Найти в Дзене

Этот павильон считается самым лучшим в Петербурге. Шедевры Антонио Ринальди.

Первое, что удивляет, когда подходишь к павильону, что он пользуется невероятным спросом у художников.
Что причиной тому является, надо посмотреть.
Антонио Ринальди славился, как непревзойденный мастер пропорций, форм и стиля.
Художники, обладающие повышенным чутьём к эстетике и формам, притягиваются дворцом, как магнитом.
Оглавление

Первое, что удивляет, когда подходишь к павильону, так это то, что он пользуется невероятным спросом у художников.

Что причиной тому является, надо посмотреть.

Антонио Ринальди славился, как непревзойденный мастер пропорций, форм и стиля.

Художники, обладающие повышенным чутьём к эстетике и формам, притягиваются дворцом, как магнитом.

Павильон Катальная горка.

-2

Пишу статью зимой, и как ассоциации с зимними забавами, сразу же предстают снежные горки с быстро несущимися санями и цветастой, оживлённой публикой.

Нет, это как раз о другом, о летних забавах.

Екатерина Алексеевна слыла затейницей-мастерицей на подобные выдумки. После того, как у нее появился личный участок земли с юго-западной стороны от Большого Меншиковского дворца, она посвящала благоустройству все свободное время. Будучи супругой наследника престола и не погружённая в государственные дела, она предавалась выращиванию апельсинов, чтению книг и развлечениям.

Об одном из таких развлечений и пойдёт речь.

Катальная горка-уникальное сооружение, сконструированное в стиле рококо итальянским архитектором Антонио Ринальди и построено в 1762-74 годах. В настоящее время сохранился лишь павильон, как оригинальный шедевр рококо.

-3

Екатерина Вторая использовала павильон для встреч с высокими гостями и обязательно предлагала им катание с горки.

-4

Ракурс фотографий подобран, чтобы наглядно представить, в какую сторону была оборудована Катальная горка и масштаб катаний - 523 метра.

-5

По тому времени сооружение повторяло горки уже созданные ранее Антонио Ринальди в 1753-1754 годах, Царскосельские - летнюю и зимнюю.

Деревянный скат на перепаде высоты 20 метров с рельсами окружали две крытые колоннады с террасами для публики. Число зрителей по праздникам достигало 10-15 тысяч.

Цокольный этаж Катальной горки.

Первое помещение музея в цокольном этаже служило продовольственным и винным складам. В них сейчас находится макет горки и “одноколка” на колесиках в виде ладьи. Всего на Горках одновременно помещалось 10 золочённых колесниц разных конфигураций - триумфальных колесниц, гондол и осёдланных коней.

-6

Сидение для дамы, и для кавалера предусмотрена подножка сзади. Модель коляски воссоздана по личным чертежам А. Ринальди в натуральную величину. Скорость скатывания с горы достигала 50 км/час. Колесики имели тройной ряд для дополнительной безопасности и шли в пазах по колее. Кстати, ранее встречала - описывался случай, когда отвалилось колесо, и коляска сошла с рельсов в момент катания Екатерины Второй и графа Григория Орлова, который истёр каблук до основания подошвы при торможении. Скорее, это просто красивая выдумка. При трехколёсной колее такого не могло произойти, даже теоретически.

  • Механику спуска разработал инженер Константин Нартов, представляющую несколько горок с убывающей высотой. Им были проведены расчеты скорости, прямого и обратного ускорения, силы трения. Горки функционировали вплоть до 1801 года, после чего император Павел приказал их разобрать из-за ненадлежащего ухода по правилам эксплуатации.

Цокольный этаж Катальной горки.

-7

Основное место занимает макет Катальной горки. Галерея для зрителей имела закруглённую конфигурацию в дальнем конце горки.

Видим три спуска: центральный с горками для катания вниз по рельсам, два по краям для подъема вверх колясок. Фото автора.
Видим три спуска: центральный с горками для катания вниз по рельсам, два по краям для подъема вверх колясок. Фото автора.

Вид с первого этажа, где находился выход на посадку в коляски и спуск.Фото автора.
Вид с первого этажа, где находился выход на посадку в коляски и спуск.Фото автора.

Грандиозность сооружения очевидна. Неудивительно, что на содержание тратились большие средства. Фото автора.
Грандиозность сооружения очевидна. Неудивительно, что на содержание тратились большие средства. Фото автора.
В экспозиционном зале цокольного этажа представлены фигурки мейсеновского фарфора 18 века, ружья, веер из слоновой кости, игральные карты с пайетками, флакон от духов. На втором стенде охотничьи ружья, пороховницы, сабля с чехлом, табакерки, охотничий рожок.
Все предметы изготовлены в 18 веке, принадлежали царским особам.
-11

-12

Консоль для фарфоровых изделий. Фото автора.
Консоль для фарфоровых изделий. Фото автора.

Буфетная и Кухня.

По узкой винтовой лестнице проход на первый этаж в Буфетную и Кухню. При Екатерине Второй использовалась наружная, несохранившаяся лестница, а на месте винтовой располагался подъёмный механизм для передачи блюд к столу.

