Конец семидесятых — это не только «Saturday Night Fever». Пока одни артисты гремели в чартах, другие крутили пластинки в хижинах звукозаписи Muscle Shoals, экспериментировали в миланских студиях или собирали в Лос-Анджелесе dream team сессионщиков для одного-единственного альбома. Эта подборка — для тех, кому наскучили хрестоматийные хиты.
В альбомах для прослушивания я делюсь композициями, которые мне понравились
1. Битва за танцпол: от южного соула до космического диско
Здесь живёт грув. Музыка, созданная для одного — завести танцпол. Но звучала она при этом по-разному: где-то по-бразильски жарко, а где-то по-европейски холодно и космически.
Mavis Staples – «Oh What A Feeling» (1979)
Голос Mavis Staples — это целая история. В 1979-м она приехала в храм южного звука — Muscle Shoals Sound Studios — и с помощью продюсера-легенды Джерри Уэкслера сделала невероятное: элегантно вплела диско-биты в свой соул. Ритм-секция Swampers обеспечила фирменный живой грув, а поверх — уже диско-струны и синтезаторы. Получилось мощно, душевно и без всякой потери лица. Диско по-взрослому.
Muscle Shoals Horns – «Doin' It To The Bone» (1977)
А вот те самые ребята, которые играли на тысячах хитов. Их собственный альбом 1977-го — это чистый, беспримесный инструментальный фанк-диско. Барабаны Роджера Хокинса, бас Дэвида Худа, и поверх — огненные духовые партии саксофониста Харви Томпсона и тромбониста Чарльза Роуза. Бескомпромиссная бомба для танцпола, это настоящий драйв от виртуозов, которым плевать на продакшн - главное игра, главное драйв и ритм.
Peaches & Herb – «2 Hot!» (1978)
Если нужно одним альбомом объяснить, что такое американское диско в его самом гладком и хитовом виде — вот он. «Shake Your Groove Thing» и «Reunited» — два абсолютных гимна эпохи, созданные продюсером Фредди Перреном. Звук собран из лучших сессионщиков Западного побережья. Идеально отполированный, невероятно мелодичный эталон жанра, который до сих пор звучит безупречно.
Tim Maia – «Reencontro» (1979)
Пока мир танцевал под американское диско, в Бразилии Tim Maia делал своё. Он взял диско-бит и утопил его в океане бразильских ритмов, сочных духовых аранжировок Lincoln Olivetti и своего мощнейшего вокала. «Reencontro» — это не подражание, а вулканическая смесь фанка, соула и MPB. Звук, который грел пляжи Рио с той же энергией, что и «Le Freak» — Нью-Йорк.
V.I.S.A. – «San Francisco» (1979)
Итальянцы умели делать диско не только для тел, но и для разума. Проект V.I.S.A. — тому подтверждение. Четыре трека по 8-9 минут каждый. Аранжировщик Celso Valli строит композиции на мощном басу, слоистых синтезаторах и скупых, но эффектных мелодиях. Это диско для погружения и медитации на танцполе, где ритм — гипнотический пульс, ведущий в звуковое путешествие.
The Philly Rollers – «Super Soul» (1977)
Не все проекты рождались для славы. The Philly Rollers — типичная рабочая лошадка индустрии. Их формула: взять актуальные хиты (от Barry White до The Brothers Johnson) и сделать добротные, танцевальные каверы. Музыка «второй свежести», но именно такие пластинки крутили диджеи в клубах поменьше и ставили на радио, когда не могли раздобыть оригинал.
2. Авторский взгляд, студийная магия и чистый эксперимент
Пока одни гнались за хитами, другие творили для себя, для кино или просто для удовольствия поиграть с новыми технологиями. Здесь живут уникальные голоса и безумные идеи.
Stephen Bishop – «Careless» (1976)
Stephen Bishop с дебютником «Careless» сделал почти невозможное — записал эталонный альбом в стиле «мягкий рок», который полюбили все. Хит «On and On» — цветочки. Ягодки — это гостевой список, от которого снесёт крышу любому меломану: гитарные соло Eric Clapton и Larry Carlton, бэк-вокал Art Garfunkel и Chaka Khan, ритм-секция лучших сессионщиков Лос-Анджелеса. Тёплый, бриллиантово аранжированный поп, сделанный с безупречным вкусом.
Rupert Holmes – «Partners In Crime» (1979)
Не сводите Rupert Holmes только к «Escape (The Piña Colada Song)». Да, этот хит есть, но весь альбом «Partners In Crime» — это мастер-класс интеллигентного, ироничного поп-рока. Холмс сам пел, играл на всех клавишах и саксофоне, писал аранжировки. Треки вроде заглавного или меланхоличной «The People That You Never Get To Love» раскрывают его как тонкого рассказчика. Умная музыка с отличным чувством юмора.
