Найти в Дзене

Церковь Объединения глазами социолога Эйлин Баркер

Эйлин Баркер, почетный профессор социологии Лондонской школы экономики, посвятила изучению Церкви Объединения более семи лет полевых исследований. Баркер создала один из самых подробных и взвешенных портретов этого движения. Её фундаментальный труд «Становление муниста: выбор или промывание мозгов?» (The Making of a Moonie: Choice or Brainwashing? 1984 г.) стал классикой религиоведения. Она также публиковала стати о Церкви Объединения, например: «Living the Divine Principle», «Doing Love: Tensions In the Ideal Family», «The Unification Church: A Kaleidoscopic Introduction». Эйлин Баркер отвергает популярные в СМИ ярлыки «секты» и «промывания мозгов». В своих работах она предлагает академический взгляд на движение, показывая, как оно эволюционировало от небольшой группы в Южной Корее до глобальной организации. Согласно Баркер, Церковь Объединения (официально называлась — Ассоциация Святого Духа за объединение мирового христианства, HSA-UWC) возникла в 1954 году в Сеуле. Ее основатель, п
Оглавление

Эйлин Баркер, почетный профессор социологии Лондонской школы экономики, посвятила изучению Церкви Объединения более семи лет полевых исследований. Баркер создала один из самых подробных и взвешенных портретов этого движения. Её фундаментальный труд «Становление муниста: выбор или промывание мозгов?» (The Making of a Moonie: Choice or Brainwashing? 1984 г.) стал классикой религиоведения. Она также публиковала стати о Церкви Объединения, например: «Living the Divine Principle», «Doing Love: Tensions In the Ideal Family», «The Unification Church: A Kaleidoscopic Introduction».

Эйлин Баркер отвергает популярные в СМИ ярлыки «секты» и «промывания мозгов». В своих работах она предлагает академический взгляд на движение, показывая, как оно эволюционировало от небольшой группы в Южной Корее до глобальной организации.

Появление церкви и ее развитие

Согласно Баркер, Церковь Объединения (официально называлась — Ассоциация Святого Духа за объединение мирового христианства, HSA-UWC) возникла в 1954 году в Сеуле. Ее основатель, преподобный Мун Сон Мён (1920-2012), начал свой исторический путь в 15 лет, когда в молитве к нему пришел Иисус Христос и поручил завершить миссию спасения человечества.

-2

Баркер подчеркивает, что движение зародилось в контексте послевоенной Кореи, переживающей социальный хаос, но его глобальный взлет произошел в 1970-х годах, когда миссионеры прибыли на Запад. Социолог опровергает популярный миф о том, что рост численности был результатом гипноза или насильственного «промывания мозгов».

  • Гипотеза добровольности: В своей книге «The Making of a Moonie» Баркер доказала, что вступление в Церковь было результатом рационального (или осмысленного) выбора. Люди присоединялись к движению не потому, что их воля была подавлена, а потому что идеология Церкви отвечала на их вопросы и потребности.
  • Статистика отсева: Баркер приводит убийственный аргумент против теории «зомбирования»: около 90% людей, посетивших вводные семинары, добровольно отказывались вступать в движение. Это доказывает, что у Церкви не было «магических» техник контроля сознания.

Лидеры и структура власти

Центральной фигурой в исследованиях Баркер неизменно выступает Мун Сон Мён («Истинный Отец»), обладавший харизматическим авторитетом.

  • Харизматическое лидерство: Баркер отмечает, что власть Муна была абсолютной, основывалась на вере последователей в его мессианскую роль. Он воспринимался не просто как управленец, а как человек, открывший «Божественный Принцип» и имеющий прямой доступ к воле Бога. Мун вместе с женой Хан Хакча исполняли историческую роль «Истинных Родителей».
  • Смена лидерства: В своих поздних работах (например, «The Unification Church: A Kaleidoscopic Introduction») Баркер анализирует период после смерти Муна в 2012 году. Власть перешла к его вдове, Хан Хакча («Истинной Матери»). Баркер описывает этот транзит как сложный процесс трансформации, который привел к расколам (например, возникновению SanctuaryChurch под руководством сына Хён Джин Муна), что типично для новых религиозных движений после ухода основателя.
-3

Идеалы и ценности

Фундаментом мировоззрения Церкви, по Баркер, является книга «Божественный Принцип», предлагающая новую интерпретацию Библии.

Сердцевину теологии Церкви Объединения составляет идеал семьи. Грехопадение понимается не просто как непослушание, а как извращение любви, что привело к искажению изначальных Божьих отношений между мужчиной и женщиной. Поэтому главной целью движения является «восстановление» мира через создание «идеальных семей», основанных на «истинной любви».

