Тот случай, когда реальные муж и жена играли в фильме супружескую пару, после съёмок которого их браку пришёл конец. Знаете, наверное, о каком фильме идёт речь? Если вдруг так получилось, что нет, тогда читайте дальше.
Том Круз и Николь Кидман играют мужа и жену, будучи в браке
Часто ли такое встретишь, когда звёздная пара играет на экране мужа и жену? Когда свадьба случается не в результате таких съёмок, на которые актёры приходят холостыми, а когда на съёмки приходят уже муж и жена, оба яркие звёзды кинематографа, известные на весь мир, и играют в фильме мужа и жену. Именно так произошло с Томом Крузом и Николь Кидман.
Знакомство и свадьба звёздных актёров
Николь Кидман и Том Круз познакомились в 1990-ом году на пробах Николь к фильму «Дни грома». К тому времени актриса уже была известна по роли в шестисерийном фильме «Бангкок Хилтон». Это была одна из самых первых и драматичных ролей в карьере австралийской актрисы. Так вот, на кастинге фильма «Дни грома» Николь Кидман пробовалась на роль главной героини. Между прочим, увидев, что она выше Тома почти на голову, актриса решила, что роли ей не видать, ведь она будет нелепо смотреться на фоне Круза. Однако самого актёра это не смутило, и роль она получила, а вместе с ней и сердце знаменитого актёра. На момент кастинга Николь было всего 23 года, а Тому Крузу – 28 лет.
В фильме «Дни грома» Том Круз играет гонщика Формулы 1 Коула Трикла, который на одной из гонок попадает в аварию и оказывается в больнице, где встречает свою судьбу в лице доктора Клер Левики, которую, в результате успешного кастинга, сыграла Николь Кидман.
На момент их встречи на кастинге этого фильма, Том Круз был уже женат на известной на тот момент актрисе Мими Роджерс, которая была на несколько старше него. Однако, их отношения были далеки от идеала, поэтому Крузу не составило труда получить развод.
Впервые Том Круз заметил Николь Кидман в фильме Рэя Ингрэма «Мёртвый штиль» (1989 г.) и был очарован её игрой. Впечатлённый увиденным, актёр начал приводить всё в движение, чтобы встретиться лично с австралийской актрисой и вместе сыграть в кино. Страсть к рыжеволосой красавице вспыхнула у Круза в тот самый момент, когда он её увидел. Их отношения начались сразу же и развивались стремительно, а влюбленные даже не пытались их скрывать. Фильм «Дни грома» вышел в прокат 27 июня 1990-го года, а 24 декабря 1990-го года актёры сыграли свадьбу. Настоящую.
Сразу после свадьбы молодожёны отправились в Колорадо на горнолыжный курорт. Круз щедро одаривал супругу подарками и вниманием. Одному из американских изданий он однажды заявил, что первым чувством, возникшим у него к Кидман, была страсть, но после того, как он узнал её ближе, он испытал к ней ещё и огромное доверие.
Годом позже Николь поделилась с изданием «People», что иногда ей кажется, будто они с Томом – один человек, настолько похожи и близки были влюбленные. Пара повсюду появлялась вместе, а Том рассказывал, что самый долгий срок, который он провёл без жены – 12 мучительных дней.
Страсть, доверие, привязанность друг к другу, совместные съёмки в ещё одном фильме «Далеко–далеко» 1992-го года (второе название «Далёкая страна»), и следующие совместные роли актёров оказываются фатальными для их союза. Что это был за фильм, и почему работа на съёмочной площадке имела такие разрушительные последствия?
Для съёмок в фильме, о котором сейчас пойдёт речь, актёрам пришлось сменить место жительства на целых два года. Именно на такой срок растянулся съёмочный процесс.
С широко закрытыми глазами
«Eyes wide shut» называется этот фильм в оригинале, созданный режиссёром Стэнли Кубриком, который был известен своей скрытностью. Для съёмок был выбран Лондон, несмотря на то что по сценарию события происходят в Нью-Йорке. Все улицы Нью-Йорка, показанные в фильме, а также интерьеры помещений были воссозданы в съёмочных павильонах.
Съёмки фильма были начаты зимой 1996-го года. Тогда Стэнли Кубрик привёз в Лондон этих двух знаменитостей, чтобы потихоньку снимать психологический триллер. В то время актёры были самой популярной парой в Голливуде. Каждый фильм, в котором они участвовали, приносил золотые кассовые сборы. Кубрик в это время вёл очень замкнутый образ жизни. В своём имении в Лондоне он проводил бесчисленные дни над редактированием своих фильмов.
Разрушительный стиль режиссёра Стэнли Кубрика
Основной причиной развода после завершения работы в фильме «С широко закрытыми глазами» актёры называли затянувшийся срок и усталость друг от друга, но только ли в этом кроется истинная причина?
