни. Благодаря чему фильм до сих пор не устарел и смотрится с большой охотой.
И потому резюме тут очевидное: рекомендовано широкому кругу зрителей возраста 18+, планирующих отдохнуть у "телека" под что-нибудь старенькое, но бодренькое и не напрягающее.
Почему бы и впрямь не под "
Стрелка" Дерана Сарафяна?

P. S. Забавный "глюк" у Кинопоиска: российский возрастной рейтинг фильма указан... 0+!
Не верьте!
В "
Стрелке" есть всё "18-плюсовое": жестокость, обнажёнка, курение, выпивка, грязная ругань, неполиткорректность и прочие радости истинного "взрослого" боевика.
Блин, 90-е же стояли на дворе, как иначе-то?

Трейлер фильма: по ссылке на Кинопоиске