Найти в Дзене
Молодёжная газета

В музее Аксакова открылась выставка «Тропинка в сказку»

Мороз рисует на окнах причудливые ледяные сады, а на старых улочках Уфы снег ложится пушистым, неторопливым покрывалом. Кажется, сама зима ведет тебя по скрипучему насту, указывая дорогу к старинному особняку с исторической душой — Мемориальному дому-музею С.Т. Аксакова. И неспроста. Прямо сейчас его крепкие деревянные стены, хранящие память о словах и тишине XIX века, стали порталом в иное измерение — в мир чудес, рукотворной магии и новогоднего ожидания. Здесь открылась выставка декоративно-прикладного искусства «Тропинка в сказку». Переступая порог, ты мгновенно проваливаешься во вневременье. Запах старинного дерева, живых елочек, украшенных соломенными и ватными игрушками, смешивается с ощущением праздника, которое витает в воздухе. Отдельным ретро-мотивом в общую атмосферу ожидания чуда вплетаются витрины со старинными рождественскими украшениями… На втором этаже мы идем уже по той самой тропинке, заявленной в афише. Здесь не громкая, ярмарочная суета, а тихое, сокровенное волшебс

Мороз рисует на окнах причудливые ледяные сады, а на старых улочках Уфы снег ложится пушистым, неторопливым покрывалом. Кажется, сама зима ведет тебя по скрипучему насту, указывая дорогу к старинному особняку с исторической душой — Мемориальному дому-музею С.Т. Аксакова. И неспроста. Прямо сейчас его крепкие деревянные стены, хранящие память о словах и тишине XIX века, стали порталом в иное измерение — в мир чудес, рукотворной магии и новогоднего ожидания. Здесь открылась выставка декоративно-прикладного искусства «Тропинка в сказку».

Переступая порог, ты мгновенно проваливаешься во вневременье. Запах старинного дерева, живых елочек, украшенных соломенными и ватными игрушками, смешивается с ощущением праздника, которое витает в воздухе. Отдельным ретро-мотивом в общую атмосферу ожидания чуда вплетаются витрины со старинными рождественскими украшениями…

На втором этаже мы идем уже по той самой тропинке, заявленной в афише. Здесь не громкая, ярмарочная суета, а тихое, сокровенное волшебство. И оно рождается в деталях — в каждом стежке, мазке, переплетении нитей.

Вот, например, сияющий хоровод лоскутных чудес от Стеллы Марковой. Ее герои русских сказок оживают не на страницах, а в сложнейшей мозаике из ткани.
Панно-дорожки называются «Купава», «Кощей», «Василиса» и «Царевна-лягушка». Почему-то вдруг вспомнился портрет Клетчатого из фильма «Приключения принца Флоризеля», написанный художником-абстракционистом. Вроде бы одни треугольники и квадраты там были… Но при презентации все дружно вздрогнули и мгновенно опознали Клетчатого.

Великолепно вписался в лоскутную симфонию батик Ольги Мартьяновой «Уфимские кружева», посвященный ажурной красоте деревянного зодчества нашей столицы. Эти памятники старины выглядят как терема Берендея или входная группа в мир русских сказок.

В печворках Стеллы настроение дает в первую очередь цвет. Зеленая дорожка-тропинка художницы соткана из изумрудного, болотного, золотистого многоцветья треугольников и похожа на зачарованный пруд. Плащ Кощея собран из фиолетовых осколков ночи и магических кристаллов грозного замка. Это не просто картины — это целые вселенные, сшитые с математической точностью и поэтической душой.

Лоскутный портрет лягушки Марковой гармонично размещен рядом с кукольной царевной-лягушкой Аллы Жаровой и другими ее авторскими куклами. Как будто бы выпрыгнула она из своего волшебного ковра, который по заказу царя соткала за одну ночь, и фантастическим образом материализовалась на ладони Ивана-царевича: «Возьми меня замуж, Ваня! Не пожалеешь!».
Тут же мы видим и Аленушку с козленком. Испил уже неосмотрительно водицы из заколдованной лужицы братец… Добрая бабушка держит в натруженных руках свежеиспеченного Колобка, планирующего роковой побег, а Жене из сказки «Цветик-семицветик» еще предстоит загадать самое главное желание волшебному цветку.