Собственно, сроки были так сильно затянуты именно из-за характерного стиля режиссёра. Для него это было нормально, хотя актёрам он изначально заявлял о шести месяцах. Однако, шесть месяцев переросли даже не в год и не полтора, а в целых два года.
Стоит отметить, что Стэнли Кубрик ни разу не покидал Англию за последние 38 лет своей жизни. Он создавал декорации, похожие на места по всему миру, в стране, где он сам чувствовал себя комфортно. Даже когда пришло время снимать «С широко закрытыми глазами», действие которого происходит в Нью-Йорке, режиссёр решил построить свою собственную версию этого города на студии в Лондоне. Таким образом, чтобы сниматься у Кубрика, Круз и Кидман должны были переехать в Лондон, и в 1996-ом году заёздная семья переехала в дом рядом со съёмочной площадкой.
Кубрик вывернул отношения актёров наизнанку
График съёмок был растянут и полон однообразных кадров, заставлявщих актёров усомниться в том, зачем они в этом участвуют. Однако работа Кубрика над «С широко закрытыми глазами» не отличалась от остальных его произведений. Единственное и главное отличие этого кинопроекта заключалось в том, что Кубрик работал с Крузом и Кидман, используя их реальные отношения.
Если вы смотрели фильм, вы можете понять ту глубину эмоций и степень напряжения, которые могли проживать актёры во время съёмок, где грань между игрой и реальностью стиралась практически полностью. Такой непростой сценарий психологического триллера мог эмоционально выжать, даже при условии, что актёры имели возможность иногда отдыхать от съёмок.
Правда, проблема была не только в том, сколько времени супруги там проводили вместе, а напротив – в том, сколько времени они могли не видеть друг друга, потому что Стэнли Кубрик работал с ними по отдельности.
Обладая почти абсолютной режиссёрской властью, Кубрик исследовал и сталкивал двух звёзд, создавая интимную и изменчивую динамику их отношений. Когда он работал с актёрами, у него была тенденция доводить их до предела, чтобы добиться желаемого результата, а именно, чтобы привести Круза и Кидман в необходимое психическое состояние, Кубрик заставил их признаться ему в своих личных семейных страхах и эмоциях, в результате чего у актёров стёрлась грань между своей личной жизнью и той, которую они изображали на экране. Такая честность была для Круза и Кидман сравни с пыткой. Позже Кидман сказала: «Том вынужден был слышать то, что не хотел бы слышать. Это не было похоже на семейную терапию, потому что у нас не было никого, кто мог бы сказать: "И как вы к этому относитесь?" Это была очень жестокая честность».
Круз комментировал отдельно: «Эмоции зашкаливали, это было похоже на игру с динамитом».
Эта сцена длится всего несколько минут и состоит из трёх или четырёх кадров, но на то, чтобы довести её до совершенства, потребовалось несколько недель съёмок. День за днём Круз и Кидман сидели в спальне, которая не случайно выглядела как их домашняя, и часами спорили перед камерой.
Разделение и столкновение супругов
Работая с главными актёрами, Кубрик часто разделял супругов и давал им разные записи, чтобы получить противоположные реакции. Несоответствие между эмоциональными состояниями персонажей в фильме заметно, Кубрик сознательно создаёт этот разрыв. Помимо того, что он снабжал актёров разными заметками, режиссёр запретил им делиться друг с другом тем, о чём он разговаривал с каждым из них наедине.
Стирая грань между кино реальностью
Чтобы ещё больше объединить вымышленную реальность персонажей и реальность актёров, изображающих их, Кубрик попросил Круза и Кидман воссоздать их личную спальню на съёмочной площадке, в результате режиссёру удалось создать фильм, в котором сами актёры не смогли полностью отделить свои отношения от тех, которые они изображали.
Отмечу, что когда я смотрела фильм и ещё не знала о том, как он снимался, и к чему привёл в реальной жизни главных актёров, я заметила, что с определённого этапа главные герои выглядели уставшими. Нет, не просто уставшими физически, а измотанными эмоционально, хотя сцены в фильме не подразумевали такой усталости и измотанности. Я, как зритель, ожидала в тех сценах других эмоций от главных героев, и во время просмотра испытывала диссонанс. Особенно, во время эпизода общения героя Круза с соседкой Домино, где он совершенно натурально с ней флиртует и проявляет настоящий, не наигранный интимный интерес. Этот момент в фильме я совершенно не поняла. Там как будто у героя уже совсем ничего не осталось от любви к супруге, а ведь он, по сценарию и изначальному развитию событий, чрезвычайно к ней привязан.
