История с продажей квартиры Ларисой Долиной стала одной из самых обсуждаемых тем последнего времени. Популярная певица, продав жильё, спустя какое-то время заявила о мошенничестве, попыталась признать договор недействительным и отказалась передавать недвижимость покупательнице. Однако 16 декабря Верховный суд РФ, отменив вердикты нижестоящих инстанций, признал покупателя добросовестным. Окончательное решение по вопросу выселения артистки должен вынести Мосгорсуд 25 декабря.
Однако каким бы ни оказался вердикт, надеяться на снисхождение публики певице пока не приходится. Сеть по-прежнему пестрит гневными комментариями, и новости об очередной отмене выступлений певицы встречаются с бурным восторгом.
Эксперты считают, что столь негативная реакция по отношению к народной артистке связана прежде всего с тем, что она, наплевав на закон, воспользовалась своим «телефонным правом» и «порешала вопросики» с квартирой, по сути выкинув мать-одиночку на улицу без гроша в кармане. Однако есть и другая точка зрения: Долина оказалась заложницей собственной популярности, которая, как показала практика, имеет не только положительные, но и отрицательные стороны. Так кто же прав? Может быть, действительно зря народ ополчился на Ларису Александровну, а она на самом деле вся такая «белая и пушистая»?
Что послужило новым поводом для критики
Накануне на Ларису Долину вновь обрушился шквал критики. Вчера в СМИ появилась информация о том, что, отлично понимая, каким будет решение Мосгорсуда, певица обратилась к Полине Лурье с просьбой «остаться в квартире еще на несколько месяцев», объяснив это тем, что она якобы не успевает собрать свои вещи. Эта, казалось бы, невинная просьба сразу же вызывает несколько вопросов.
Во-первых, «собрать вещи» певица должна была ещё 1,5 года назад, когда продала квартиру. Хотя это еще можно как-то объяснить - ведь согласно официальной версии, Долина изначально не собиралась съезжать, думая, что участвует в тайной операции мифических спецслужб.
А во-вторых, те, кто внимательно следит за этим делом, в курсе, что по условиям сделки, Долина из проданной квартиры, помимо личных вещей, забирает лишь рояль и кресло к нему. То есть недвижимость, согласно договору купли-продажи, продана вместе со всем имуществом - шкафами, диванами, люстрами, всей кухонной утварью и прочим бытовым хламом. И тут уже совершенно неважно, какие себе там иллюзии строил продавец, заключая сделку. Спрашивается, зачем Долиной ещё «несколько» месяцев? Чтобы спустить рояль? Но даже самые ленивые грузчики управятся с инструментом за час. А может, речь идет о сценических костюмах? Тоже вряд ли - как известно, Лариса Александровна в Хамовниках давно не живет, предпочитая душной московской квартире загородный особняк, где наверняка и хранится её концертный гардероб.
То есть со стороны все выглядит так, как будто певица нарочно тянет время в надежде на какое-то чудо. Хотя какое, честно говоря, непонятно. Да, есть ещё Конституционный суд, но он действует в рамках основного закона государства, поэтому его к делу Долиной точно не пришьешь. А может, Лариса Долина рассчитывает на помощь той самой всесильной «крыши», в существовании которой уверен едва ли не каждый?
Так что же с той самой «крышей»?
Пока страна замерла в ожидании вердикта Мосгорсуда, в общественном пространстве всё громче обсуждается тема возможных последствий для той самой «крыши», благодаря которой, как утверждают злые языки, и появились прежние судебные решения в пользу Ларисы Долиной.
Общественный деятель Сергей Колясников уже высказывался на эту тему, заявив, что ответственность должны понести именно покровители артистки.
«Крайне любопытно, чем всё это обернётся для той самой “крыши”, которая обеспечила цепочку выгодных решений. Пока дело добиралось до Верховного суда, вся страна буквально тряслось. Иначе как диверсией это трудно назвать», - размышлял блогер.
По словам политолога Ильи Гращенкова, с судом действительно можно договориться, чтобы он принял решения, которые находятся в его компетенции, но не являются неправомерными.
«Суд вправе встать на любую сторону. Но если говорить о деле Долиной, то вынесенный вердикт не просто не был взвешенным — он противоречил здравому смыслу», - подчеркнул он.
Гращенков объясняет, что суд вполне мог назначить двустороннюю реституцию: деньги возвращаются покупателю, а объект — продавцу. Но в данном случае была применена схема, при которой недвижимость возвращается, а деньги должен возмещать кто-то третий. Политолог назвал это юридически сомнительным и допустимым лишь при серьёзном давлении «сверху». По его словам, столь рискованный шаг судьи могли сделать только под влиянием очень весомых сил.
Эксперт также напомнил о фрагменте программы «Сто вопросов взрослому», где Долина заявила, что инспекторы ГИБДД не имеют права останавливать её автомобиль.
«Её тогда спросили, как она поступит, если её остановит гаишник. На что последовал ответ: “Меня никто не остановит, меня вообще нельзя останавливать”. Т.е. Долина для народа - это символ обнагления элиты. Она сама активно культивировала этот образ», - отметил политолог.
