Айтишники в США делают пластику, чтобы конкурировать с соискателями помладше
IT-специалисты в США тратят сотни тысяч долларов на подтяжки лица, чтобы удержать за собой место на рынке, который делает ставку на более молодых и, как считается, энергичных сотрудников, пишет The Wall Street Journal. Опросы, проведенные в РФ, свидетельствуют, что работодатели и соискатели действительно считают важной роль внешности в продвижении по службе, а пластические хирурги говорят о росте популярности «омолаживающих» процедур. Впрочем, о массовом тренде на «пластику» ради карьеры конкретно в сфере IT пока говорить рано, отмечают представители отечественного рынка: «цифра в паспорте» все равно имеет значение при найме в секторе, и хирургическим вмешательством ситуацию не исправить.
Внешность имеет значение
Специалисты в области IT в США стали чаще прибегать к помощи пластических хирургов, чтобы выглядеть моложе, пишет американское издание The Wall Street Journal. Стоимость процедур по подтяжке лица и шеи достигает сотен тысяч долларов, но клиентов клиник, желающих избавиться от признаков старения, это не останавливает. Причина — давление рынка, где ставки делаются на более молодых и «перспективных» сотрудников.
Тренд не лишен логики: в частности в РФ также популярно мнение, что внешность играет важную роль при построении карьеры, и ради этого стоит прибегнуть к трансформации образа. Согласно исследованию сервиса «Работа.ру», проведенному в апреле 2025 года, 35% россиян готовы к изменениям во внешности ради карьерных целей. При этом 52% респондентов отметили, что это «работает» лишь в некоторых сферах. Мнение соискателей подтверждается позицией самих работодателей: 69% из них считают, что привлекательные внешние данные «при прочих равных» способны сыграть важную роль при устройстве на работу и дальнейшем продвижении по карьерной лестнице, следует из более раннего опроса SuperJob, опубликованного в январе 2024 года. Впрочем, как выяснилось, в РФ под изменениями во внешности подразумевают в первую очередь снижение веса (63% опрошенных), лечение зубов (41%), смену стиля одежды (35%) и т.п. На «пластику», согласно опросу, отважились бы только 9%.
Что говорят эксперты
В последние несколько лет в РФ спрос на услуги пластических хирургов вырос, и зачастую пациенты объясняют стремление выглядеть моложе желанием быть на одном уровне с более молодыми коллегами и конкурентами-соискателями, отмечает пластический хирург GMTClinic Наталья Романютина. «Пациенты просят провести операцию по подтяжке лица и блефаропластику, чтобы лицо выглядело более свежим и подтянутым, а взгляд открытым, без мешков под глазами и следов усталости», — рассказывает она. Чаще всего, по словам госпожи Романютиной, к таким процедурам прибегают женщины пятидесяти лет и старше, но и мужчины этого возраста также иногда обращаются в клинику с тем же запросом. Тренд подтверждает кандидат медицинских наук, пластический хирург Frau Klinik Андрей Копасов. По его словам, пациенты стремятся выглядеть «более респектабельно», чтобы конкурировать «с дерзкой подрастающей молодежью, которая наступает на пятки».
На рынке IT, впрочем, о распространенности практики хирургического вмешательства ради сохранения более уверенных позиций в карьере не говорят. «С достаточной степенью достоверности мы можем заявить, что не знаем о массовых случаях „омоложения“ для того, чтобы „выглядеть на одном уровне“ среди соискателей в области IT», — сообщили «Ъ-Карьере» в «Профсоюзе работников IT». Директор по персоналу компании Selecty в сфере IT-аутсорсинга Дарья Кудрявцева подтверждает: говорить о тренде по изменению внешности ради карьеры преждевременно. Внешний вид в IT играет важную, но не решающую роль, уточняет она. Речь, скорее, идет о стремлении соответствовать общему настроению команды, которое проявляется в молодежном стиле одежды, манере общения, старании придерживаться определенного образа жизни через занятие спортом, стремление к обучению и т.п. При этом «критично, чтобы человек не выглядел откровенно выгоревшим и уставшим», подчеркивает госпожа Кудрявцева. «Цифра в паспорте и возраст в резюме у нас, к сожалению, чаще играют большую роль, чем наличие или отсутствие пластики», — отмечает она.
Эйджизм в IT?
«В инженерной среде принято смотреть не на пол, возраст, национальность, или цвет кожи, а на навыки, мозги и умение работать. Не можем исключить того, что среди менеджмента может быть распространено любое иное мнение, но нам оно не известно, да и, в целом, не интересно», — настаивают в «Профсоюзе работников IT». В сфере IT-аутсорсинга, впрочем, на вопрос смотрят иначе. По словам Дарьи Кудрявцевой, далеко не всегда кандидатуры специалистов в возрасте от сорока лет привлекают работодателей, если есть вариант нанять сотрудника моложе. «Продать кандидата „за 40“ на типичную позицию разработчика сложно. HR-специалисту требуется два-три аргумента сверху, чтобы доказать, что этого специалиста стоит рассмотреть. И все равно его не будут рассматривать в первую очередь», — рассказывает она.
Однако такая установка не связана с сомнениями работодателя относительно компетенций специалистов «40+», причина кроется в нежелании многих руководителей нанимать в команду сотрудников старше себя по возрасту, а также в ином подходе более опытных сотрудников к работе, которые ценят баланс между карьерой и личной жизнью и далеко не всегда готовы жертвовать личным временем ради переработок. «Во многом предубеждение к кандидатам 40+ строится на том, что middle-специалист этого возраста якобы больше заботится о work-life balance. Если руководитель незрелый, плохо планирует и регулярно „тушит пожары“, ему удобнее нанимать тридцатилетних, которые готовы задерживаться, работать ночами и по выходным».
Это, отметим, объясняет желание работодателя видеть в команде специалиста, постоянно готового к решению новых задач. С этой точки зрения стремление инвестировать во внешний вид ради карьеры может быть обусловлено не столько целью выглядеть моложе своих лет, сколько намерением создать имидж энергичного сотрудника, что чаще ассоциируется с молодостью. Так, по словам независимого эксперта, бывшего вице-президента стаффинговой группы ANCOR Алексея Миронова, речь скорее идет о желании «выглядеть отдохнувшим и собранным» и соответствовать образу «человека, который в тонусе и готов к большим нагрузкам».
Полина Попова
Держите новости при себе. Присоединяйтесь к Telegram «Коммерсанта».