СТРЕЛЯЮЩАЯ ЛОВУШКА
В подземном штабе 1442-го гвардейского мотострелкового полка 6-й дивизии оживленно. Полк относится к Южной группировке войск и сейчас освобождает важный город Константиновку. На огромные экраны выведены поля сражений. Иногда это действительно поля, иногда — лесополки или жилая застройка. А иногда, вот как сейчас, просто небо, в котором идёт воздушный бой.
Операторы БПЛА ловят вражескую «Бабу Ягу». Звука нет, но можно представить как с легким щелчком из сеткомета обычного маленького дрона - «мавика» вылетает заранее сложенная сеть и накрывает огромную 6-винтовую «бабу», которая пикирует вниз. Тяжелые украинские дроны-бомбардировщики долгое время портили жизнь нашим бойцам. Но рецепт борьбы с ними найден.
Начальника полковой ПВО с позывным «Водолей» удалось поймать в коридоре. Он торопился, но согласился ответить на вопросы.
- Сеткометы - ваша разработка?
- Есть один товарищ в Москве, это он придумал. А мы усовершенствовали и взяли на вооружение.
- Они эффективней способов, которые применялись раньше?
- Очень эффективные! За полтора года мы ими сбили больше 2,5 тысяч беспилотников противника. А таких как «Баба Яга» — около 200. Там, где мы работаем, удается обезвредить 80 процентов вражеских дронов. Вот сегодня сбили сетками 12 «мавиков», одного FPV-минера, который минировал дорогу, и одну «Бабу Ягу» в районе Предтечино. А бывало за день сразу 8 «бабайог».
Раньше бойцы ПВО сбивали беспилотники переносными ракетными установками, дронами-камикадзе и обычным стрелковым оружием. Но сетка оказалась самым простым и дешевым решением.
На торговых площадках сеткометы продают по 70-100 тысяч рублей. Но в полку их печатают на 3D принтерах - по себестоимости выходит 1200 рублей. А каждая сбитая «Яга» стоит до 2 миллионов.
Диаметр тонкой рыбацкой сетки — 3 метра. «Мавик»-разведчик находит вражеский коптер, зависает в паре метров над ним, срабатывает пиропатрон, сетка вылетает и запутывается в винтах противника. Падающие как зрелые груши украинские беспилотники потом собирают по полям и везут в лабораторию — на запчасти.
РУПОР ЗАМПОЛИТА «ЧУМЫ»
В полку есть несколько лабораторий. Точнее - мастерских, где работают над созданием дронов. Речь не только о небесных, но и о наземных беспилотниках, у которых есть преимущества по сравнению с летающими. На самоходных тележках, колесных и гусеничных, можно подвезти боеприпасы и продовольствие. Едут медленно, но вес берут большой.
Одну тележку в полку приспособили для агитации. Это придумал замполит роты с позывным «Чума». Тележка сделана просто: двигатель от шуруповерта, антенны — из прутка арматуры и вешалки. Получилось дешево и очень сердито.
Раньше динамики вешали на деревьях. Теперь на передовую выезжает тележка со стадионным громкоговорителем и предлагает противнику сдаться. Для большего психологического воздействия транслируются цифры вражеских потерь (кстати, подлинные). Противнику решать, пополнить статистику или сохранить себе жизнь. А пока он думает, в его честь исполняется жизнерадостная песня: «Матушка-земля, белая березонька».
Враг постоянно пытается найти и уничтожить назойливый «рупор русской пропаганды». Но машинка мелкая, шустрая, может спрятаться под любым кустом. А начав стрелять по кустам, противник выдает себя.
А попробуй не начни стрелять, несколько часов слушая оглушительный хит про березоньку! Каким желто-синим скотчем каску не обматывай, а будешь подпевать. Ну а если и Картункова не помогает, можно применить тяжелую музыкальную артиллерию - Шамана. Ни один враг не выдержит, да и самим бы поберечься.
ПРИРУЧЕНИЕ ДРОНА
Но вообще военные лаборатории - дело серьезное. Тут круглосуточно гудят 3D принтеры, печатают хвостовики для сбросов и корпуса смертоносных снарядов для БПЛА. А в одной из мастерских реанимируют сбитых «бабок ежек». В российской армии нет промышленных аналогов украинской «Бабе Яге». Потому что нет аналога «Старлинка», и эта проблема пока не решена. В глобальном смысле не решена, но на местах решается талантливыми бойцами и командирами.
Используют как трофейный «Старлинк», так и собственные системы радиосвязи, а в последний год научились «Бабу Ягу» приручать.
Техник взвода БПЛА с позывным «Белый» крутит в руках одну из лап украинского гексакоптера. Складывающаяся лапа похожа на ногу гигантской саранчи, а сама «Яга» в собранном виде напоминает свастику. Ну, раз уж такое летит к нам с Запада, почему не отправить им обратно?
Техник «Белый» разбирает сбитые трофейные коптеры и из трех «раненых» собирает один рабочий. Раньше восстанавливал «мавики», но и с более сложной «Ягой» разобрался за месяц.
- Самое трудное оказалось восстанавливать и прошивать её камеры высокого разрешения, — признается он.
