Найти в Дзене

🔥Некрасивая Жанна и ее прекрасные портреты.

Речь у нас пойдет о Жанне Самари (1857-1890 гг.) - знаменитой модели Ренуара. Пожалуй, это самый известный пример того, что художник, работая над портретом часто видит что-то свое, для всех остальных совершенно не очевидное. Скажем так. На базе материала Жанны Ренуар создал свою самую известную работу, благодаря которой имя третьесортной актрисы вошло в историю. Вы все знаете эту красоту. Как и настоящие фото Жанны тоже. Это хит интернета - показывать вместе портрет и фото и говорить - "вот так все портреты красавиц и писались"... Имея ввиду, что красавицей художник мог сделать любого крокодила. Строго говоря, общественность права в своих выводах. Это не единственный портрет Жанны, написанный Ренуаром. Кроме того, писал ее не только Ренуар, но и другие художники. Меня удивила такая популярность Жанны как модели. Но прежде чем мы подойдем к решению загадки - по какой причине от нее осталось довольно много портретов? - предлагаю вспомнить кем была Жанна Самари. *** Актрисой. Она играла в

Речь у нас пойдет о Жанне Самари (1857-1890 гг.) - знаменитой модели Ренуара.

Пожалуй, это самый известный пример того, что художник, работая над портретом часто видит что-то свое, для всех остальных совершенно не очевидное.

Скажем так. На базе материала Жанны Ренуар создал портрет, благодаря которому имя третьесортной актрисы вошло в историю.

Вы все знаете этот прекрасный портрет. Как и настоящие фото Жанны тоже. Это хит интернета - показывать вместе портрет и фото и говорить - "вот так все портреты красавиц и писались"... Имея ввиду, что красавицей художник мог сделать любого крокодила.

1877 год.
1877 год.

Строго говоря, общественность права в своих выводах.

***

Это не единственный портрет Жанны, написанный Ренуаром. Кроме того, писал ее не только Ренуар, но и другие художники.

Меня удивила такая популярность Жанны как модели.

Но прежде чем мы подойдем к решению загадки - по какой причине от нее осталось довольно много портретов? - предлагаю вспомнить кем была Жанна Самари.

***

Актрисой.

Она играла в Комеди Франсез - старейшем и крупнейшем театре Франции. Он был основан еще в конце 17 века (в 1680 году) королем Людовиком Четырнадцатым.

-3

Жанна попала в труппу театра сразу после окончания периода обучения в Национальной консерватории драматического искусства, престижной театральной школы. Она поступила в эту школу в возрасте 14 лет в 1871 году, закончила обучение в 18 лет в 1874 году, и в этом же 1874 году получило место в Комеди Франсез.

Но только в 1878 году она была окончательно утверждена в труппе театра, в качестве актрисы играющей горничных и служанок. Вернее - субреток. Таких, находчивых служанок. То есть роли были с уклоном в комедийность.

в таких интерьерах Жанна выходила на сцену
в таких интерьерах Жанна выходила на сцену

***

Но если мы немного оторвемся от Жанны и посмотрим на ее семью в целом, мы увидим много интересного. И это интересное объясняет, в частности, как не особенно красивая и не слишком талантливая Жанна оказалась на сцене престижного театра.

Да, мои дорогие.

Имели место родственные связи!

Жанна происходила из насквозь творческой среды.

  • Ее отец, Луи-Жак Самари, был музыкантом. Играл на виолончели в Парижской опере.
  • Но гораздо более интересным представляется родственное окружение Жанны со стороны матери.

Мать этой матери, то есть бабушка Жанны с материнской стороны, Огюстина Сюзанна Броан (1807-1887 гг.) первая протоптала дорожку в Комеди Франсез.

возможно, это портрет бабушки
возможно, это портрет бабушки

Она поступила в ту же театральную школу, что и Жанна, но в возрасте 11 лет. Еще обучаясь там хорошо показала себя на профессиональной сцене, но до 1832 года, то есть до 25 лет, играла в провинции. Там ее заметили, отметили ее талант и пригласили сперва просто в Париж, в театр Одеон. А уже оттуда, в 1834 году, ее переманили в Комеди Франсез. Она оставила сцену в 1842 году, по состоянию здоровья (в 35 лет), но умерла лишь на три года раньше Жанны.

Нет данных о ее муже или о том, от кого она рожала своих детей и сколько всего их было.

Но кроме матери Жанны у Огюстины Сюзанны было еще две дочери, которые стали знаменитыми актрисами.

Они обе были живы-здоровы во время жизни Жанны.

1. Жозефина Фелисите Огюстина Броан (1824-1893 гг.)

Она была комедийной актрисой, играла роли субреток, и пользовалась огромной популярностью у публики. В 1866 Жозефина ушла со сцены, выйдя замуж за секретаря бельгийской дипломатической миссии в Париже. Ее сын стал скульптором.