Далее Гращенков добавил:
«Но давайте не смешивать влияние и крышу. Долина не может войти к судье в кабинет и приказать вынести нужное решение. Это всегда делается через звонок. Телефонное право, так сказать. И звонит кто-то, стоящий выше, человек, которому судья не посмеет отказать, даже осознавая, что подписывает себе профессиональный приговор. Посмотрим ещё, как сложатся карьеры этих судей».
То что "телефонное право" не сработало в случае с Верховным судом, Гращенков считает заслугой общества.
«Хочется верить, что это не просто столкновение "крыши" Долиной и некоей "крыши" Лурье. У Лурье, по-моему, вообще никакой "крыши" нет. Её единственная защита - общественное мнение. Люди у нас не любят элиты, а особенно обнаглевшие элиты», — резюмировал эксперт.
Однако член СПЧ Ева Меркачева уверена, что у Долиной реальной «крыши» никогда не существовало. По её словам, судьи - тоже люди, и они нередко испытывают особое почтение к известным личностям, награждённым множеством званий и титулов. Возможно, судья исходил из того, что перед ним — заслуженная артистка, внёсшая большой вклад в культуру, и это повлияло на его решение.
Она предположила, что служитель Фемиды мог рассуждать следующим образом: если речь идёт о столь статусной фигуре, то и вышестоящие инстанции, вероятнее всего, встанут на её сторону. Тогда зачем выносить противоположный вердикт и в итоге выглядеть некомпетентным?
При этом Меркачева подчеркнула: это не означает, что кто-то звонил судье и давил на него напрямую.
«Никто не диктовал ему, что именно делать, и никто не угрожал», — заверила правозащитница.
Причина вовсе не в «крыше»
Однако депутат Шамиль Валеев убеждён: нынешние беды Ларисы Долиной никак не связаны с некой «крышей». Народ, по мнению парламентария, «пинает» певицу совсем по другой причине.
«В истории с Долиной, которая повлияла и на рынок недвижимости, и на настроение людей в конце 2025 года, меня куда сильнее волнует не юридическая составляющая, а феномен коллективной травли и “культуры отмены”. СМИ одно за другим сообщают об отменах её концертов - всё это напрямую связывают с квартирным делом» - отметил депутат.
По словам Валеева, суть вовсе не в квартире и даже не в конкретных судебных формулировках. Просто для значительной части общества появилась удобная мишень - известный человек, которого можно безнаказанно публично ненавидеть. Никаких рисков - ни обвинений в фейках, ни дел о дискредитации, ни других тяжёлых статей.
«Долина не ответит. Никого за неё не накажут», - подчёркивает депутат.
Он добавляет: если бы люди, участвующие в этой травле, действительно хотели помочь вернуть потерянные деньги или восстановить справедливость, они не радовались бы срыву её выступлений. Ведь для артиста сцена часто остаётся главным источником дохода.
По мнению Валеева, злорадство по поводу сорванных концертов и превращение певицы в изгоя никак не помогло матери-одиночке. Тем более что у последней, как выяснилось, имелись более чем внушительные средства на покупку дорогостоящей недвижимости у знаменитости.
Парламентарий считает, что «культура отмены», мода вычёркивать артистов из общественной жизни - это заимствованный с Запада образ мышления.
«Всё это началось там. Человек, который оступился или нарушил принятые правила, тут же превращается, как у Оруэлла в “1984”, в “нелицо”. Его убирают отовсюду, стирают вклад, перекрывают источники дохода и демонстративно изгоняют из публичного пространства. При этом в судебной практике 2025 года полно дел с куда большими суммами и количествами пострадавших — счёт идёт на миллиарды и тысячи обманутых. Но средний класс и офисный планктон вдруг почувствовали моральное право безнаказанно топтать известную женщину, чьи заслуги перед искусством огромны, а творческий путь насчитывает уже более четырёх десятилетий», - отметил Валеев.
Он напомнил, что в репертуаре Ларисы Долиной множество ярких и любимых всей страной композиций, исполненных её узнаваемым джазовым голосом — от «Трёх белых коней» из «Чародеев» и ранней «Льдинки» до легендарной «Погоды в доме». Возможно, именно на этих песнях и выросли нынешние критики певицы — будучи детьми в 90-е годы.
«Что до правовой стороны, я рад, что Верховный суд наконец внёс ясность. А чем руководствовались те или иные судьи раньше - остаётся только строить версии» - считает депутат.
Валеев также допустил, что вся эта история может в перспективе даже сыграть певице на руку. Толпа иногда неожиданно начинает симпатизировать тем, кто выдержал удары и сумел устоять.
«А превратить минус в плюс - это уже вопрос грамотной продюсерской работы. Мы сегодня часто наблюдаем цифровые всплески популярности — внезапный интерес подростков к певице Кадышевой или ставшую вирусной «энергосберегающую» подтанцовку Булановой. Вот и я, признаться, впервые за долгое время послушал несколько композиций Долиной - и с удивлением вновь понял, какая же она сильная вокалистка. Думаю, что переосмысление отношения аудитории к Ларисе Александровне теперь пойдёт быстрее: всё наносное отвалится, а искусство останется» - подвёл итог Шамиль Валеев.