Алексей Васильевич Орешников (1855–1933) происходил из московских купцов. Он получил известность как первоклассный нумизмат и был деятельным сотрудником Исторического музея в Москве. В 1896 году Исторический музей издал его главный труд: «Русские монеты до 1547 года».
Незадолго до кончины Орешников написал работу «Классификация древнейших русских монет по родовым знакам». Ниже представлен её краткий конспект. (Под «родовыми знаками» Орешников понимает тамги Рюриковичей, помещённые на монетах, печатях, керамике).
Свой текст автор начинает с историографического обзора. Открывает его мнение академика Куника о том, что рассматриваемые фигуры представляют собой семейные знаки собственности. Орешников к нему присоединяется, а вот догадку И.И. Толстого о том, что это гербы, возникшие под воздействием восточного орнамента, отвергает.
Верный (в духе Куника) подход к пониманию княжеских знаков был, по мнению Орешникова сделан статистиком Вятского губернского земства, этнографом П.М. Сорокиным, изучавшим быт вотяков (удмуртов). Сорокин выяснил, что каждый вотяцкий род имеет общий знак собственности. Он является основой знаков отдельных хозяйств, «разнообразясь в частных случаях прибавками, делаемыми по строго соблюдавшимся правилам». Этот принцип Сорокин считает возможным применить и при классификации знаков древнерусских князей.
К этой же мысли пришёл и историк И.В. Лучицкий, изучавший похожие изображения у германцев Средневековья.
Дальше Орешников высказал такую мысль: если у Рюриковичей существовали такие же родовые знаки собственности «как у современных вотяков или средневековых германцев», то и у князей нужно найти изначальный знак простейшей формы. С этим, однако, была проблема. Ведь знаки Рюрика, Игоря, Олега нам неизвестны. Самый ранний из привязанных к конкретному князю знаков во времена Орешникова был трезубец с монет Ярослава Мудрого.
Знак его отца, Владимира Красное Солнышко, по Орешникову должен был выглядеть проще. Нумизмат предположил, что он имел форму двузубца.
- Теперь о знаках суздальских Рюриковичей – Юрия Долгорукого и Всеволода Большое Гнездо.
В Альбоме к «Материалам для истории византийской и русской сфрагистики» Н.П. Лихачева есть большая печать, на лицевой стороне которой изображен в полный рост святой Георгий. «Судя по величина печать великокняжеская», – замечает Орешников. И добавляет: «Стиль печати допускает отнести её к XII веку». На обороте печати изображена фигура, обозначенная ученым под номером 27. Великий князь XII века, названный в честь святого Георгия – это Юрий Долгорукий. Следовательно, ему и принадлежит этот знак, такой вывод делает Орешников.
Со знаком Всеволода Большое Гнездо нумизмат отождествляет фигуру 25. Этот знак со свинцовой печати тоже помещен в Альбоме к «Материалам для истории византийской и русской сфрагистики» Н.П. Лихачева. На лицевой стороне печати изображен Дмитрий Солунский во весь рост. Всеволод Большое Гнездо носил христианское имя «Дмитрий». Значит ему и принадлежит указанный знак, полагал Орешников, хотя и признавал, что у этого знака необычная форма, «непохожая ни на один из предыдущих знаков». Существенные отличия, в частности, имеются у него от предполагаемого знака Юрия Долгорукого.
О фигуре 26 А.В. Орешников затруднился сказать что-либо определённое.
Ну и в конце ещё пара гипотез Орешникова:
Фигура 23 – взята с печати, на лицевой стороне которой изображен святой Георгий. По Орешникову – это знак родоначальника черниговских князей Святослава Ярославича.
Фигура 24 – взята с печати, на лицевой стороне которой изображен святой Михаил. По Орешникову – это знак Михаила (Олега) Святославича («Гориславича»), черниговского князя.