Найти в Дзене

Нефтяной маршал Западной Сибири: 113 лет со дня рождения Виктора Ивановича Муравленко

25 декабря 2025 года, исполняется 113 лет со дня рождения Виктора Ивановича Муравленко. Его имя навсегда вписано в историю освоения нефтегазовых богатств Западной Сибири, а профессиональные достижения стали фундаментом для энергетической мощи страны. Виктор Муравленко родился 25 декабря 1912 года на Кубани, в песенной станице Незамаевской, в семье сельского фельдшера. Его отец, Иван Викторович любил повторять горьковские слова: «Есть две формы жизни - горение и гниение». Виктор Муравленко, тогда еще мальчишка, выбрал горение. Окончательно и бесповоротно. Выбор этот, возможно, был предопределен самой землей, на которой он вырос. Прямо здесь, в Закубанье, у станции Ильской, в 1864 году из буровой на берегу речушки Кудако ударил первый в России нефтяной фонтан. Легенды об этом чуде передавались станичниками из уст в уста, тревожа воображение юного Виктора. Так в шестнадцать лет он и решил: его путь - это путь буровика. В 1930 году Виктор Муравленко приехал вместе с отцом в город Грозный (

25 декабря 2025 года исполняется 113 лет со дня рождения Виктора Ивановича Муравленко. Его имя навсегда вписано в историю освоения нефтегазовых богатств Западной Сибири, а профессиональные достижения стали фундаментом для энергетической мощи страны.

Виктор Муравленко родился 25 декабря 1912 года на Кубани, в песенной станице Незамаевской, в семье сельского фельдшера. Его отец, Иван Викторович любил повторять горьковские слова: «Есть две формы жизни - горение и гниение». Виктор Муравленко, тогда еще мальчишка, выбрал горение. Окончательно и бесповоротно.

Выбор этот, возможно, был предопределен самой землей, на которой он вырос. Прямо здесь, в Закубанье, у станции Ильской, в 1864 году из буровой на берегу речушки Кудако ударил первый в России нефтяной фонтан. Легенды об этом чуде передавались станичниками из уст в уста, тревожа воображение юного Виктора. Так в шестнадцать лет он и решил: его путь - это путь буровика.

В 1930 году Виктор Муравленко приехал вместе с отцом в город Грозный (Чечено-Ингушская АССР). Здесь с должности моториста в «Грознефтеразведке» на станции Стерч-Картыган стартовала его трудовая биография. Этот опыт дал ему базовые навыки работы в нефтяной отрасли и заложил фундамент для будущей карьеры.

-2

В 1936 году Виктор Муравленко окончил Грозненский нефтяной институт по специальности «инженер по бурению нефтяных скважин». Там же он встретил свою спутницу жизни - Клавдию Захаровну, дочь известного в Грозном монтажника-высотника и, как говорил позже Виктор Иванович, «нефтяница от рождения».

После института профессиональный путь Виктора Муравленко начался на Апшеронском полуострове - в Лок‑Батайской конторе бурения под Баку, где он работал бурильщиком. Здесь он не понаслышке узнал, что такое тяжелый труд у ротора: управлял оборудованием, контролировал параметры бурения, учился на ходу принимать решения при авариях… Именно здесь он прошел суровую, но бесценную школу рядового буровика: научился захватывать крюком свинченные трубы («свечу»), спускать их с помощью элеватора, оперативно реагировать на нештатные ситуации. Этот начальный производственный опыт стал фундаментом для дальнейшего стремительного карьерного роста: уже в 1937 году Виктора Ивановича переводят в трест «Сызраньнефть» инженером по оборудованию. А затем карьера пошла вверх: начальник буровой, директор конторы бурения. Молодой инженер не боялся трудностей.

С 1940 года Виктор Иванович возглавил контору бурения на Эхабинском промысле треста «Сахалиннефть». Страна стояла на пороге войны. Опытный нефтяник, прекрасно понимал: без топлива танки и боевые корабли - всего лишь мишени для врага. Ему ли было не знать, что даже один вылет бомбардировщика требовал до трёх тонн авиационного бензина. Его фронтом стал суровый Сахалин – дальняя окраина Советского Союза.

Война застала его здесь. Работа пошла в авральном, военном ритме. Виктор Иванович неотрывно находился на буровых, в ремонтных цехах, сутками не смыкая глаз, лично помогая с ремонтом скважин. И результат не заставил себя ждать: скорость проходки и добычи на Эхабинском участке, куда сместился центр всей сахалинской нефтедобычи, постепенно росли. За успехи в работе в 1944 году коллективу Эхабинского нефтепромысла было присуждено переходящее Красное знамя Государственного Комитета Обороны. А сам Виктор Муравленко получил свою первую правительственную награду - медаль «За трудовую доблесть».

В конце 1940‑х гг. Виктор Иванович возглавил трест «Ставропольнефть» (в 1948 г. был назначен управляющим трестом), где проявил себя как энергичный реформатор: по его инициативе построили первую в стране комплексно‑механизированную установку, демонстрировавшую все передовые технические решения в бурении. Этот опыт затем распространили на все предприятия треста.

Вскоре Виктор Муравленко встал во главе объединения «Куйбышевнефть» (с 1950 по 1960 г.), где продолжил модернизацию производства - внедрял научные разработки, совершенствовал методы турбинного, двуствольного наклонного и кустового бурения, способствовал освоению Мухановского месторождения. В 1960-1965 гг. он занимал руководящие посты в системе совнархозов: сначала был заместителем председателя Куйбышевского совнархоза, затем - начальником управления нефтяной промышленности Средне‑Волжского совнархоза.

