Найти в Дзене
Екатерина Сокуренко

Дорога жизни

Дорога жизни – путеводитель от гида для самостоятельной поездки Как я уже писала ранее, на этом канале мы с вами будем говорить о Блокаде Ленинграда, в частности стараться не отходить от темы эвакуации населения. Для начала, решено пройтись по-настоящему, и отправиться в виртуальное путешествие по шоссе Дорога жизни, чтобы потом не объяснять какие-то моменты, а предполагать, что вы уже это знаете. Эта статья будет полезна тем, кто захочет отправиться к берегам Ладожского озера самостоятельно, без меня или другого гида, посмотреть по пути памятники и мемориалы, которые будут вам встречаться вдоль шоссе. Где-то Вы сможете остановиться, открыть эту статью и прочитать нужную информацию. Я не везде фотографировала сама, обычно во время работы нет на это времени, поэтому пока что я взяла недостающие фото из открытых источников. 21 августа 1941 г. немцам удалось захватить Чудово и пересечь в этом направлении главный ход Октябрьской магистрали. Поезда на Москву и восток страны (с эвакуируемым
Оглавление

Дорога жизни – путеводитель от гида для самостоятельной поездки

Как я уже писала ранее, на этом канале мы с вами будем говорить о Блокаде Ленинграда, в частности стараться не отходить от темы эвакуации населения. Для начала, решено пройтись по-настоящему, и отправиться в виртуальное путешествие по шоссе Дорога жизни, чтобы потом не объяснять какие-то моменты, а предполагать, что вы уже это знаете.

Эта статья будет полезна тем, кто захочет отправиться к берегам Ладожского озера самостоятельно, без меня или другого гида, посмотреть по пути памятники и мемориалы, которые будут вам встречаться вдоль шоссе. Где-то Вы сможете остановиться, открыть эту статью и прочитать нужную информацию.

Я не везде фотографировала сама, обычно во время работы нет на это времени, поэтому пока что я взяла недостающие фото из открытых источников.

Небольшое введение.

21 августа 1941 г. немцам удалось захватить Чудово и пересечь в этом направлении главный ход Октябрьской магистрали. Поезда на Москву и восток страны (с эвакуируемым оборудованием, культурными ценностями и населением) стали пускать через Мгу, Волховстрой и Вологду. 29 августа в районе Мга высадился вражеский десант, а на следующий день поселок и ж/д станция были захвачены врагом. С 30 августа железнодорожное сообщение Ленинграда со страной прекратилось. В тот же день грузопоток был перенаправлен со станции Волховстрой на станцию Лодейное поле и далее водным путем по Ладожскому озеру в Шлиссельбург и далее по Неве.

Но 8 сентября 1941 г. Шлиссельбург захвачен врагом и этот путь становится невозможен. Две баржи с ценным грузом пришлось направить к западному берегу Ладожского озера – мысу Осиновец, где и развернется в дальнейшем грандиозное строительство порта и единственной дороги, соединяющей блокированный Ленинград с большой землей.

Обстановка окружения Ленинграда на момент октября 1941 г.
Обстановка окружения Ленинграда на момент октября 1941 г.
  • Историки называют Дорогой жизни не только ледовую трассу по Ладоге, но и водный путь в период навигации на Ладожском озере (1941-1943 гг.).

До станции Ладожское озеро вело железнодорожное полотно от Финляндского вокзала, а также автомобильное шоссе. Сегодня полный маршрут следования настоящей трассы лишь частично совпадает с исторической дорогой (А128 — старый номер трассы, с 2018 года в официальных документах используется номер 41К-064 и шоссе Дорога Жизни).

У меня нет сейчас цели рассказать обо всех имеющихся вдоль трассы достопримечательностях, которые за одну поездку читатель все равно не увидит и не посетит. Будем реалистами и пройдемся по тому пути, который, например проделываем мы во время экскурсии. Также, задача ознакомиться с наличием трассы и берегом Ладожского озера, так как это наши будущие темы для разговора.

Финляндский вокзал.

Во время блокады Ленинграда Финляндский вокзал был единственным действующим железнодорожным узлом. Дорога жизни начиналась здесь – отсюда отправлялись пассажирские эшелоны и сюда прибывали грузовые составы, например знаменательное событие уже 1943 года, когда после прорыва Блокады в город прибыл первый состав с продовольствием.

Фото из интернета. Арх. М.Н. Мейсель, 1967 г.
Фото из интернета. Арх. М.Н. Мейсель, 1967 г.

В память об этом здесь установлен первый мемориальный километровый столб (нулевой). 46 памятных столбов в 1967 г. были установлены от станции Ржевка до станции Ладожское озеро, вдоль железнодорожной ветки, арх. М.Н. Мейсель. Столбы выполнены из бетона в виде стел с накладными металлическими литерами-надписями «Дорога жизни».

