Найти в Дзене
Минутная История

Как некроманты залили кровью Поднебесную

Когда мы вспоминаем о человеческих жертвоприношениях, на ум обычно приходят ацтеки, майя или финикийцы, но никак не китайцы. И правда, буддизм и конфуцианство не располагают к подобному. Но когда-то в древности Поднебесная была иной, там процветали жестокие боги и темные культы, требовавшие крови. Настоящее море крови. Первым доказательством того, что в Китае приносили людей в жертву, стали раскопки 1928 года. Тогда археологи начали копать в Центральном Китае, на месте бывшей столицы первого китайского государства Шан (1600–1046 гг. до н. э.). Ученые нашли множество интересных артефактов, но больше всего их поразили гадальные кости и могилы. Гадальные кости удивили специалистов мастерством и древним письмом цзягувэнь. Но главное, они содержали подробные записи условий сделок с духами и имена жертв. Таких костей на раскопках нашли около 15 000. Один ритуал часто требовал примерно десятка человеческих жизней. Из-за этого археологи считают, что всего в жертву могли принести около сотни ты

Когда мы вспоминаем о человеческих жертвоприношениях, на ум обычно приходят ацтеки, майя или финикийцы, но никак не китайцы. И правда, буддизм и конфуцианство не располагают к подобному. Но когда-то в древности Поднебесная была иной, там процветали жестокие боги и темные культы, требовавшие крови. Настоящее море крови.

Первым доказательством того, что в Китае приносили людей в жертву, стали раскопки 1928 года. Тогда археологи начали копать в Центральном Китае, на месте бывшей столицы первого китайского государства Шан (1600–1046 гг. до н. э.). Ученые нашли множество интересных артефактов, но больше всего их поразили гадальные кости и могилы.

Гадальные кости удивили специалистов мастерством и древним письмом цзягувэнь. Но главное, они содержали подробные записи условий сделок с духами и имена жертв. Таких костей на раскопках нашли около 15 000. Один ритуал часто требовал примерно десятка человеческих жизней. Из-за этого археологи считают, что всего в жертву могли принести около сотни тысяч людей за все время, хотя в царстве Шан одновременно проживало не более трехсот тысяч.

-2

Не менее поразительными были и гробницы. Огромные площади вокруг царских могил занимали захоронения слуг и военнопленных, порой десятки, а иногда и сотни людей, положенных рядом с правителем. Каждый такой участок словно повторял иерархию жизни при дворе.

В представлениях многих китайцев той эпохи человеческая природа была разделена надвое. Считалось, что в каждом человеке сосуществуют две сущности: приземленная, связанная с телом и повседневным бытом, — гуй, и высшая, благородная — шэнь. Именно последней приписывали особую силу. В государстве Шан полагали, что даже после смерти она способна положительно влиять на судьбу страны. Считалось также, что у важных персон — чиновников, полководцев и императоров, этой души было особенно много. Однако для сохранения ее благосклонности требовалось постоянно «подмазывать» жертвенной кровью. Так ритуалы приобрели институциональный характер. При этом не имело значения, были ли жертвы чужаками или собственными подданными.

Кровавая вакханалия длилась в Поднебесной около 500 лет. В жертву приносили всех — детей, женщин, даже собак — пока в 1045 году до н. э. не пришла династия Чжоу и не запретила некроритуалы. Почти тысячу лет Китай не знал подобных практик в таких масштабах, пока не появился Цинь Шихуанди, первый император Китая. Он погубил десятки тысяч людей и был человеком с жестким характером, но отнюдь не безумным, как его сыночек.

-3

Цинь Шихуанди заранее подготовил себе роскошную гробницу, заполненную сокровищами и снабдив ее той самой терракотовой армией. Это, так сказать, здоровая альтернатива прежним кровавым порядкам. Однако его наследнику, Эр Шихуанди, показалось этого мало, и он устроил резню поистине императорского масштаба. После смерти отца он приказал умертвить его наложниц и приближенных. Рабочие, трудившиеся над оформлением гробницы, также были замурованы заживо — на всякий случай, чтобы больше такого «барокко» не построили. Ценой всего этого стал распад империи. Эр Шихуанди не смог удержать власть, против него поднялись заговорщики, и он был убит. Династия Цинь пала.

Интересно, что корни гадательных практик эпохи Шан живы и сегодня. Современные китайские так называемые медиумы по-прежнему используют «И-цзин» — «Книгу Перемен», составленную в VIII веке до н. э. на основе тех самых знаний.