Первое, что удивляет, когда подходишь к павильону, так это то, что он пользуется невероятным спросом у художников.
Что причиной тому является, надо посмотреть.
Антонио Ринальди славился, как непревзойденный мастер пропорций, форм и стиля.
Художники, обладающие повышенным чутьём к эстетике и формам, притягиваются дворцом, как магнитом.
Павильон Катальная горка.
Пишу статью зимой, и как ассоциации с зимними забавами, сразу же предстают снежные горки с быстро несущимися санями и цветастой, оживлённой публикой.
Нет, это как раз о другом, о летних забавах.
Екатерина Алексеевна слыла затейницей-мастерицей на подобные выдумки. После того, как у нее появился личный участок земли с юго-западной стороны от Большого Меншиковского дворца, она посвящала благоустройству все свободное время. Будучи супругой наследника престола и не погружённая в государственные дела, она предавалась выращиванию апельсинов, чтению книг и развлечениям.
Об одном из таких развлечений и пойдёт речь.
Катальная горка-уникальное сооружение, сконструированное в стиле рококо итальянским архитектором Антонио Ринальди и построено в 1762-74 годах. В настоящее время сохранился лишь павильон, как оригинальный шедевр рококо.
Екатерина Вторая использовала павильон для встреч с высокими гостями и обязательно предлагала им катание с горки.
Ракурс фотографий подобран, чтобы наглядно представить, в какую сторону была оборудована Катальная горка и масштаб катаний - 523 метра.
По тому времени сооружение повторяло горки уже созданные ранее Антонио Ринальди в 1753-1754 годах, Царскосельские - летнюю и зимнюю.
Деревянный скат на перепаде высоты 20 метров с рельсами окружали две крытые колоннады с террасами для публики. Число зрителей по праздникам достигало 10-15 тысяч.
Цокольный этаж Катальной горки.
Первое помещение музея в цокольном этаже служило продовольственным и винным складам. В них сейчас находится макет горки и “одноколка” на колесиках в виде ладьи. Всего на Горках одновременно помещалось 10 золочённых колесниц разных конфигураций - триумфальных колесниц, гондол и осёдланных коней.
Сидение для дамы, и для кавалера предусмотрена подножка сзади. Модель коляски воссоздана по личным чертежам А. Ринальди в натуральную величину. Скорость скатывания с горы достигала 50 км/час. Колесики имели тройной ряд для дополнительной безопасности и шли в пазах по колее. Кстати, ранее встречала - описывался случай, когда отвалилось колесо, и коляска сошла с рельсов в момент катания Екатерины Второй и графа Григория Орлова, который истёр каблук до основания подошвы при торможении. Скорее, это просто красивая выдумка. При трехколёсной колее такого не могло произойти, даже теоретически.
- Механику спуска разработал инженер Константин Нартов, представляющую несколько горок с убывающей высотой. Им были проведены расчеты скорости, прямого и обратного ускорения, силы трения. Горки функционировали вплоть до 1801 года, после чего император Павел приказал их разобрать из-за ненадлежащего ухода по правилам эксплуатации.
Цокольный этаж Катальной горки.
Основное место занимает макет Катальной горки. Галерея для зрителей имела закруглённую конфигурацию в дальнем конце горки.
В экспозиционном зале цокольного этажа представлены фигурки мейсеновского фарфора 18 века, ружья, веер из слоновой кости, игральные карты с пайетками, флакон от духов. На втором стенде охотничьи ружья, пороховницы, сабля с чехлом, табакерки, охотничий рожок.
Все предметы изготовлены в 18 веке, принадлежали царским особам.
Буфетная и Кухня.
По узкой винтовой лестнице проход на первый этаж в Буфетную и Кухню. При Екатерине Второй использовалась наружная, несохранившаяся лестница, а на месте винтовой располагался подъёмный механизм для передачи блюд к столу.
