Найти в Дзене

ПАРАДОКС, ТАЙНА И ПРОТИВОРЕЧИЕ

Влияние различных движений в нашей культуре . таких как «Новый Век», восточные религии и философия иррационализма . привело к возникновению кризиса понимания. Возникла новая форма мистицизма, которая возводит абсурд в ранг критерия религиозной истины. Полагаем, что дзен-буддистская максима «Бог хлопает в ладоши одной рукой» может служить иллюстрацией такого рода абсурда. Утверждение, будто Бог может хлопать в ладоши одной рукой, звучит весьма глубокомысленно. Оно ставит в тупик наше сознание, потому что противоречит нормальному ходу мыслей. Оно выглядит «глубоким» и интригующим до тех пор, пока, тщательно проанализировав его, мы не обнаруживаем, что по сути своей это утверждение бессмысленно. Иррациональность . это своего рода хаос разума. Она зиждется на беспорядке, который находится в противоречии с Автором всей истины . но никак не беспорядка. Библейское христианство весьма чувствительно к таким затейливым измышлениям иррационалистов, так как искренне признает, что в Библии много

Влияние различных движений в нашей культуре . таких как «Новый Век», восточные религии и философия иррационализма . привело к возникновению кризиса понимания. Возникла новая форма мистицизма, которая возводит абсурд в ранг критерия религиозной истины. Полагаем, что дзен-буддистская максима «Бог хлопает в ладоши одной рукой» может служить иллюстрацией такого рода абсурда.

Утверждение, будто Бог может хлопать в ладоши одной рукой, звучит весьма глубокомысленно. Оно ставит в тупик наше сознание, потому что противоречит нормальному ходу мыслей. Оно выглядит «глубоким» и интригующим до тех пор, пока, тщательно проанализировав его, мы не обнаруживаем, что по сути своей это утверждение бессмысленно.

Иррациональность . это своего рода хаос разума. Она зиждется на беспорядке, который находится в противоречии с Автором всей истины . но никак не беспорядка.

Библейское христианство весьма чувствительно к таким затейливым измышлениям иррационалистов, так как искренне признает, что в Библии много парадоксального и таинственного. Поскольку существуют тонкие, но тем не менее решающие различия между парадоксом, тайной и противоречием, очень важно научиться распознавать, что есть что.

Пытаясь достигнуть глубин познания Бога, мы нередко испытываем замешательство. Ни один смертный не в состоянии прийти кисчерпывающему пониманию Бога. Библия открывает нам многое о Боге, и мы знаем, что это . истина, хотя и не способны полностью постичь ее. У нас нет человеческих мерок для осознания, к примеру, существа в трех лицах, но единого по сути (Троица), или существа, имеющего две природы . человеческую и божественную (личность Христа). Эти истины, как бы несомненны они ни были, все же слишком «высоки» для нашего понимания.

С подобными проблемами мы встречаемся в окружающем нас мире. Мы понимаем, что существует такое явление, как гравитация, но природа ее непонятна для нас, и мы не пытаемся дать ей определение, пользуясь иррациональными или противоречивыми терминами. Большинство из нас согласны с тем, что движение является составной частью реальности, хотя сущность движения сама по себе на протяжении тысячелетий заставляет ломать головы философов и ученых. Много таинственного есть в окружающей нас реальности, и многого мы не понимаем. Но это еще не основание для того, чтобы искать ответа в философии абсурда. Иррациональный подход губителен и для религии, и для науки. И, уж конечно, он смертельно опасен для любой истины.

Наш современник философ Гордон Кларк определил однажды парадокс как «судорогу между ушами». Его остроумное замечание показывает, что так называемые парадоксы часто есть не что иное, как признак неряшливого мышления. Кларк, однако, открыто признает законную роль и функции парадокса. Слово «парадокс» происходит от греческого корня, означающего «походить» или «казаться». Парадоксы трудны для нашего понимания, потому что на первый взгляд «кажутся» противоречивыми, однако при более тщательном рассмотрении они часто разрешимы. К примеру, Иисус говорит: «Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее» (Матфея 10:39). На первый взгляд это утверждение сродни дзен-буддистскому «Бог хлопает в ладоши одной рукой». Оно выглядит так, словно противоречит самому себе. Однако этим Иисус хотел сказать, что потерявший свою душу в одном смысле сбережет ее в другом смысле. Когда теряешь нечто в одном смысле, а сберегаешь в другом, то в этом нет никакого противоречия. Я . и отец, и сын в одно и то же время, но взаимосвязи-то разные!

Никто не способен понять противоречие, потому что противоречие невразумительно по определению. Даже Бог не в состоянии понять противоречие, хотя, конечно, Он может признать его тем, чем оно является, то есть ложью. Структура слова «противоречие» говорит сама за себя. Иногда его заменяют словом «антиномия», что значит «противозаконность». Если бы Бог изрекал противоречия, с Его стороны это означало бы допускать интеллектуальное беззаконие, говорить раздвоенным (то есть змеиным) языком. Даже простое допущение, что Автор истины может изрекать противоречия, есть неслыханное оскорбление и дерзкое богохульство. Противоречие . это орудие того, кто лжет, то есть отца лжи, ненавидящего истину.

Между тайной и противоречием существует взаимосвязь, которая часто служит причиной смешения одного с другим. Тайны непонятны для нас. Так же непонятны нам и противоречия. Точка соприкосновения между этими двумя понятиями . их невразумительный характер. Тайны могут быть неясны для нас из-за недостатка информации или из-за того, что мы смотрим на них не под тем углом зрения. Библия обещает нам, что на тайны, которые мы не можем постичь сейчас, в дальнейшем, когда мы окажемся на небесах, будет пролит свет. Этот будущий свет сможет разрешить для нас сегодняшние тайны. Однако никакой небесный, никакой земной свет никогда не разрешит противоречия чистой воды.