2. Эмили Мадлен Броан (1833-1900 гг.) была талантливая и красивая. Она тоже выходила замуж (1853-58 гг.) и на это время оставляла сцену. Но потом с мужем рассталась и вернулась в театр, где работала до 1886 года. Естественно, речь идет о театре Комеди Франсез.

Листайте - портреты красивой и знаменитой тети нашей героини:

У нее тоже был сын.

  • Что касается матери Жанны - о ней подробностей найти не удалось.
  • Кроме Жанны в семье было еще два сына. Старший стал очень известным виолончелистом, а младший - известным актером.

***

Итак, мы видим Жанну в окружении творческой родни и на престижной сцене. Очевидно, что ее тянули как могли, стараясь привлечь к ней внимание публики. Что касается Ренуара (1841-1919 гг.) - он написал около десятка портретов Жанны (или работ, в которых она фигурирует).

Художник в тот период только недавно вернулся из армии, потерял дружбу человека, у которого жил в комфорте, и переехал в Париж, где поселился недалеко от родителей девушки. Ренуар зарабатывал на жизнь портретами, стараясь обратить на себя внимание и выставлясь где только можно. Буквально к 1879 году ему это удалось и далее он превратился в модного и знаменитого художника.

Ренуар в 1875 году.
Ренуар в 1875 году.

Семья Жанны и Ренуар были знакомы.

Все эти интересные басни на тему "она зашла в комнату, комната озарилась светом, он захотел написать ее портрет", или тем более рассказы о том, что или художник был влюблен в Жанну или Жанна в него, популярные в русскоязычном интернете, вообще склонном напускать романтику везде где нужно и не нужно, замечательны тем, что в них как-то мягко опускается главное - Ренуар писал портреты Жанны, или потому что ему нужны были модели и он использовал всех знакомых, или потому что это был обычный клиентский заказ от родителей Жанны.

Вот так все просто. Никакого света и бабочек. Голый рационализм.

Да, они были знакомы, тусовались в одних и тех же кафешках, но главное, художник искал клиентов - клиенты искали художника.

Вот портреты Жанны, написанные Ренуаром (те, которые я нашла):

1876 год. Качели.
1876 год. Качели.

Здесь Жанна не знала, что позирует. Ренуар использовал ее просто как модель. Еще на картине изображены его друг и его брат. То есть все давно знали друг друга.

1876 г. Бал в Мулен де ла Галетт
1876 г. Бал в Мулен де ла Галетт

Вы видите Жанну? А она здесь есть. Причем, вместе с сестрой Эстель. Эстель сидит в полосатом платье, а Жанна в темном платье ее обнимает. Девы выступали в роли моделей, как и остальные изображенные - все знакомые Ренуара.

Кстати, этих картин две. Одна, большая, находится в музее, а вторая, поменьше - в частной коллекции. Но это предположительно, так как последний известный ее хозяин, японец, намеревался кремировать шедевр вместе с собой.

Завтрак гребцов. 1881 год.
Завтрак гребцов. 1881 год.

Более позднее произведение, за точный перевод названия которого я не ручаюсь, простите. Жанна здесь тоже есть. В правом верхнем углу она затыкает себе уши от речей двух веселых мужчин)

***

Ну а что касается именно портретов Жанны кисти Ренуара, они были хороши тем, что художник получал за них деньги, а Жанна получала внимание публики - поскольку работы Ренуар выставлял. Это внимание было немаловажным для актрисы. Своего рода реклама. Известный союз того периода - художники получали внимание, славу и трамплин к звездам, когда писали портреты знаменитостей, а герои удачных портретов получали известность, когда их писали знаменитые художники. Ренуар же в это время шел к славе твердым шагом.

Так же Жанна заказывала портреты у художников, которые писали знаменитую тогда Сару Бернар. Жанна, кстати, мечтала быть не комедийной, а драматической актрисой.

***

Но перейдем к самим портретам.

1877 год
1877 год

В жизни, конечно, Жанна с ее мощным торсом, короткой шеей и лихим взглядом мало напоминало это олицетворение нежности...

-13

Тем не менее, портрет, видимо, понравился, потому что родители Жанны заказали Ренуару следующий:

1877 год. самый знаменитый из портретов Ренуара
1877 год. самый знаменитый из портретов Ренуара

Этот портрет, очень красивый - слишком красивый, был представлен на Третьей выставки импрессионистов и его там разнесли в пух и прах. За слащавость. Обратите внимание, как художник изящно скрыл мощную челюсть Жанны ее же рукой. Портрет был назван "Мечтательница". Жанну критика портрета максимально расстроила. Она ее приняла на свой счет. Ее карьера только начиналась - и здесь такой удар...

1878 г.
1878 г.

Еще один портрет - еще одна выставка - еще один удар. Не одна Жанна старалась добавить себе популярности, привлекая внимание портретами. Сара Бернар тоже не пренебрегала этим способом добавить себе симпатий. Портрет Сары был на той же выставке, более выгодно представлен в плане месторасположения, и все внимание перетянул на себя. А портрет Жанны, можно сказать, никто и не заметил.

