Новосибирский областной суд 15 марта 2023 года завершил рассмотрение уголовного дела о массовой драке со стрельбой, произошедшей в дачном кооперативе летом 2020 года. В результате ночного конфликта один человек погиб, несколько получили травмы. После более чем двух лет разбирательств к реальному сроку лишения свободы был приговорен только один из пяти первоначально обвиняемых.
Не тот дом
ЧП, которое в итоге привело к трагедии, случилось в ночь на 13 июня 2020 года на территории СНТ «Изумруд», что недалеко от поселка Плотниково в Новосибирской области. В тот вечер на соседних дачах отдыхали две компании. Одна отмечала мальчишник, другая – день рождения. Между ними не было никакой связи или тем более конфликта.
32-летний Дмитрий Сушков, находившийся на мальчишнике, позвонил своей сестре Алене Кузнецовой и попросил, чтобы его забрали. Женщина вместе с другом семьи Алексеем Трушниковым отправилась на вызов. Именно с этой, казалось бы, обычной ситуации и началась цепь роковых событий.
– Он мне геолокацию скинул, мы подъехали к дому. Получилось, что дом не тот оказался. Вышла девушка, спросила, к кому мы. Мы спросили: «Вова, Дима здесь?» Она переспросила: «Вова, Дима». Сказала: «Пойду посмотрю», – так Алена Кузнецова в разговоре с корреспондентом «КП» описала первые минуты своего появления на участке, где проходила вторая вечеринка.
Избили незваного гостя
Вместе с вышедшей девушкой на поиски названных гостей отправился Алексей Трушников. Мужчина зашел на территорию дачи с зажженной сигаретой, что, по-видимому, и не понравилось стороне хозяев. Компания, состоявшая из нескольких мужчин в состоянии алкогольного опьянения, отреагировала на появление незваного гостя с негативом.
Как позже в суде излагала позицию обвинения прокурор отдела государственных обвинителей прокуратуры Новосибирской области Елена Петренко, действия обвиняемых были явно неадекватны ситуации:
– Волков, Гордеев, Гончаров, Калибернов, Шакиров, будучи в состоянии алкогольного опьянения, недовольные появлением на их участке ранее им незнакомого мужчины, вывели его на улицу и, используя малозначительный повод, избили, – пояснила прокурор.
После того как Трушникова выпроводили, агрессия не остановилась. Напротив, она выплеснулась за пределы их участка. Вскоре они избили лопатами двух случайных прохожих, которые никакого отношения к предшествующим событиям не имели. Это избиение стало следующим звеном в развитии конфликта.
«Начали пинать, запинывать»
Узнав о случившемся с их другом Алексеем Трушниковым, компания Дмитрия Сушкова (сам Дмитрий, его сестра Алена и другие) решили подойти к обидчикам, чтобы разобраться. Именно это и привело к дальнейшей трагедии.
Началась массовая драка, в ходе которой один из участников празднования на «чужой» даче, Дмитрий Волков, достал огнестрел. Это был самодельный пистолет, переделанный под боевые патроны калибра 9 мм. Прогремели выстрелы. Одна из пуль попала Дмитрию Сушкову в грудь.
– Мужчина был доставлен в больницу, где через непродолжительное время скончался, – констатировали в региональном управлении СК России.
В этот момент на месте ЧП находился шестилетний сын Алены Кузнецовой. Ребенок был свидетелем всего случившегося, сидя на заднем сидении автомобиля Mitsubishi Lancer, на котором приехала его мать. Женщина пыталась спасти брата, погрузив его в машину, чтобы срочно доставить в больницу.
– Начали бить лопатами, руками, пинать, стрелять начали, когда я начала уже уезжать с братом в машине, с сыном, – вспоминала Алена Кузнецова.
В результате автомобилю был причинен значительный ущерб. Как уточнила гособвинитель Елена Петренко, сумма ущерба составила около 87 тысяч рублей. Всего же, по версии следствия, в побоище пострадали 10 человек.
«Я не искал никаких приключений»
После трагедии пятерым участникам той роковой вечеринки – Дмитрию Волкову, Андрею Гончарову, Денису Гордееву, Ренату Калибернову и Наилю Шакирову – были предъявлены обвинения по целому ряду статей.
Им вменяли побои, хулиганство, умышленное уничтожение чужого имущества и причинение легкого вреда здоровью. Андрею Гончарову дополнительно инкриминировали нападение на прибывшего по вызову полицейского. Дмитрию Волкову – убийство Дмитрия Сушкова.
В течение следствия и суда все подсудимые свою вину не признавали. Их адвокаты активно оспаривали позицию обвинения, настаивая на том, что дрались обе стороны, а их клиенты просто оборонялись. Защита выражала возмущение, что к уголовной ответственности были привлечены только участники одной стороны конфликта.
Незадолго до начала одного из заседаний журналист «КП-Новосибирск» напрямую задала вопрос Дмитрию Волкову о его роли в стрельбе. Его ответ не отходил от линии защиты:
– Только в целях самообороны. Я не ходил, не искал никаких приключений, ко мне пришли на участок. Ко мне на территорию пришли раз, второй раз пришли, ударили меня, у меня побои есть в деле.
Приговор
Судебное разбирательство растянулось на два с половиной года. За это время картина по некоторым эпизодам изменилась. По отдельным статьям, касавшимся побоев и причинения легкого вреда здоровью, истекли сроки давности привлечения к уголовной ответственности. По другим эпизодам судья и вовсе вынес оправдательные приговоры за отсутствием состава преступления.
В окончательном приговоре реальное наказание понесли лишь двое. Дмитрий Волков был признан виновным в умышленном убийстве и незаконном хранении оружия. Новосибирский областной суд приговорил его к 11 годам лишения свободы с отбыванием в колонии строгого режима.
Андрей Гончаров, осужденный за нападение на сотрудника полиции, получил 2 года лишения свободы условно. В отношении Дениса Гордеева, Рената Калибернова и Наиля Шакирова уголовное преследование было прекращено.
«Они считают себя чистыми»
Для родных Дмитрия Сушкова такой исход дела стал горьким разочарованием. Они остались с ощущением, что полной справедливости достичь не удалось. Особенно их задело поведение подсудимых в ходе процесса.
Мать погибшего, Татьяна Кузнецова, в своем комментарии после оглашения приговора не скрывала эмоций:
– Они даже не извинились, ни один из них. Они считают себя чистыми, хоть на иконку их ставь и молись. Они вот сейчас пошли домой веселые, уверенные в том, что им все это сошло с рук, и будет сходить дальше, – заявила она. – У всех у них дети, а моя внучка осталась без отца.
Суд частично удовлетворил гражданские иски потерпевших. Матери и сестре убитого Дмитрия Сушкова был присужден 1 миллион 700 тысяч рублей в качестве компенсации морального вреда на двоих. Кроме того, с осужденных Дмитрия Волкова и Андрея Гончарова была взыскана сумма в размере 87 100 рублей в пользу Алены Кузнецовой – на ремонт поврежденного автомобиля.