Пища готовилась в кухне Большого Меншиковского дворца, здесь ее доводили до кондиции или разогревали. Две полноценные печи служили для того с конфорками и духовыми шкафами с сохранившейся вытяжкой.
Мебель из красного дерева - шкаф и буфет с фарфоровой сервизной посудой.
В Буфетной стоит старинный станок для разглаживается столового текстиля:
Интересны натюрморты, фото выше, «Персики и виноград», «Дыня и виноград», написанные немецкой художницей Катариной Трой на меди.
Глиняные горшочки восемнадцатого века на ножках. Увидела такие впервые. Ножки у горшков для равномерного распределения жара внутри печи, который подходит к тулону горшка с боков.
Парадная лестница. Второй этаж.
Вестибюль являлся интерьерным звеном, соединяющим парадный вход с лестницей и подсобными помещениями - Кухней и Кафешенской.
Минуя светлый вестибюль в монохромной росписи, поднимаемся по полукаскадной лестнице в главную часть павильона-Круглый зал.
Две неповторимые скульптуры, парящие над лестницей, кажется затмевают красотой все ранее увиденное.
Парадная лестница ведёт на второй этаж, покрыта стеклом для защиты уникального пола из искусственного мрамора с неповторимым рисунком.
Две мраморные скульптуры флорентийского мастера Романелли «Аполлон и Дафна», парящие над лестницей, кажется затмевают красотой все ранее увиденное, но лишь до того, как вы вступите в Круглый зал.
Круглый зал - совершенство на грани фантастики.
Свод купола, стены, пол были декорированы в 1767 году итальянским художником Серафино Бароцци.
Согласитесь, что это очень красиво. Учитывая круглые формы всех залов, они выглядят совершенно. Пол выложен покрытием с изящным абстрактным рисунком из белого, розового, синие-голубого и зелёного искусственного мрамора. В центре жар-птица.
За окном голубой залив с проглядывающимся Кронштадтом. Павильон выполнял наблюдательную функцию во времена боевых событий.
Справа от Круглого зала Фарфоровый кабинет с Большим заказом русской коллекции, выполненной на королевской фабрике Мейсона.
Можно рассматривать часами - до такой степени тонкая, замысловатая работа с национальным историческим колоритом.
Этими фигурками любовалась Екатерина Вторая с высокопоставленными гостями.
Декор и белоснежный фон стен подобран Ринальди для придания фарфору выигрышного блеска и игры цвета.
Основная линия сюжета «Большого Русского заказа» из сорока фарфоровых фигур подчинена мифологической интерпретации победы в Русско-турецкой войне и особенно Чесменскому сраже нию. Многие женские лица повторяют черты Екатерины Второй, как вдохновительницы победы.
Налево от Круглого зала расположен Штукатурный.
Главным элементом декора в штукатурном кабинете является лепнина, благодаря чему он получил название. Антонию Джани выполнил рисунок стен и потолка накладной лепкой с фигурами скрещённого оружия - секир, сабель и горнов в обрамлении растительного орнамента.
Пол в Штукатурном кабинете не имеет аналогов в России. Выполнен в 1764 году итальянским мастером штукатурных дел Гаэтано Спинелли. Наиболее характерно в Штукатурном кабинете проявлены цветовые оттенки, стиля “рококо”.
Плетенные элегантные кресла изготовлены во Франции в 1740-х годах. Стол-консоль и ломберный столики являются работами русских мастеров.
Обязательно стоит обратить внимание на фарфоровые фигурки на консолях, олицетворяющих четыре части Света - Америку, Африку, Азию и Европу.
Уверена, что посещение небольшого павильона Катальная горка оставит у вас самые приятные минуты.
Благодарю за прочтение. Фото, представленные в статье являются собственностью автора канала.
Буду рада лайкам комментариям, если вам понравилась статья, то можете отблагодарить автора канала. Я рассказала о павильоне, все, что знала..