Остановка на дистанции
В наше время в далекой, но такой близкой по традициям Греции любой желающий может зарегистрироваться и выйти на марафонскую дистанцию длиной 42 км 195 м.
Ежегодно в один из официально объявленных дней начала ноября можно неспешно пробежать, преодолев дистанцию целиком или любой ее отрезок в 5 км или 10 км (рекомендуется для детей или членов правительства и почетных гостей) по трассе вдоль побережья среди оливковых и апельсиновых рощ.
Чтобы никто из участников или зрителей не пострадал, предусмотрены остановки для отдыха и подкрепления сил.
Такую импровизированную остановку совершим и мы, преодолев больше половины дистанции объявленного мною уникального марафона с посещением садов читателей и их истории.
Марафон "Природа - не храм. И человек в ней - работник" стартовал этой статьей:
Сделать привал на дистанции нас приглашает участница под № 8 Елена - знаток иностранных языков и неутомимая путешественница, объехавшая пол мира. Елена не только не прерывает своей профессиональной деятельности преподавателя, но в любой момент готова сесть за руль и вместе с мужем отправиться в очередное далекое или близкое путешествие по дорогим сердцу или неизвестным маршрутам, а также посвятить все свободное время летних школьных каникул преображению родового гнезда в дальнем Подмосковье. Впечатлениями и переживаниями Елена делится с читателями своего Дзен-канала "Сказки и были деревни Мёдово" в статьях, поэзию и романтику которых невозможно забыть.
Рассказ 8. В "Соловьином саду" в Подмосковье
"Марафон так марафон..."
Путь из таёжно-дальневосточного угла в Подмосковье
Мой личный уголок деревенской жизни достался мне от отца, а ему - от его родителей, живших в маленькой деревне на высоком берегу Оки, на юго-востоке Подмосковья. Впрочем, до конца 20-х годов прошлого века мы относились к Тульской области. А вот городок напротив нас, на том берегу Оки, всегда был Подмосковьем.
Отсюда понятно, что, для того, чтобы попасть в свой сад, мне приходится проделывать долгий путь. Почти 200 км. Когда у меня не было машины, путешествие занимало целый день. Электрички в наш медвежий угол не ходят.
С деревней и с домом у меня связаны самые счастливые воспоминания детства. Иногда я проводила здесь летние каникулы, если родители выбирались в отпуск из нашего таёжно-дальневосточного угла. Здесь, в бабушкином-дедушкином саду, я увидела, как растут смородина и вишня и как выглядит капустный кочан на грядке. Смешно? Для человека, живущего в тайге, это экзотика.
Дом, выстроенный из сосновых брёвен, с белыми резными наличниками, по периметру был обсажен сиренью, которая, как оказалось в один прекрасный день, упоительно пахла. Опять смешно? Так откуда мне было знать: в деревню я попадала а июле-августе, а время сирени - май.
Имелся и палисадник, заросший рыжими лилейниками и лилиями-саранками. Потомки тех лилейников растут до сих пор, хотя я выселила их за забор.
Потом вышло так, что дом несколько лет стоял заброшенным. Никто в нем не жил и не навещал.
Мое наследство и первая роза
Обосновавшись, наконец, в Москве, я однажды отважилась сюда приехать. Крапива - сочная, жирная - была выше моего роста. Свою лепту вносил хмель - он задавил старую вишню. Лопухи напоминали пальмы.
Вот уж что ненавижу, так это лопух. Кажется, это называется "идиосинкразией": необъяснимое отвращение, доводящее до нервного срыва.
С лопухами я боролась так: в доме нашлась коса на длинной ручке, что давало возможность срубить лопушиный ствол, к нему не приближаясь. Я еще и глаза закрывала, чтобы его не видеть. Мало-помалу в крапиве проделывались тропинки, тропы и лужайки - на них разбивался огородик.
О цветах я мечтала всегда. Однако густые сиреневые заросли не давали возможность посадить что-нибудь светолюбивое. Первым цветком, который нашел место в огороде, рядом с укропом и морковкой, стала яркая цинния.
А рубить сирень я долго не решалась...Только в августе 2019 года волевым решением была вызвана бригада, частично вырубившая сирень и воздвигнувшая, наконец, забор вокруг участка.
И в том же августе была посажена первая роза. Это был сорт 'Вестерленд'.
Тогда же мы расправились, наконец, с зарослями чистотела в той части палисадника, который переходил в сад: чистотел у нас рос могучим и жирным не хуже крапивы. Здесь был вырыт колодец, а под яблоней-китайкой воцарилась первая хоста.
Из поваленной старой яблони были нарезаны кругляшки, из которых - плюс мешок гранитной крошки - были устроены дорожки. Вместо старых дедовых ягодных кустов были посажены новые. К ним добавилась жимолость. Вот старая малина растёт до сих пор: мы пытаемся сажать новую, сортовую. Есть ежевика и клубника.
Яблоням нашим лет по семьдесят. Нынешним летом одна из них - мой любимый 'Штрифель' - рухнула под тяжестью своей кроны с богатым урожаем яблок. Не знаю, что буду делать с этой яблоней: часть её продолжает питаться буквально через лоскут коры с прилегающей тканью. В таком чудесном виде у меня уже много лет существует яблоня 'Белый налив'. Вероятно, и со 'Штрифелем' будет то же самое.