В 1965 году в судьбе Виктора Ивановича произошел судьбоносный поворот. В это время мир узнал о фантастических запасах Самотлора, открытых в таёжных болотах Западной Сибири. Страна остро нуждалась в новой мощной нефтяной базе. Буквально через десять дней после исторического решения о промышленном освоении тюменских недр, в сентябре 1965 года, был создан Главтюменнефтегаз – важнейший штаб освоения западносибирской нефтегазоносной провинции. Возглавить его поручили Виктору Муравленко.

-3

Первым приказом в должности начальника Главтюменнефтегаза от 16 сентября 1965 года стала запись: «В соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 3 сентября 1965 года № 1026 с 11 сентября 1965 года приступил к исполнению обязанностей начальника Главного Тюменского производственного управления по нефтяной и газовой промышленности (Главтюменнефтегаз) СНХ РСФСР».

Самотлор для Виктора Ивановича имел особое значение. В год начала его промышленной эксплуатации он говорил:

«Разработка этого гиганта, который принесёт высокий технико-экономический эффект в добычи нефти и позволит поднять темпы роста добычи, требует специальной проработки в организации и технологии ведения всех работ. В этом году мы уже начали работы по освоению Самотлора и ставим задачу добыть миллион тонн нефти… Самотлор — это великолепное будущее нашей области. Именно это месторождение утвердит Тюменскую область главным нефтяным центром страны. Самотлор - это высокая экономика нефтяной промышленности. На Самотлор мы направили лучших людей, лучшую технику. Десятки учёных уже работают над проблемами освоения Самотлора. Я призываю молодежь взять в свои руки разработку этого месторождения, проявить мужество, высокую ответственность и организованность в преодолении имеющихся там трудностей. Лучшие страницы летописи будут принадлежать им».

Должность начальника Главтюменнефтегаза Виктор Иванович занимал 12 лет. Он принес сюда годами накопленный опыт, а за ним последовали верные соратники - славные куйбышевские, бакинские, грозненские нефтяники.

Заместитель министра нефтяной промышленности СССР Ш.С. Донгарян писал о нем:

«Когда он пришёл в Западную Сибирь, в Главтюменьнефтегазе работало несколько тысяч человек. А уже к концу его жизни численность работающих измерялась сотнями тысяч».2 Эти люди сумели в короткие сроки преобразовать громадную территорию тайги, тундры и болот, превратив Северо-Западную Сибирь в индустриальный регион, в главную топливно-энергетическую базу страны. Главный фронт своих работ Главтюменнефтегаз сосредоточил на территории Ханты-Мансийского автономного округа (до 1977 - национального). В 1965 году в Западной Сибири был добыт первый миллион тонн нефти. А через 13 лет, в июне 1978 года, Тюменская область рапортовала о добыче первого миллиарда тонн нефти.

Виктор Иванович делал ставку на слаженную систему работ: как единый механизм действовали руководители всех подразделений главка, городов и округов области.

Виктор Муравленко – д.т.н., профессор, лауреат Ленинской и Государственной премий. В 1972 году ему и его многим его коллегам была присуждена государственная премия СССР «За Самотлор!». Также в разное время он удостоился званий Героя социалистического труда и «Почётный нефтяник», был награждён четырьмя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, значком «Отличнику нефтяной промышленности СССР».

Ленинская премия, присуждавшаяся за «особо выдающиеся научные исследования» была дана Виктору Ивановичу за разработку технологии наклонного кустового бурения, а Государственной премии СССР он был удостоен за «разработку и внедрение комплекса технологических решений, обеспечивающих в сложных климатических условиях ускоренное создание нового нефтедобывающего района».

-4

Выдержки из письма В.Д. Шашина, министра нефтяной промышленности СССР и С.А. Оруджева, министра газовой промышленности СССР в Высшую аттестационную комиссию:

«Своими научными трудами и изобретениями, также активной и организаторской деятельностью профессор В.И. Муравленко внёс существенный вклад в создание в Западной Сибири крупнейшей нефтегазодобывающей базы страны... Объём буровых работ по Главтюменнефтегазу был увеличен с 310 тысяч в 1966 году до 2300 тысяч метров в 1973 году в основном за счёт роста производительности труда буровых бригад. Благодаря этому были обеспечены высокие темпы добычи нефти: 2 840 тысяч тонн в 1966 году и 116 тысяч тонн в 1974 году. Только прирост нефтедобычи по Главтюменьнефтегазу за один 1973 год (24000 тысячи тонн) превысил добычу такого крупного нефтяного района, как Баку…».

Виктор Иванович Муравленко скончался 15 июля 1977 года в Москве. Он был похоронен на Червишевском клабище в Тюмени.

Имя легендарного начальника Главтюменнефтегаза навечно вписано в карту России. В его честь названы город Муравленко и нефтегазовое месторождение в Ямало-Ненецком автономном округе, улицы в Тюмени, Самаре, Жигулёвске и других городах, буровое судно, а также пассажирский самолет авиакомпании «ЮТэйр». Но главным памятником остается само дело его жизни - могучий Западно-Сибирский нефтегазовый комплекс, который и сегодня служит опорой экономики России.