Власти Сургута вновь направят перевозчику «СПОПАТ» бюджетные средства на выплаты по лизингу
Администрация Сургута продолжит в 2026 году возмещать часть затрат по лизинговым платежам, основным получателем которых остаётся крупнейший муниципальный автобусный перевозчик — АО «СПОПАТ». Соответствующие расходы в размере 50 млн рублей заложены в бюджете на будущий год. Эта сумма почти на 30% превышает первоначальные планы.
Так, если в ходе формирования трёхлетнего бюджета на 2025–2027 годы в 2024 году на эти цели в 2026 году закладывалось не более 39 млн рублей, то в окончательной версии, утверждённой администрацией города, сумма возросла до 50 млн.
Основная часть средств, скорее всего, будет направлена АО «СПОПАТ» (100% акций принадлежит администрации города), лишь небольшая сумма должна достаться еще одному перевозчику – компании «СургутГазСервис», как это делалось в предыдущие годы. Фактически городской бюджет берёт на себя обязательства по обслуживанию лизингового договора, который изначально заключала сама компания.
Финансовая поддержка из бюджета стала необходимой после того, как муниципальная компания не смогла самостоятельно обслуживать взятые обязательства. Единственная крупная лизинговая сделка АО «СПОПАТ» — приобретение 20 автобусов за 545 млн рублей в 2023 году — обернулась для перевозчика чистым убытком в 46 млн рублей по итогам того же года. Уже в следующем, 2024 году, убыточное предприятие было решено субсидировать за счёт сокращения расходов на обслуживание муниципального долга. Администрация одобрила выделение почти 170 млн рублей, из которых 134 млн рублей были направлены на обеспечение финансовой устойчивости и предотвращение банкротства, а 35 млн рублей — на компенсацию части лизинговых платежей. Эта помощь позволила компании выйти в плюс: по итогам 2024 года «СПОПАТ» получил небольшую прибыль в 240 тысяч рублей при выручке в 1,7 млрд рублей. В 2025 году субсидия на лизинг для «СПОПАТа» составила 47 млн рублей.
Закупка автобусов стала необходимой мерой после запуска новой маршрутной сети, вызвавшей волну жалоб жителей на хронические задержки и нестабильную работу общественного транспорта. Власти признали, что ключевой причиной стали недостаточная численность и неудовлетворительное состояние автопарка «СПОПАТ».