В итоге семья Жанны выкупать этот портрет у Ренуара не стала.

***

Остальное - странное. Скорее всего какие-то дружеские эскизы. Найти в них сладкую красавицу сложно. И несладкую тоже. Но кто я такая, чтобы спорить со специалистами.

Листайте:

Вообще, впечатление, что Ренуар писал Жанну "вслепую", не глядя на саму Жанну.

-17

Если ее и можно опознать, в некоторых работах, то только по зубам. В те времена показывать на портретах (в том числе и на фото) зубы было не принято. Особенно обе челюсти сразу. Но, видимо, это был фирменный признак Жанны. С этой улыбкой ее изображали и на рекламных плакатах:

-18

***

Как мы с вами уже знаем, портретов Жанны осталось довольно много, в том числе они заказывались и у других художников.

Вот Жанна в исполнении художницы Луизы Аббема (1853-1927 гг.) Эта художница изначально добилась известности написав портрет Сары Бернар. Потом она много прославляла Сару в своем творчестве, так как стала ее любовницей. А попутно, начала получать заказы на портреты от других знаменитостей.

Портрет, который ей заказала Жанна в 1879 году:

-19

Мне кажется - очень удачный. Можно представить живую Жанну.

Еще считается, что художница изобразила Жанну вот на этой работе, что странно, учитывая год ее создания. Но на всякий случай вам показываю. Портрет Самари, получается, посмертный:

1894 год
1894 год

А вот портрет кисти Жюля Бастьен-Лепажа, тоже 1879 год.

Как будто после полного провала с портретами Ренуара, Жанна и ее родня пытались это исправить, заказывая портреты у других художников:

-21

Кстати, о зонтике:

-22

Был и вот такой портрет неизвестного мастера:

-23

Еще есть портрет Жанны, написанный художником Каролус-Дюраном в 1885 году. К сожалению, нашла только черно-белый вариант. С возрастом или Жанна стала намного лучше или художник был мастер.

-24

***

Помимо портретов заказанных виртуозам кисти, портреты Жанны заказывались еще и фотографам. В том числе знаменитому фотографу Надару (1820-1910 гг.).

Все фотопортреты Жанны, которые я нашла - в подборке. Листайте:

Все эти многочисленные карточки в разных образах тоже предназначались для презентации актрисы. Их продавали поклонникам. И на них видно, что Жанна реально была очень обаятельной.

Тем не менее ее потолком так и остались комедийные роли. Была ли в том вина ее оригинальной внешности? Не известно. Возможно просто не хватило таланта. Не бывает серийных родственных талантов на белом свете.

***

Далее Жанна вышла замуж (1880 год) за финансиста Поля Лагарда. Его брат, Пьер, был художником и часто привлекался для оформления декораций в парижских театрах. Возможно благодаря этому Жанна и познакомилась с будущим мужем. Они полюбили друг друга, но родители Поля были против их брака. Тем не менее влюбленные поженились и Жанна стала матерью троих детей, причем, одного из них успела похоронить. Брак был счастливым. Театр она, кстати, бросила. Хоть и не сразу.

Для своих дочерей Жанна написала, и даже опубликовала книгу, название которой гугл мне перевел как "Гурманы Шарлотты"

-26

А в 1890 году, в возрасте всего 33 лет Жанна умерла от брюшного тифа.

И помним мы ее до сих пор исключительно благодаря образу, созданному Ренуаром на портрете "Мечтательница", который так не понравился современникам. Этот портрет, кстати, долго висел в доме Жанны, а после смерти ее мужа был продан наследниками русскому коллекционеру Ивану Абрамовичу Морозову (1871-1921 гг.)

-27

Морозов, соответственно, все свои коллекции потерял в ходе революции, и теперь этот портрет находится в Пушкинском музее.

В нашей стране это самая известная работа Ренуара. Так что Жанна нам с детства как родная)

Резюме.

  • Жанна попала в лучший театр Франции благодаря родственным связям.
  • Она хотела быть драматической актрисой, но внешность и талант не позволяли.
  • Обильные портреты Жанны, созданные в основном в начале ее карьеры, заказывались ее семьей для привлечения к ней дополнительного положительного внимания, что было обычным делом в то время.
  • Портреты Жанны, заказанные у Ренуара этой цели не достигли - это был провал.
  • Относительно роли других изображений Жанны в ее карьере судить сложно. Главное - замуж она вышла удачно)

***

Дорогие чииатели. Над материалами статей я тружусь каждый день. Заново подбирая и просеивая множество данных. Очень надеюсь, что вы цените мой труд.

Поддержать ведение канала можно ЗДЕСЬ.

Разъяснения по донатам - здесь.

Всем здоровья, удачи и благополучия!