Несколько часов назад в Норильске допросили девятиклассницу, на глазах которой умер от голода ее маленький брат. Признание 15-летней Нади* пролило свет на громкое дело, всколыхнувшее тысячи человек. Оно и понятно: пятимесячный младенец, брошенный матерью на дочь-школьницу, погиб от истощения!
А его сестренки-погодки, тоже постоянно недоедавшие, попали в реанимацию. Что творилось в семье? Как мать допустила такое? Читайте в эксклюзивном материале «Комсомольской правды» в Красноярске.
Мать пожурили и простили
Напомним, трагедия произошла 17 декабря 2025 года на улице Бегичева в Норильске. К тому моменту мать, 35-летняя Анна Остапенко, не появлялась дома уже третий день. Перебралась к своему любовнику Егору, а присматривать за детьми велела Наде.
То есть заботу о пятимесячном Мише и его сестрах (им год с небольшим и два) переложила на плечи подростка. С тех пор школу Надя посещала изредка, как придется. Родительницу привлекали за неисполнение обязанностей, пожурили и, всё продолжилось.
Мать пропадала то на работе, то у Егора. Отец сидел в ИК за побои. А старшая дочка была за няньку, выбивалась из сил. Тем более одна из сестренок имеет серьезные проблемы со здоровьем: не ходит, не говорит. Да и Миша родился недоношенным. В общем, можно представить, каково приходилось Наде.
В ночь с 14 на 15 декабря Анна снова укатила. Уверяет, продукты детям были оставлены! А 17-го ей позвонила Надя: «Умер Миша!».
Забрала от бабушки, чтобы помогала
А дальше была скорая, полиция, уголовное дело. Статья тяжелая – «Убийство с особой жестокостью малолетнего, находившегося в беззащитном состоянии».
На фото СК в квартире Анны картина безрадостная. Все разваливается, зато на стене красуется огромный телевизор. И в холодильнике пусто, какое-то варенье, пакеты. Ни мясо, ни молока, яиц, творога. Как жили? Чем кормили детей?
Как оказалось, Надя – дочка Анны от прежнего брака. С первым мужем та разошлась еще в 2014 году. С тех пор девочку воспитывала бабушка, мать бывшего супруга. Не так давно мужчина погиб.
В 2022-м Анна вышла замуж за Александра Остапенко. (Он вырос в детдоме, мечтал о семье. Она тоже несколько лет провела в интернате, куда попала из неблагополучной семьи. Потом ее все-таки забрали родители). Вскоре в семье пошли дети: первая дочка, вторая, почти подряд. Но Аня и Саша хотели сына, говорят знакомые. И вот в июле 2025-го родился Мишутка. Правда, к тому моменту глава семьи уже сидел.
А что Надя? Мать приехала за ней раньше, еще в 2023-м. Как раз, когда начала рожать. Перевезла от бабушки, поселила у себя: «Живи тут, дочка!». Правда, роль определила незавидную – няньки и прислуги.
Бросила даже в роддоме?
По словам Нади, она особенно не спорила. Как-то отказалась мыть посуду, так ей быстро наподдал отчим, он был нетрезв. А потом от него «прилетело» и матери. За это и посадили.
Алкоголь, скандалы, дебоши… Александра соседи знали хорошо. Увы, Анна не пыталась остановить мужа. А всё чаще составляла ему компанию, даже когда вынашивала детей.
– 107 тысяч рублей «детские», плюс Сашка что-то заколачивал, Аня то там, то здесь работала. В общем, деньги были, – вспоминают знакомые. – Большую часть из них, похоже, спускали на пьянки-гулянки.
Впрочем, Надю это не пугало. До весны 2025-го они жили нормально, считает девочка. А после отчим загремел в колонию, мать моталась к нему, возила передачи. В итоге долгожданного (если верить супругам) сына родила сына раньше срока.
– Даже в роддоме она оставила ребенка на неделю и уехала к мужу в тюрьму! – утверждает в соцсетях кто-то из свидетелей случившегося. – Бедный малыш и там уже был один.
Дочка не хотела подводить мать
А когда Мишутке было месяца два, у Анны появился новый мужчина, 37-летний Егор Буянов. Почти сосед, их дома через дорогу, между ними не больше 500 метров. Судя по фото, человек как человек. Но от нахлынувших чувств она буквально потеряла голову.
– С конца сентября мама была дома редко, – поделилась Надя. – Часто у нас не было, что поесть. Раз в три-четыре дня мама приезжала, привозила две пачки макарон и банку тушенки. А потом снова уезжала.
Я писала ей, просила – привези продукты, даже отправляла список. Но мама отвечала не всегда. Начиная с ноября она показывалась всё реже, мне приходилось как-то выкручиваться самой.
Я варила для детей жидкую кашу на воде, кормила их два раза в день – утром и вечером. Но я не жаловалась, боялась, что из-за этого у мамы могут быть проблемы.
Заболела и не смогла кормить
Однако с 15 декабря проблемы возникли у самой Нади. Девочка заболела, ей было плохо: рвало, просто выворачивало наизнанку, очень кружилась голова. Может, от голода или «поймала» вирус.
А, возможно, и то, и другое. Встать с постели, что-то приготовить она была не в силах. Так дети остались без еды вообще.
В какой-то момент пришла в себя, вызвала скорую. Но о том, что малыши мучаются от голода, тают на глазах, отчего-то не сообщила.
– Она – девочка своеобразная, – комментирует знакомый семьи. – Долго жила с бабушкой, потом пропускала школу. Сидела с детьми годами. Что она видела, что знала? Ни друзей, подруг. Только «надо, надо, надо». Она старалась, как могла. Но по факту – мать жила за нее. Украла ее жизнь. А сама куролесила с этим Егором!
Когда нет сил даже проснуться
Но почему кормила детей жиденькой кашкой на воде?
– Я писала матери постоянно: «Ты где? Когда приедешь? Купи продукты?» – говорит Надя. – А она просто молчала. Мама никогда мне не говорила, сколько раз надо кормить детей! Я об этом понятия не имела. Думала, утром и вечером – достаточно. Я не знала, что малышей кормят каждые три часа!
А потом было уже поздно – Мишутка умер от истощения. Просто затих, перестал дышать.
– У маленьких деток от голода падает сахар, - объяснила в соцсетях одна из мамочек. – Тем более он был недоношенный. Они все время спят, от голода нет сил проснуться. Они даже почти не плачут, так как и на это у них нет сил. У меня самой дочка недоношенная – приходилось будить каждые три часа и кормить. И так до трех месяцев, пока у нее силы не появились просыпаться самой, чтобы поесть.
У Мишутки такого человека не оказалось. Его разбудить было некому. Надя просто не знала. А мать была «далеко», в 500 метрах, через дорогу. У того, кто оказался для нее дороже пятимесячного сына.
(*персональные данные изменены).