Roger Webb – «Special Edition No. 3 - The Pulse Of The Cities» (1977)
За кадром тысяч телепередач 70-х звучала вот такая музыка. Roger Webb — композитор-прикладник, а его альбом — сборник инструментальных зарисовок о городах мира. Фанковый «New York», джазовый «Paris». Это не арт, а утилитарный, но высшего класса продукт для лицензирования в медиа. Редкий взгляд на «невидимый» фундамент музыкальной индустрии, который диджеи теперь с удовольствием откапывают для сэмплов.
Roberto Cacciapaglia – «The Ann Steel Album» (1979, переизд. 2011)
На самой странной и прекрасной окраине нашей подборки — работа итальянского композитора-минималиста Roberto Cacciapaglia. Альбом 1979 года (переиздан в 2011-м) — это сплав академической музыки, ранних синтезаторов и отстранённого вокала Ann Steel. Звучит как футуристическая экспедиция: холодный синти-поп, ритмичные эксперименты. Музыка, которая опередила время лет на двадцать, и её культовый статус среди ценителей электроники абсолютно заслужен.
Piero – «Welcome Piero» (1978)
Ещё один европейский электронный эксперимент, но уже более танцевальный. Бельгийский проект Piero создавал холодный, минималистичный саунд где-то между диско и ранней электроникой. В записи помогал немецкий пионер электроники Harry Thumann. Получилась музыка для продвинутых клубов — с диско-битом, но с атмосферой, предвосхищающей новую волну.
Stephanie – «One In A Million» (1980)
Чтобы картина была полной, вот вам явление — Contemporary Christian Music (CCM). Альбом певицы Stephanie 1980-го — это качественный, тёплый поп-рок в духе кантри-попа, записанный с топовыми сессионщиками Нашвилла. Разница — в текстах, полностью посвящённых христианской вере. Интересный артефакт параллельной музыкальной вселенной, которая развивалась по своим законам, но на том же профессиональном уровне.
3. Глобальный микс: когда звуки путешествовали по миру
К концу 70-х границы между сценами стали прозрачнее. Европейцы делали свой поп, японцы — своё диско, а продюсеры собирали интернациональные команды. Это звуки нового, более глобального мира.
Nadia Cassini – «Encounters Of A Loving Kind» (2025, оригинал 1978)
Тот случай, когда раритет спустя почти 50 лет получает заслуженное переиздание. Альбом итальянской актрисы и певицы Nadia Cassini 1978-го — чистое диско с меланхоличными синтезаторами и пульсирующим битом. Сам факт лимитированного рейссинга в 2025-м говорит о культовом статусе.
Mike Castald – «Ideal Lover» (1979)
Ещё одна итальянская история. Mike Castald — проект, чей саунд более электронный и «космический». Пузырящие синты, механистичные ритмы, отличный вокал.
Mikael Rickfors – «Kickin' A Dream» (1979)
Шведский артист Mikael Rickfors в 1979-м метался между амплуа: то гитарный поп-рок, то попытки вписаться в диско, то регги-ритмы. Получилось неровно, но искренне — как дневник музыканта, который честно пытался найти себя в быстро меняющемся мейнстриме. Любопытный пример европейской эклектики.
Waterloo & Robinson – «Clap Your Hands» (1976)
Европейцы обожали перепевать калифорнийский звук. Австрийский дуэт Waterloo & Robinson — добротный образец такого сплава. Тёплый, акустический поп-рок с налётом кантри, записанный в Мюнхене. Музыка для спокойного радиоэфира, которая звучала в Европе так же естественно, как Eagles — в Штатах.
The Eastern Gang – «The Flasher» (1979)
Настоящий раритет и курьёз. The Eastern Gang — проект, продюсированный в Японии, но изданный в Канаде. Звук — это дикий сплав западного диско с характерными азиатскими синтезаторами и мелодиями. Тематика в духе «Hamburger Man» добавляет лёгкого китча. Безумно интересный артефакт глобализации, показывающий, как диско преломлялось на другом конце света.
Paul Anka – «Headlines» (1979)
Paul Anka в 1979-м собрал в студии dream team лос-анджелесских сессионщиков: David Foster, Larry Carlton, Tom Scott, Jay Graydon, басист James Jamerson Jr. Звук — безупречно отполированный, дорогой поп-рок. Это вершина индустрии, где артист выступает как дирижёр, сводящий воедино работу лучших в своём деле. Must-listen для ценителей студийного мастерства.
Teri DeSario – «Pleasure Train» (1978)
Ещё один продукт диско-индустрии на пике. Teri DeSario записывалась на Casablanca, одну песню для неё написал Barry Gibb, а музыканты играли из Muscle Shoals. Получилось качественное, энергичное диско для мейнстримных танцполов. Не самый уникальный, но честный и хорошо сделанный образчик звучания 1978 года.
Вот такой вышел пёстрый винегрет. 19 релизов, которые и рядом не стояли в одном чарте, но вместе они — и есть та самая живая, дышащая музыкальная жизнь конца 70-х.
Хорошего дня!