Кстати, у меня растёт пион, которому никак не меньше пятидесяти лет.
Любой разумный человек вырубил бы эти античные яблони да посадил бы новые. Разумеется, я посадила. И одна из яблонь уже радует невероятной сладости яблоками. Сорт не знаю - сажала лет десять назад. Новых яблонь - заодно и груш, и вишен -ещё прибавилось два года назад.
Отвоеванное у природы культурное пространство
Надо заметить, что одна из основных "бед" моего, с позволения сказать, "ландшафтного дизайна" состоит в том, что новые растения - по мере прибывания - сажались на отвоёванные у одичавшей природы места. По мере прибывания и по мере отвоевания. Так и возникла мешанина, когда рядом с розами растут папоротники или горянки. Охотно верю, что кого-то от такого соседства возьмёт оторопь.
Как и от цветовых сочетаний - но об этом я уже неоднократно говорила.
Что-то я потом пересаживаю. Как раз грядущим летом этим и займусь. Новых заказов я намеренно не делала.
Разумный человек вырубил бы и старые черемухи и акации, насаженные моими предками невесть зачем. Но нет. Растут - и к ним добавились бузина, дикая калина и принесённая из лесу сосенка.
Я уж не говорю о незаметно выросшей роще терновника! В терновнике населились соловьи, и вырубить рощу не поднимается рука.
Соловьиные трели в дебрях старого сада
Так и образовалось то, что я ласково зову "мои дебри". Весной дебри цветут - уцелевшие сирени, одичавший вишенник на задах и черемуха. Цветут яблони в основной части сада, молодые вишенки, калина. В терновнике орут счастливые соловьи.
В моём саду есть и дикорастущие растения. Растут и процветают. Смолевка, луговая герань-журавельник, вероника, коровяк, душица, колокольчик, живучки:
Мои предпочтения в выборе стиля деревенского сада
Наверное, меня на самом деле устраивает это безобразие. Хотя мой идеал - это дворцовый парк, с живописными куртинами деревьев и кустов, с пышными клумбами из роз и прочих садовых цветов. Впервые такие сады я увидела в Вене. Это было незабываемо.
Я равнодушна к "натургартенам": зачем, если у меня и без того чересчур "природные" заросли?
Местами заросли расступаются, обнаруживая лужайку, засаженную розами. Мне нравится идея "тайного садика", как в одноименном романе Ф. Бернетт.
Обнести бы ещё этот розарий небольшой стеной, чтобы чётче обозначить границы. И заодно защитить розы: неловкое движение мужа, который тащил мимо охапку валежника, начисто снесло розу 'Розенгрэфин Мария-Генриетта'.
Дом, конечно, настоятельно требует ремонта. Но в моей голове пока ничего не складывается... Зато планы строятся каждое лето. Новейший состоит в том, чтобы - по совету Татьяны Евгеньевны Ars Operandi - переложить печку. Но предварительно необходимо выпрямить дом."
Позволю себе ремарку относительно ссылки на мое имя:
Впервые я вступила в первые ряды читателей и подписчиков канала "Сказки и были деревни Мёдово" после краткого знакомства и сотрудничества в объявленной мной совместной акции. Меня потрясла глубина понимания поставленной задачи, художественный вкус и красота немногочисленных, но профессионально выполненных фотографий:
Со своей стороны, я была в течение этих лет не только преданной читательницей, но и участницей других совместных интересных акций, от которых узнавала или же получала задания от Елены:
Наша первая личная встреча с Еленой и ее мужем Юрием произошла на нашей территории по следам одной их моих статей. Они приехали не только с интересными рассказами о дачном житье-бытье, но и привезли в подарок отдельные предметы из сохранившегося у них моего "исторического" сервиза
Чтобы вам стало упоминание лично меня, как "опытного советчика" по перестройке и восстановлению старых дачных строений. Это была не последняя наша встреча. Но продолжение - чуть позже.
Летние хозяйственные хлопоты: обыденность и мечты
А вот теплиц у меня нет. В деревне (я не люблю слово "дача") я появляюсь только летом, когда заканчивается учебный год. Весной -бываю изредка: ехать далеко, а выходные - только суббота и воскресенье. Выращиваю разнообразную зелень, горох да морковку с огурцами в открытом грунте.
Окультуренный в позапрошлом году участок. Торчит недосрубленный ствол сирени. К нему предполагается подсадить клематис. А пустующие временно места я, как и прежде, занимаю цинниями.
Да, мне есть, над чем потрудиться. Но - по мере сил! И идеального состояния, увы, мне не добиться. Но, как я уже говорила, моё "биологическое разнообразие" меня, пожалуй, даже устраивает.
Что ж, осталось дождаться лета. Отправлюсь в дебри: я уже по ним соскучилась. Особенно по розам..."
Елена Елистратова, поэтесса, художница, путешественница, автор канала "Сказки и были деревни Мёдово
Мне кажется, что отдохновение в деревенских владениях автора рассказа получили все, кто снова готов тронуться в путь.
Рассказ Елены завершается многоточием. А это значит, что у нее и ее мужа еще много свершений впереди.
Пока на подходе новые участники нашего Марафона, я предлагаю читателям вновь обратиться к фотографиям, опубликованным в посте и ответить на поставленный там вопрос:
Татьяна Свирина