Пища готовилась в кухне Большого Меншиковского дворца, здесь ее доводили до кондиции или разогревали. Две полноценные печи служили для того с конфорками и духовыми шкафами с сохранившейся вытяжкой.

Мебель из красного дерева - шкаф и буфет с фарфоровой сервизной посудой.

В Буфетной стоит старинный станок для разглаживается столового текстиля:

-14

-15

Интересны натюрморты, фото выше, «Персики и виноград», «Дыня и виноград», написанные немецкой художницей Катариной Трой на меди.

Предметы, переданные Русским Географическим обществом и найденные на затонувшем голландском корабле 18 века. Фото автора канала.
Предметы, переданные Русским Географическим обществом и найденные на затонувшем голландском корабле 18 века. Фото автора канала.

Посуда, выполненная в подглазурной технике кобальтом, переданная Русским Географическим обществом, найдена на затонувшем голландском судне 18 века. Фото автора канала.
Посуда, выполненная в подглазурной технике кобальтом, переданная Русским Географическим обществом, найдена на затонувшем голландском судне 18 века. Фото автора канала.

Горшочки с ножками. Фото автора канала.
Горшочки с ножками. Фото автора канала.

Глиняные горшочки восемнадцатого века на ножках. Увидела такие впервые. Ножки у горшков для равномерного распределения жара внутри печи, который подходит к тулону горшка с боков.

Парадная лестница. Второй этаж.

Вестибюль являлся интерьерным звеном, соединяющим парадный вход с лестницей и подсобными помещениями - Кухней и Кафешенской.

Минуя светлый вестибюль в монохромной росписи, поднимаемся по полукаскадной лестнице в главную часть павильона-Круглый зал.

Две неповторимые скульптуры, парящие над лестницей, кажется затмевают красотой все ранее увиденное.

Парадная лестница ведёт на второй этаж, покрыта стеклом для защиты уникального пола из искусственного мрамора с неповторимым рисунком.

-19

Две мраморные скульптуры флорентийского мастера Романелли «Аполлон и Дафна», парящие над лестницей, кажется затмевают красотой все ранее увиденное, но лишь до того, как вы вступите в Круглый зал.

-20

-21

Круглый зал - совершенство на грани фантастики.

-22

Свод купола, стены, пол были декорированы в 1767 году итальянским художником Серафино Бароцци.

-23

-24

Роспись Стефано Торелли «Нимфа» украшает десюдепорт над дверным проемом в Фарфоровый кабинет. Фото автора.
Роспись Стефано Торелли «Нимфа» украшает десюдепорт над дверным проемом в Фарфоровый кабинет. Фото автора.

Согласитесь, что это очень красиво. Учитывая круглые формы всех залов, они выглядят совершенно. Пол выложен покрытием с изящным абстрактным рисунком из белого, розового, синие-голубого и зелёного искусственного мрамора. В центре жар-птица.

-26

За окном голубой залив с проглядывающимся Кронштадтом. Павильон выполнял наблюдательную функцию во времена боевых событий.

-27

Справа от Круглого зала Фарфоровый кабинет с Большим заказом русской коллекции, выполненной на королевской фабрике Мейсона.

-28

-29

Можно рассматривать часами - до такой степени тонкая, замысловатая работа с национальным историческим колоритом.

Этими фигурками любовалась Екатерина Вторая с высокопоставленными гостями.

Декор и белоснежный фон стен подобран Ринальди для придания фарфору выигрышного блеска и игры цвета.

-30

Основная линия сюжета «Большого Русского заказа» из сорока фарфоровых фигур подчинена мифологической интерпретации победы в Русско-турецкой войне и особенно Чесменскому сраже нию. Многие женские лица повторяют черты Екатерины Второй, как вдохновительницы победы.

-31

-32

-33

-34

-35

-36

Налево от Круглого зала расположен Штукатурный.

-37

Главным элементом декора в штукатурном кабинете является лепнина, благодаря чему он получил название. Антонию Джани выполнил рисунок стен и потолка накладной лепкой с фигурами скрещённого оружия - секир, сабель и горнов в обрамлении растительного орнамента.

-38

-39

-40

Пол в Штукатурном кабинете не имеет аналогов в России. Выполнен в 1764 году итальянским мастером штукатурных дел Гаэтано Спинелли. Наиболее характерно в Штукатурном кабинете проявлены цветовые оттенки, стиля “рококо”.

-41

Плетенные элегантные кресла изготовлены во Франции в 1740-х годах. Стол-консоль и ломберный столики являются работами русских мастеров.

Обязательно стоит обратить внимание на фарфоровые фигурки на консолях, олицетворяющих четыре части Света - Америку, Африку, Азию и Европу.

-42

-43

Уверена, что посещение небольшого павильона Катальная горка оставит у вас самые приятные минуты.

-44

Благодарю за прочтение. Фото, представленные в статье являются собственностью автора канала.

Буду рада лайкам комментариям, если вам понравилась статья, то можете отблагодарить автора канала. Я рассказала о павильоне, все, что знала..