Игра Круза в том эпизоде выглядит настолько реалистичной, что у меня даже холодок по коже пробежал. Как такое могло произойти за столь короткий срок? При том, что жена по сценарию ему не изменяла. Разве что в мыслях, но не на физическом уровне. Разница в поведении и эмоциональном состоянии главного героя по сравнению со сценой, где он общается с Домино, колоссальная, а ведь по сценарию между этими эпизодами проходит меньше суток. То есть менее, чем за одни сутки главный герой так кардинально меняется эмоционально. И уже прочитав о том, как долго тянулись съёмки фильма, я поняла причину этого изменния, и что оно было настоящим, потому что произошло за гораздо большее время, чем сутки.
Если понимать, насколько близки в своих семейных отношениях до съёмок в этом фильме были Круз и Кидман, такие перемены у героя Круза, которые можно наблюдать в этом фильме, их реалистичность, не могут оставить зрителя равнодушным. Как минимум, возникает тот самый внутренний диссонанс и непонимание – как из-за такой, казалось бы, ерунды, как воображаемая измена героини Кидман, в которой она признаётся, находясь в состоянии лёгкого опьянения, способна вызвать такой шквал эмоций и такой перелом личности, какой герой Круза демонстрирует на экране. Хорошая актёрская игра? Но сыграть такие эмоции, просто зная абсурдный сценарий фильма, невозможно. Ведь то, на что так бурно реагирует главный герой, по сути своей фантазия. Поэтому остаётся большой вопрос, что такого узнал Кубрик о жене Тома Круза, и как он использовал эту информацию при работе с актёром.
Итак, в фильме персонаж Тома Круза Билл потрясен воображаемой изменой жены с другим мужчиной. Подчёркиваю, что по сценарию речь идёт о фантазии, а не реальной измене. Оказывается, снимая эти сцены в течение шести дней, режиссёр не позволял Крузу присутствовать на съёмочной площадке, а также он не разрешал Николь Кидман рассказывать своему мужу подробности того, что происходило на съёмках. А что там происходило, мы видим в фильме, в котором фантазия главной героини показана в воображении её мужа.
Сцена, показанная на этом кадре, выглядела очень домашней, уютной. Создавалось впечатление, что герой Тома Круза питает самые нежные чувства и к дочери, и к жене, которая ласково объясняет ребёнку, как решать арифметические задачи. И вдруг он собирается уйти на ночь – опять в поисках попытки изменить супруге. Выглядит как бред на яву. В это сложно поверить. Складывается впечатление, что эта сцена сама по себе, а намерения героя существуют в отдельной реальности.
Бесконечные дубли и отсутствие чётких целей
Двухлетний съёмочный процесс довёл всех до предела. Тем не менее, персонаж Круза появляется в большинстве сцен фильма, то есть от актёра потребовалось гораздо больше, чем от других. Круз не спорил, когда его просили выполнить такие задания, как, например, пройти через дверной проём 95 раз, пока Кубрик не получал то, что хотел.
Том Круз не только хотел работать с Кубриком, но и полностью отдался во власть режиссёру. Кидман также благоговейно относилась к работе Кубрика. Спустя долгое время после выхода «С широко закрытыми глазами», Кидман недвусмысленно выразила свои чувства: «Мне было всё равно, что это за история. Я просто хотела работать со Стэнли».
Оба актёра делали всё, что от них требовалось. Кидман несколько раз раздевается на экране, а Круза по сюжету неоднократно подвергают всевозможным оскорблениям. Они непрерывно репетировали, воспроизводили одни и те же сцены и реплики снова и снова, дубль за дублем, в течение нескольких недель подряд, и при этом без особого сопротивления.
Актёр Тодд Филд, сыгравший в фильме пианиста, вспоминал: «Никогда не видел актёров, настолько подчинённых режиссёру».
В фильмах Кубрика присутствует ряд констант: широкие композиции, безупречные декорации и сцены, исполняемые персонажами бесчисленное множество раз. Съёмки одной сцены могли продолжаться до тех пор, пока Кубрик не понимал чётко, чего он хочет, и вместо того, чтобы объяснять актёрам, что он ищет, он просто заставлял их повторять дубли. Режиссёрский стиль Кубрика, скрывающего свои взгляды, коснулся всех.
И Круз, и Кидман рассказывали, что огромное количество отснятых Кубриком видеоматериалов не позволило понять, чего именно хотел режиссёр. Из-за отсутствия пояснительных заметок о персонажах Круз и Кидман были вынуждены играть в странную игру в угадывание. Может быть, это одна из причин, по которой эмоции главного героя и его действия могут быть непонятны зрителю. Потому что сами актёры не понимали, к чему в итоге стремился режиссёр фильма.
В этом кадре и во всём заключительном эпизоде фильма, который, кажется, заканчивается хэппи эндом, оба актёра выглядят невероятно измотанными. Они будто выжаты до предела, и видно, что у них нет больше сил на любовь друг к другу, которую они демонстрируют в начале фильма.