Разложенный на столе, коптер в диаметре 2,5 метра. Раньше такие летали на бензиновых двигателях, их было не только хорошо видно, но и слышно. Поэтому летали они по ночам. Оттого и второе название этого тяжелого украинского коптера — «Вампир».
Сейчас у них двигатели электрические, тихие. А бои идут с такой интенсивностью, что враг коптеры не жалеет - отправляет и днем. Тем лучше: запчастей много не бывает, все пригодится.
ДАМЫ НЕЛЕГКОГО ПОВЕДЕНИЯ
Боец с позывным «Молодой» — один из пилотов трофейной «Бабы Яги». Он мобилизованный из села в Алтайском крае. Бывший учитель физкультуры, серьезно занимался единоборствами. Раньше служил штурмовиком, но после ранения пришлось выучиться на оператора БПЛА. Летал на «мавике». Говорит, что у него больше тысячи вылетов, а может и двух. Летать приходилось много, и этот опыт пригодился. После того как в полку появились трофейные гексакоптеры, «Молодой» решил их освоить.
- В первый вылет полетели к блиндажу противника. А тот как раз ждал припасы. Думал, что это своя «Яга» прилетела, не стал прятаться. А к нему прилетела ТМ-ка (танковая мина. - Ред.) на 10 килограмм.
- Наверное наши тоже могут перепутать и сбить эту «Ягу» как вражескую?
- Бывает такое. Поэтому перед вылетом всех предупреждаем. Но на самой передовой штурмовик не будет разбираться, чья «Яга».
На гексакоптер можно прицепить не только ТМ-ку, но и 2 термобарических снаряда. Ее основная задача - разбирать блиндажи. Но можно и доставлять провизию. Главное предупредить своих, чтобы не перепутали. Наши штурмовики уже привыкли, что «Яга» бывает «перевербованной», и не боятся ее — встречают в тумане, собирают посылки.
В 1442-м полку пока один расчет «Бабы Яги». Готовится второй. На один тяжелый коптер нужно четыре человека: оператор, оператор-штурман и инженеры. В запасе две «Яги», сейчас ремонтируют третью.
«Яга» - крепкий дрон. Однажды был случай: вражеский камикадзе пытался ее сбить, повредил мотор. «Яга» упала на территорию, которую контролировал противник. Но «Молодой» сумел ее завести дистанционно! Она взлетела и на оставшихся пяти моторах добралась домой! Техник ее подремонтировал, и на следующую ночь она снова работала.
- Вы даёте им имена?
- Сейчас на позиции работает Хукер (девушка с низкой социальной ответственностью по англ.), это юмор такой, - смущаясь отвечает «Молодой». - До этого Матильда была. А ещё Белоснежка.
За время работы расчет потерял с десяток восстановленных «бабок-ежек». Жалко, но не страшно. Они успели принести пользу. А сбитых привезут ещё, каждый месяц — полдюжины. Не зря в 1442-м полку работает ПВО.
ЗДОРОВАЯ ВЕЩЬ, НУЖНО РАЗВИВАТЬ
Взвод БПЛА находится в составе разведроты полка. Командир взвода с позывным «Трегуб» впоминает:
- У нас ротный был, позывной «Карп». И однажды его гнал вражеский «мавик», а потом ещё FPV-шки по нему отработали. И он тогда сказал: «Здоровая вещь, но в руках противника… Нужно и нам развивать». И мы стали первыми операторами БПЛА в корпусе.
Оказалось, можно работать дистанционно, сохраняя жизни штурмовиков. 8 месяцев назад, наблюдая как две вражеские «Бабы Яги» кошмарят парней, в полку решили освоить и эту технологию.
«Молодой» тогда пришел к командиру и сказал: «Надоело сбрасывать ВОГи (гранаты от подствольника. - Ред), нужно что-то тяжелое. Давайте Ягу соберем!»
Собрали. И теперь скидывают на головы противника мины до 20 кг весом. Все детали найдены на полях. Только системы сброса и ножки изготавливают сами. И программное обеспечение пишут свое. У «Яги» есть автопилот. Когда видимость плохая, она может лететь по приборам, учитывая рельеф местности.
Если на позиции нужно доставить такелаж (продукты и воду), придумывают собственную упаковку, чтобы не повредить припасы. Запенивают снаружи банки и бутылки, чтобы, упав с высоты, не разбивались.
Но тяжелая «Яга» - лишь экзотическое (хотя и вполне эффективное) дополнение к основному воздушному флоту полка. Здесь стремительные FPV-камикадзе, на которых местные асы крутят «бочки» и другие фигуры высшего пилотажа с прицепленным снарядом. И медлительные, но глазастые и опасные оптоволоконные дроны. И несущие тяжелый заряд крылатые «Молнии».
Год назад многие говорили: «Небо за противником. Из-за дронов невозможно дышать». Но кажется ситуация изменилась. Теперь пусть попробует продышаться противник.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Хороший дроновод дороже танка: Как наши операторы БПЛА бьют врага и создают роботов на передовой
Комсомолка на MAXималках - читайте наши новости раньше других в канале @truekpru