В такой семье, как описывает Баркер, супруги стремятся выстроить вертикальные отношения с Богом и горизонтальные — друг с другом и детьми, формируя так называемый «Четырёхпозиционное основание». Эта восстановленная семья рассматривается как базовая ячейка для построения Царства Небесного на земле. Таким образом, личное спасение неотделимо от семейного и общественного служения.

  1. Семья как инструмент спасения: В отличие от традиционного христианства, где спасение часто индивидуально, у членов Церкви Объединения оно связано с семьей. Баркер выделяет концепцию «Четырехпозиционного основания» (Бог — Муж — Жена — Дети).
  2. Условия искупления (Indemnity): Баркер описывает условия искупления как готовность членов жертвовать комфортом, временем и деньгами, чтобы компенсировать прошлые грехи: личные, семейные, родовые, общечеловеческие.
  3. «Делание любви» (Doing Love): Любовь в Церкви понимается как волевой акт заботы и жизни на благо других. Существует четыре вида любви: детская, братско-сетринская, супружеская, родительская.
  4. Благословение (The Blessing): Брак рассматривается как главное таинство смены родословной. Баркер подчеркивает, что массовые свадьбы, где партнеров раньше часто подбирал Мун, служат цели разрушения эгоизма и национальных барьеров (через межрасовые, межкультурные, межнациональные браки).
-4

Деятельность церкви

Баркер классифицирует деятельность Церкви как многогранную систему, направленную на внешнюю экспансию и внутреннюю консолидацию:

  • Миссионерская деятельность: Баркер детально изучала процесс вступления в церковь. Она пришла к выводу, что теория «промывания мозгов» несостоятельна.
  • Фандрайзинг: Сбор средств на улицах, который Баркер анализировала как форму духовной тренировки для членов (преодоление отказов, смирение), а не только как финансовый инструмент.
  • Антикоммунизм: В период Холодной войны Церковь Объединения вела активную политическую деятельность (организация CAUSA), считая коммунизм главным воплощением зла, препятствующим Божьему плану.
  • Межрелигиозный диалог: Баркер отмечает стремление Церкви объединить религии, проводя многочисленные конференции и научные симпозиумы, что помогало движению стать известным в интеллектуальных кругах.
  • Воспитание «Второго поколения»: Важнейшая часть внутренней деятельности — социализация детей, рожденных в благословенных браках. Баркер указывает на создание специализированных структур (молодежных лагерей, консультативных служб) для укрепления молодежи в вере.
  • Повседневная жизнь и служение: Баркер отмечает, что теология Церкви Объединения учит переводить духовные убеждений в практические, повседневные действия. Верить — значит действовать, работая всем сердцем для установления Царства Божьего на земле. Это проявляется в активной общественной, межрелигиозной и благотворительной деятельности.

Достижения церкви

Эйлин Баркер избегает теологических оценок «истинности», но выделяет социологические достижения движения:

  1. Институциональное выживание: Несмотря на колоссальное давление СМИ, суды и клеймо «секты», Церковь смогла трансформироваться в устойчивую глобальную организацию с бизнесом, медиа-ресурсами (Washington Times и др.) и образовательными учреждениями.
  2. Глобальный охват: Движению удалось выйти за пределы корейского этноса и привлечь значительное число последователей на Западе, что является редким успехом для восточных новых религиозных движений (НРД).
  3. Изменение социологической парадигмы: Самим своим существованием и открытостью для исследований (Баркер дали беспрецедентный доступ к семинарам и членам церкви) Церковь способствовала пересмотру научных взглядов на «промывание мозгов», доказав, что вступление в церковь может быть свободным выбором.
  4. Создание новой общности: Баркер отмечает, что благодаря межрасовым бракам Церковь фактически создает новую общность, члены которой в первую очередь идентифицируют себя через принадлежность к движению.
-5

Баркер представила Церковь Объединения как динамичное религиозное движение, чьи идеалы семьи, служения и построения лучшего мира, несмотря на внутренние противоречия и внешнюю критику, продолжают мотивировать её последователей по всему миру.

P.S.

Для исследования Церкви Объединения Эйлин Баркер использовала следующие методы:

  • Открытое участие и наблюдение. Баркер жила с членами церкви, посещала лекции и мероприятия, организованные церковью, и наблюдала за ними.
  • Глубинное интервью. Баркер задавала вопросы о личной жизни членов церкви, их опыте и причинах вступления в церковь.
  • Анкетирование. Баркер провела опрос среди 500 членов церкви в  Великобритании.
  • Беседы с родителями членов церкви, супругами и друзьями последователей.
  • Посещение семинаров церкви и общественных центров её деятельности.

Руководители церкви предоставили Баркер доступ к своим записям, а также к верующим и тем, кто покинул церковь.

Книга-автобиография преп. Мун Сон Мёна - https://manofpeace.ru/

Сайт Церкви Объединения - https://unification.ru/