И вот когда я поняла, что между первыми сценами фильма и последней прошло два года, и как снимался фильм, мне стало понятно, почему герои в концовке выглядят так. Они и не грустны, и не счастливы. Героиня Николь Кидман игриво шутит, но её лицо выдаёт полное безразличие и эмоциональную усталость, а лицо героя Тома Круза выражает нечто, похожее на отвращение и презрение к супруге.
Фильм остался незаконченным
Оказывается , что ни Кидман, ни Круз не уверены в том, что зрителям в существующей версии представили полное видение Кубрика, так как он был выпущен после смерти режиссёра. Через неделю после того, как был завершён монтаж фильма, у Кубрика случился сердечный приступ. Позже Кидман признаётся: «Попытка дать определение этому фильму без Стэнли невозможна. Ни я, ни Том так и не постигли до конца замысла Кубрика».
Съёмки фильма были закончены в 1998-ом году, после чего начался длительный, как и всегда у Кубрика, монтажно-тонировочный период. Вопрос о том, удалось ли ему довести до конца работу над своим пятнадцатым фильмом, по сей день остаётся открытым. 1-го марта 1999-го года Кубрик показал смонтированную версию руководству Warner Bros., а спустя шесть дней умер.
Режиссёр долго снимал свои фильмы, но ещё больше времени он тратил на то, чтобы скрупулёзно собирать их в монтажном отсеке. Когда Кубрик заставил Круза пройти через дверной проём почти 100 раз, это было не просто для удовлетворения прихоти – он искал что-то конкретное, но что именно, никому в его окружении известно не было.
Вместо послесловия
В отношении фильма существует ощущение незаконченности, учитывая преждевременную кончину Кубрика во время постпродакшна. Случившееся оставило и Круза, и Кидман в сомнениях: то произведение искусства, ради которого они работали два года и поставили под угрозу свой брак, технически не смогло быть полностью реализовано в соответствии с задумкой режиссёра. Однако, одна из сцен в фильме выглядит пророчески: когда на кровати рядом со спящей героиней Кидман на подушке лежит маска.
Для меня этот кадр стал самым страшным из всего, показанного в этом странном психологическом триллере. От этой сцены у меня пробежал холодок по спине. При этом реально бояться как будто нечего. Эта маска – всего лишь ещё одно предупреждение герою Круза остановиться в поисках истины относительно тайной вечерии, на которой он обманом побывал. Оба героя живы, но их живым отношениям пришёл конец. Главный герой, сняв символическую маску, больше не может оставаться с супругой, и в заключительной сцене мы слышим от него сомнения относительно утверждения героини о том, что они всё это странное пережили. Нет, не пережили. Их реальные отношения после завершения съёмок фильма были разрушены.
В фильме несколько раз показан крупный план широко раскрытых глаз персонажа Круза в маске, в которых видны любопытство, желание и страх одновременно. Один из наиболее удачных ходов режиссёра, на мой взгляд.
Постскриптум
Друзья, я редко пишу о фильмах. Мой канал вообще не о кино, но иногда я делюсь с вами тем, что вызвало во мне редкий интерес или оставило глубокое впечатление. Написать об этом фильме я решила, потому что буквально вчера пересмотрела его, на английском языке, ведь актёры говорят там на чистом английском, чётко, неторопливо и понятно. А пересмотрела я его, потому что кто-то сравнивает сюжет этого фильма со скандальной историей Эпштейна, которую сейчас активно муссируют в новостях. Так вот, моё мнение таково, что режиссёр Стэнли Кубрик, хоть и затронул истинную сторону скрытой жизни элиты, в основе фильма всё же заложил другую идею – идею честности супругов друг перед другом и перед самими собой. Идею их взаимодействия с собственными фантазиями и страхами, и как оные способны разрушать идиллию семейных отношений – отношений, которые основывались на уважении и доверии друг к другу. Однако, решение этой проблемы в фильме не предлагается. Напротив, нам показывают, что, когда маска снята, и, главным образом, перед самим собой, жизнь человека уже не может быть прежней. И потому он больше не в состоянии оставаться в тех отношениях, в которых всё это время носил маску, несмотря на то что его вторая половина принимает его таким, без маски – потому что он неспособен принять себя сам. Может быть, фильм получился не таким, каким изначально его задумал режиссёр. Возможно, каждый зритель видит в фильме какую-то свою идею, сообразно его образу мыслей и мировосприятия. Я выразила здесь своё личное мнение. Оно не претендует на истину в первой инстанции. Ваше мнение о фильме и о задумке режиссёра может отличаться. Если желаете, вы можете поделиться им в комментариях.
Другие фильмы, о которых я рассказываю: