Я тут разболелся и вчера не смог ничего написать, по правде, и сейчас себя чувствую не особо важно. Тем не менее, это действительно большое событие, впервые совершил полёт Байкал с российским двигателем ВК-800СМ и воздушным винтом АВ-901! Особенные поздравления Владимиру Павловичу, достойный человек, достойный результат.
Байкал так-то уже летал, но там стояла американская версия бессменного Вальтера, теперь у нас есть свой собственный Вальтер, который незаменим для маленьких турбопропов. Впереди Освей, УТС и другие проекты. Здесь именно самое интересное — это двигатель, чей полёт вернёт к жизни несколько проектов, которые ждали двигатель, затаив дыхание.
Сертификация Байкала с ВК-800СМ/АВ-901 ожидается до конца 2026 года. Дальше самолёт будет доступен для эксплуатации. Массовой заменой Ан-2, он конечно не станет. Для сельхозработ, как и для перевозки пассажиров он дороговат. Где-то, где нет альтернатив, его возьмут и будут субсидировать. Он подошёл бы для авиалесоохраны неплохо, там тендеры жирные в плане денег (относительно, конечно). Возможно, в более-менее богатых областях для санавиации (где вертолёт не подходит).
Для оценки рынка можно поглядеть на ТВС-2МС. Сейчас это вполне добротная замена Ан-2 (которую почему-то все ждут, хотя вот она — бери и заворачивай). Но заказов 4-6 самолётов в год. Впрочем, примерно так же было и с Ан-3. Проблема, о которой писали ранее, это стоимость самолёта. Ан-2 выпустили более 18 тысяч штук. Там были другие цены, как и другие требования по безопасности. Всего 1 тысяча Байкалов обойдётся бюджету в 340 миллиардов рублей. Это примерно 1% от всей доходной части бюджета РФ. А если учесть высокую стоимость лётного часа и необходимость субсидировать каждый полёт, то бюджет получит огромный удар непонятно ради чего. И это только тысяча, а там было 18 тысяч. Если даже прикинуть, то 18 тысяч Байкалов бы стоили 6,12 трлн рублей. Один Байкал при субсидировании рейсов будет давать бюджету убыток около 12 млн рублей в месяц (при налёте 120 часов, л/ч 150 000 рублей, субсидия 2/3). Тысяча Байкалов бы дали убыток в 12 млрд рублей в месяц или 144 млрд рублей в год.
Поэтому Байкал не сможет получить настоящей массовости, но станет нишевым самолётом. На сельхозработах партизаны допинают последние Ан-2, перейдут постепенно на коптеры. В плане региональных перевозок у того же Освея (18 мест) или ТВСа (12 мест) больше шансов в силу большей вместительности (а второй ещё и двукратно дешевле). Даже если посмотреть на применение ТВСов сейчас, то там аварийно-спасательные полёты, авиалесоохрана, различные авиаработы, как правило, связанные с бюджетом. Есть и исключения — в Бурятии летал и скапотировал на кочке ТВС, который летал на регулярном рейсе между местными посёлками с полной оплатой всех расходов Республикой, а также есть ТВС и в Магаданской области, который возит вахтовиков Полиметалла и не только. В общем там, где есть деньги, там у самолёта есть применение. В полностью коммерческом варианте эксплуатации на регулярных рейсах самолёт летать не сможет. Кто-то должен будет оплачивать эти рейсы.
Поэтому мой прогноз — лет за 10 самолётов наклепают штук 50, чтобы закрыть потребности рынка, примерно столько же ТВСов выпустят за это время. 100 самолётов с лихвой закроют потребности в этих типах, а остальное заберут беспилотники или более вместительные самолёты. Полноценной замены Ан-2 для него не получится в силу главной особенности Ан-2 — низкой стоимости. Поэтому он сможет его заменить там, где имеется запас при повышении расходной части. А где запаса нет — Ан-2 продолжат летать, пока есть. А потом, может быть заменят дешёвые беспилотники, задача пропадёт из-за нерентабельности либо на неё тоже выделят бюджет.
Тем не менее, радуемся самолёту, радуемся двигателю. Работа была сделана, результат виден. Как тут говорят: вот когда увидим в воздухе, тогда и поговорим. Пожалуйста — заглавное фото страницы. Самолёт есть, да и фронт работ для него есть.
Телега — https://t.me/skyexpert1
Чат в телеге - https://t.me/+TzJ1GDiucuIzYmEy
Обратная связь - связаться с автором
https://forms.yandex.ru/u/63e7785bc09c0260fbd23b8d/
Подборки тематических статей автора доступны здесь: https://disk.yandex.ru/d/1zEi-HaWotgaBA
------------------------------------------------------------------------------
1. Лучшая благодарность – потраченный час своего времени со мной за кружкой чая за беседой про нашу авиацию. Наверное, это единственный формат, в котором я сейчас реально нуждаюсь. Однако напишу номер карты, куда можно и просто сбросить на кружку пива/мороженое ребенку/цветы жене: 2202 2019 3089 2183.
2. Копия данной статьи расположена на платформе Livejournal по адресу:
3. Автором данной публикации является владелец данного канала. Статья не содержит конкретных данных по какому-либо рейсу и перевозчику, не содержит конфиденциальную и коммерческую информацию.
4. Информация о планах по каналу, по взаимодействию с автором опубликована:
https://travelfoxes.livejournal.com/393617.html
https://dzen.ru/media/skyexpert/plany-po-vedeniiu-kanala-v-2024-godu-65932b4092a5031d8229b823