Центр зала ярко и таинственно мерцает. Это царство Элеоноры Сауниной — художницы по стеклу. «Елочные игрушки» в технике фьюзинг — уникальные украшения. Это не китайский ширпотреб. Такие снежинки, ангелочки, птицы станут семейными рождественскими реликвиями. Радуют глаз и тарелки в этой же сложнейшей технике. Одуванчики, маки, ромашки дарят надежду: лето не за горами! Но главный магнит здесь — «Конь». Витраж в технике Тиффани, подсвеченный зимним солнцем, пылает изнутри алым пламенем гривы, конь словно сошел со страницы сказки о Сивке-Бурке.

В этом путешествии по волшебной тропинке вы неминуемо попадете на новогодний бал… или, точнее, на самый неожиданный «Новогодний корпоратив на Лысой горе». «Молодежка» опять не смогла пройти мимо интересной темы русских сказок, очень уж вдохновила она наши «ОЧумелые ручки» (постоянная рубрика газеты). Так что мы не только пишем, но и творим. Как говорят актеры: «Сам танцую, сам пою, сам билеты продаю». Я решила устроить для сказочной русской нечисти праздник и создала из полимерной глины, текстиля, дерева и других материалов инсталляцию с развеселым хороводом вокруг елочки. Леший наяривает на гармошке, принарядившиеся Бабки-Ежки уже прилетели на ступах, паркуются. А Лесовичок, судя по заснеженным следам, не просто танцует —сложнейшими хореографическими трюками лесной народ удивляет.
Герои песенки «Жили у бабуси два веселых гуся…» вышли за границы фольклора и печального финала. Белый гусь поступил в консерваторию, Серый — отслужил в десанте и тоже музыку не бросил.

И пока нечисть веселится, в другом углу царит уют домашнего очага. Серия витражных росписей Галины Тимофеевой — это гимн тихой зимней радости. «Синички зимой», «Зимняя дорога домой», «Зимний вечер в деревне» — в этих работах столько света и тепла, что хочется замереть и смотреть, как солнце играет в красках на стекле, оживляя знакомые каждому с детства сюжеты.

Но сказка бывает не только русской. Печворк «Башкирская невеста» Расимы Салиховой собран из лоскутов, узоров и национального колорита. Наряд невесты — рассказ без слов о традициях, красоте и тайне.

А рядом, будто сошедшие со старинной фотографии, замерли «Дамы-кавалеры» Александры Елхиной. Их текстильные силуэты, украшенные кружевом и стежкой, дышат эпохой тургеневских балов и светских тайн. Но в этих образах, как и в других работах этой художницы, много юмора, близкого к гоголевскому.
И, конечно, музыка. Ее здесь не слышно ушами, но видно глазами. Это ритм коклюшек. Работа любительского клуба «Плетешок» — настоящее кружевное волшебство. Тончайший белоснежный ажур старинных воротников и поясов на черных манекенах продолжает рассказ Елхиной о «преданьях старины глубокой», но выводит его из двухмерного измерения в трехмерное, наполняет объемом кружевную историю. Это тихое, медитативное искусство, где каждая петелька — нота в симфонии терпения и мастерства.

Горячий батик Ольги Мартьяновой «Хранители» полон глубоких философских смыслов. Святая Троица — ключевая христианская доктрина. Это полное света шелковое полотно хочется долго рассматривать, находить пересечения со своими мыслями о высшем разуме.

Восхитили винтажные текстильные работы Гузели Мустафиной «ПроЯвление» и «ПроСвет», мастерски выполненные в авторской, невероятно сложной технике.

Выставка «Тропинка в сказку» — это не просто сборник работ. Это диалог. Диалог между эпохами: строгий аксаковский дух дома вступает в удивительную гармонию с современной художественной мыслью. Диалог между техниками: грубоватая текстура лоскутков рядом с хрупкостью стекла, графичность батика с объемностью кукол. И, наконец, диалог со зрителем.

Уходя, оглядываешься на порог. За окном все так же морозно и сумеречно. Но внутри теперь живет это тепло — тепло рук, превративших нити, краски и стекло в новогоднее чудо. Тропинка в сказку не заросла. Она просто начинается здесь, в старом доме, где под Рождество всегда найдется место волшебству.

Выставка продлится до 31 января. У вас есть время совершить это маленькое, но такое важное путешествие — от реальности к мечте, всего в нескольких шагах по скрипучему снегу.