Традиция празднования Нового года в России претерпела несколько значимых, даже, кардинальных преобразований.
Новый год в петровское время
После принятия христианства на Руси Новый год отмечали 1 марта – летоисчисление шло «от сотворения мира». Но при Иване III в 1492 году дату перенесли на 1 сентября – это было удобно для подведения итогов сбора урожая и организации государственных дел. Празднование включало торжественные службы в Кремле, церковные крестные ходы и народные ярмарки.
Переломный момент наступил в 1699 году – Петр I издал два указа: о переходе с 1 января 1700 года на летоисчисление от Рождества Христова и о праздновании Нового года 1 января. Но на григорианский календарь Петр переходить не стал, из-за чего праздник стали отмечать на 11 дней позже, чем в Европе. Впоследствии разница между двумя календарями увеличилась до 13 дней.
Петровский указ детально прописывал новые обычаи: поздравления, праздничные службы, пушечные залпы, «огненные потехи» и украшение домов и дворов хвойными ветвями. Также предписывалось поздравлять друг друга с Новым годом, а знатные люди по распоряжению Петра I должны были ездить друг к другу в гости. Тех, кто отказывался, могли насильно привезти на празднества.
В 1700г первый новый год по новому стилю праздновали в Москве целую неделю с кострами, пушечными и ружейными салютами и фейерверками. По сути, это был настоящий зимний городской фестиваль. Так постепенно стала складываться светская, шумная и радостная традиция с салютами.
Петр I лично следил, чтобы праздник проходил пышно и масштабно. Он поздравлял вельмож, дарил подарки, участвовал в праздничных мероприятиях и забавах.
Народ в гостях у императора: Новый год в Зимнем дворце
С окончанием петровской эпохи празднование Нового года снова трансформировалось. Украшать дома еловыми ветками перестали, зато празднества, пушечная пальба и застолья пришлись по душе в основном среди дворянства и при дворе.
При Екатерине II двор охватила мода на маскарады, танцы и народные забавы. Считается, что именно тогда и вошёл в обиход обычай дарить новогодние подарки.
Но самая удивительная традиция родилась в XIX веке при Александре I. Каждое 1 января ворота Зимнего дворца распахивались для всех жителей столицы! На грандиозный праздник во дворце могли прийти представители любых сословий.
Очевидцы описывали это так: «...купцы, мещане, лавочники, ремесленники всякого рода, даже простые бородатые крестьяне и крепостные люди, прилично одетые. Все это теснилось и толкалось вместе с первыми чинами двора, представителями дипломатии и высшего света. Разодетые дамы, в бриллиантах и жемчугах, военные и штатские звездоносцы и вперемежку с ними фраки, сюртуки и кафтаны. Государь и царское семейство, с многочисленною свитою, прохаживаясь из одной залы в другую, иной раз с трудом могли пройти сквозь толпу».
В некоторые годы 1 января дворец посещало до 30 000 человек — почти пятая часть всего Петербурга!
«В залах расставлено было множество буфетов с золотой и серебряной посудой, с прохладительными напитками всякого рода, отличными винами, пивом, медом, квасом, с обилием кушаний всякого рода от самых изысканных до простонародных… Толпа вокруг буфетов сменялась толпою по мере того, как они опоражнивались и снова наполнялись. На таких ежегодных праздниках иной раз наезжало в Зимний дворец от 25 до 30 тысяч человек. Иностранцы не могли надивиться порядку и приличию толпы, и доверчивости государя к своим подданным, которые с любовью, преданностью и чувством самодовольства теснились вокруг него в течение 5 или 6 часов. Иностранцы не могли надивиться порядку и приличию толпы, и доверчивости государя к своим подданным, которые с любовью, преданностью и чувством самодовольства теснились вокруг него в течение 5 или 6 часов. Тут не соблюдалось ни малейшего этикета, в то же время никто не злоупотреблял близостью к царской особе», - описывали очевидцы.
Традиция единения царя с народом продлилась до правления Александра II, когда участившиеся покушения заставили двор думать прежде всего о безопасности.
Новый год после Октябрьской революции: запрет и возрождение
С приходом советской власти праздник пережил сложный период. В 1918 году страна перешла на григорианский календарь, из-за чего образовалась разница в 13 дней со старым стилем: после 31 декабря сразу наступило 14 января. Так появился неофициальный праздник — Старый Новый год.
Русская православная церковь не приняла нововведения, сохранив юлианский календарь, из-за чего Рождество стало отмечаться 7 января (25 декабря по старому стилю).
В первые послереволюционные годы новогодние и рождественские традиции сохранялись. Однако в середине 1920-х годов началась антирелигиозная кампания. В 1929 году празднование Рождества было официально запрещено, и Новый год тоже попал под раздачу, как буржуазный пережиток. Ёлки и публичные гуляния оказались под запретом.
Возрождение праздника произошло в 1935 году по инициативе партийного деятеля Павла Постышева. В газете «Правда» вышла его статья «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!».
После стольких лет запрета, заявление было достаточно смелое. Было понятно, что есть разрешение сверху .
На следующий день было опубликовано постановление ЦК ВЛКСМ о проведении 1 января комсомольцами и пионерами елок "весело и без занудства".
Уже 1 января 1936 года «Правда» поместила на первой полосе новогоднее поздравление от Сталина. В том же году прошла первая официальная советская ёлка с Дедом Морозом, а годом позже к нему присоединилась Снегурочка.
С этого момента Новый год окончательно утвердился как главный светский семейный праздник в СССР, сохранив многие прежние традиции, но наполнившись новым, советским содержанием.
Буду рада видеть в своем ТГ канале Ты и Петербург. Присоединяйтесь, )