В последнее время в автомобильных чатах и на форумах не утихают споры вокруг нового отечественного бренда Xcite. Секрет Полишинеля, что это за машина - по сути, перед нами хорошо знакомый Chery Tiggo 7 Pro Max, который теперь собирают на мощностях бывшего завода Nissan в Санкт-Петербурге. Маркетологи из каждого утюга рассказывают нам красивые сказки о строжайшем контроле качества, о наследии японской культуры производства и о том, что наша сборка ничем не уступает, а в чем-то даже превосходит оригинальную китайскую.
Один из новоиспеченных владельцев, назовем его Андрей, поверил в эти обещания. Он решил поддержать отечественного производителя, тем более что условия по кредитам и скидкам на Xcite сейчас порой интереснее, чем на оригинал от Chery. Андрей - человек опытный, за рулем давно, и к покупке подошел взвешенно. Ему нужен был просторный семейный кроссовер, и X-Cross 7 казался идеальным вариантом: современный, напичканный электроникой, да еще и с гарантией.
Эйфория покупки: запах новой кожи и блеск перламутра
В тот солнечный день Андрей забирал свой новенький автомобиль из салона в пригороде. Машина в цвете «белый перламутр» сверкала на солнце, притягивая взгляды. Эмоции, как он сам потом напишет в своем блоге, были исключительно положительные, почти детские.
«Ты садишься в салон, и тебя обволакивает этот специфический, но приятный запах новой машины - смесь кожи, пластика и клея, - вспоминает он. - На экранах еще заводские пленочки, руль матовый, ни одной царапинки. Я чувствовал себя победителем».
Он не спеша настроил под себя сиденье и зеркала, подключил телефон к мультимедиа, проверил работу климат-контроля. Менеджер торжественно вручил ключи, пожал руку и пожелал счастливого пути. Андрей махнул ему в ответ, плавно выехал с парковки и направился в сторону трассы. План был простой и понятный: доехать до дома, показать покупку жене и детям, а вечером, по традиции, немного обмыть приобретение. Но у судьбы - и у сборщиков на петербургском конвейере - были на этот счет совсем другие планы.
«Новогодняя елка» на приборной панели
Эйфория длилась ровно пятнадцать минут. Андрей успел отъехать от дилерского центра буквально на пять-семь километров. Он ехал в спокойном режиме, привыкая к габаритам и отклику педали газа. Дорога была ровной, без ям, резких торможений или ускорений не было. И вдруг идиллия рухнула.
Приборная панель автомобиля внезапно ожила и озарила салон тревожным желто-красным светом. Резко и противно запищал зуммер, и на огромном цифровом экране одна за другой, как в плохом сне, начали выскакивать ошибки:
- «Неисправность системы ABS».
- «Система стабилизации (ESP) отключена».
- «Ошибка электрического стояночного тормоза».
- «Неисправность системы помощи при спуске».
- «Ошибка Auto Hold».
Машина мгновенно превратилась в новогоднюю елку, сияющую всеми цветами аварийной сигнализации. Но самое неприятное и пугающее было в изменении поведения автомобиля. Руль, который до этого был легким и послушным, внезапно налился свинцовой тяжестью - электроусилитель, как выяснилось, завязан на показания датчиков скорости и ABS, и при ошибке перешел в аварийный режим. Коробка передач тоже «испугалась» и перестала адекватно реагировать на педаль газа, словно боясь разгонять неисправную машину.
Андрей признается, что в первую секунду испытал настоящую панику смешанную с обидой.
«Представьте: новая машина за 2,5 миллиона рублей. Пробег на одометре - 15 километров. А она уже "ослепла" на все электронные системы безопасности и едва едет. Я почувствовал себя полным идиотом, которого развели», - пишет он.
Возвращение блудного клиента
Делать нечего. Продолжать путь домой на неисправном автомобиле было нельзя. Пришлось нарушать правила, разворачиваться через сплошную (благо, ситуация была действительно аварийная) и, мигая аварийкой, ползти обратно к дилеру со скоростью 40 км/ч.
Выражение лица менеджера, который всего двадцать минут назад с улыбкой провожал клиента, нужно было видеть. Он явно не ожидал увидеть Андрея снова так скоро, да еще и с таким перекошенным от злости лицом.
- Что случилось? Забыли документы? - спросил он, выходя на крыльцо.
- Нет, я забыл купить исправную машину, - мрачно ответил Андрей, указывая на приборную панель, где продолжалась светомузыка из ошибок.
Диагностика: смех сквозь слезы
Машину без очереди загнали в сервисную зону. Андрей, наученный горьким опытом владения отечественным автопромом в прошлом (были у него и Жигули, и УАЗ), категорически отказался пить кофе в зоне ожидания и напросился присутствовать при осмотре прямо в цеху. Ему выдали жилетку, каску, и он встал над душой у диагноста.
Подключили сканер. Компьютер сразу выдал целый букет кодов, но корень зла был один: потеря связи с датчиком частоты вращения переднего правого колеса. Именно из-за этого "мозги" машины перестали понимать, с какой скоростью она едет, и, перестраховавшись, отключили все системы: ABS, ESP, помощь на спуске и электроручник.
Машину подняли на подъемник. Механик снял переднее правое колесо, посветил фонариком и... начал смеяться. Андрей подошел ближе и тоже не смог сдержать нервного смешка.
Причина «гирлянды» ошибок оказалась банальной до безобразия, по-настоящему «человеческой» и такой русской.
Разъем датчика ABS не был защелкнут до конца. Он просто висел на честном слове, едва касаясь контактов.
«Видимо, на заводе в Питере сборщик вставил фишку в гнездо, но поленился или забыл нажать до характерного щелчка, - пояснил мастер. - На первых же кочках контакт отошел, цепь разомкнулась, и машина сошла с ума».
«Осадочек остался»
Ремонт занял ровно тридцать секунд. Механик продул разъем сжатым воздухом, смазал контакты специальной смазкой и с силой, до звонкого щелчка, соединил фишку. Ошибки сбросили сканером, провели тестовую поездку вокруг салона - все системы заработали штатно, руль снова стал легким.
Андрей уехал домой, но, как он пишет в своем отзыве, настроение было безнадежно испорчено. Всю дорогу до дома он ехал в тишине, выключив музыку, и прислушивался к каждому скрипу, ожидая, что отвалится что-нибудь еще.
«Я покупал новую машину, чтобы наслаждаться и не знать проблем хотя бы первые три года, - резюмирует владелец. - А получил конструктор "Сделай сам", который надо "дособрать" и проверить после завода. Если они забыли защелкнуть датчик ABS, который отвечает за тормоза и мою жизнь, то где гарантия, что они нормально затянули рычаги подвески, подрамник или тормозные шланги?».
Даже если сама конструкция машины (в данном случае Chery) проверена временем и миллионами километров, человеческий фактор на новом конвейере может испортить все впечатление. Покупая такой автомобиль сейчас, вы, по сути, становитесь бесплатным бета-тестером для завода, который только учится прикручивать колеса и вставлять разъемы.
А вы бы рискнули взять машину из первых партий российской сборки, или подождали бы годик-другой, пока завод набьет шишки на других покупателях? Делитесь мнением в комментариях!