  • На столбах укреплены цифры, обозначающие порядковый номер километра трассы, и накладные металлические элементы — «Серп и молот» на столбах с чётными номерами, «Пятиконечная звезда» — на столбах с нечётными номерами.

Здание вокзала представляло собой небольшое помещение зала ожидания, платформа с навесом откуда осуществлялась посадка в пригородные поезда. Сейчас мы видим с вами новое здание вокзала, которое было построено после войны. А нам нужно представить небольшой зал ожидания, где яблоку негде было упасть, так как отправление эшелонов шло со значительными задержками, связанны они были в том числе с отсутствием топлива для паровозов (в период войны состав поезда назывался эшелоном, который тянул паровоз). О паровозах отдельно поговорили здесь.

Находится этот вокзал на Выборгской стороне и до него немецкая артиллерия не доставала (не имеется ввиду авианалет). До вокзала граждане добирались как правило самостоятельно (городской транспорт зимой 1942 уже не ходил), за исключением некоторых групп населения и детских домов.

Первая часть пути пролегала по железной дороге от Финляндского вокзала до станции Борисова Грива (от вокзала 43 км). Оттуда эвакуируемые пересаживаются на автомашины или автобусы, которые везут их по Ледовой дороге через Ладожское озеро (Борисова Грива – Ваганово = 7 км, по льду еще около 30 км). От противоположного берега (пункты Леднево, Кобона, Лаврово) по проселочным дорогам на станцию Жихарево (от Кобон до Жихарево – 21 км, с мая 1942 г. проложена ж/д трасса от Кобон до Жихарево).

Монумент «Регулировщица», 1-й км Дороги жизни.

Неподалеку от железнодорожной станции Ржевка и Ржевского артиллеристского полигона установлен монумент «Регулировщица».

Ржевский артиллерийский полигон в период Великой Отечественной войны участвовал в обороне Ленинграда. Здесь установлен 1-й км Дороги жизни.

Ледовая дорога была хорошо организованной магистралью, обеспечивающей водителям уверенную езду. На дороге были оборудованы питательно-обогревательные пункты для персонала, перевалочные базы, заправочные станции, осуществлялась наземная и воздушная оборона, налажена телефонная связь.

Фото 2022 г. NolaSPb сайт irecommend.ru, Монумент «Регулировщица», 1988 г. скульптор Б.А. Изборский, худ. Я.И. Имранов.
Фото 2022 г. NolaSPb сайт irecommend.ru, Монумент «Регулировщица», 1988 г. скульптор Б.А. Изборский, худ. Я.И. Имранов.

Трассу обслуживали 350 регулировщиков – в преимуществе это были женщины. В их задачи входило – рассредоточение машин, указание направления движения, наблюдение за сохранностью льда. Регулировщицы стояли на трассе в лютый мороз, пургу, под ледяным ветром, при артобстрелах и авианалетах. Расстояние между ними составляло 300-400 метров, днем с флажками, ночью с фонарями «летучая мышь». То есть работа шла круглые сутки. На трассе устанавливались специальные маячные фонари с синими стеклами на 400, 300, 200 и 150 метров. Были установлены указатели направления движения и другие указательные дорожные знаки.

Специальные диспетчерские службы планировали работу автотранспорта, вели учет работы автомашин и перевезенных грузов. Участковые или линейные диспетчеры регулировали движение автомашин определяя их на тот или иной склад. Располагались эти диспетчерские службы в Коккорево, Ваганово, Осиновце, Кобоне, Лаврово, Леднево.

Здесь мы обычно не останавливаемся, но при желании это можно сделать.

Мемориальный комплекс – Цветок жизни, Памятная аллея дружбы, курган «Дневник Тани Савичевой» - Дорога жизни 3-й км.

Это место особенно трогательное, здесь в некоторой отдаленности от дороги ощущается тишина. Есть место для парковки, но нужно будет развернуться, для того чтобы заехать к мемориалу (или посетить его на обратном пути, если обратно поедете не по Мурманской трассе, а по этому же шоссе Дороги Жизни).

Посвящен мемориал детским жизням, которые попали в этот водоворот войны погибли в Блокадном Ленинграде.

Бетонная ромашка высотой 15 метров, на лепестках которой изображен детский рисунок улыбающегося мальчика и слова «Пусть всегда будет солнце». Во имя жизни, против войны.

Цветок жизни, 1968 г., арх. А.Д. Левенков, П.И. Мельников. Фото автора.
Цветок жизни, 1968 г., арх. А.Д. Левенков, П.И. Мельников. Фото автора.

Рядом посажена аллея из 900 берез – символически за каждый день блокады (ранее принято округлять цифру до 900, сейчас чаще говорят о 872 днях). В советское время пионеры создали традицию повязывать на березы пионерские красные галстуки. И сейчас отряд берез напоминает нам о потерянных детских жизнях.

Фото автора. Аллея Дружбы с именами юных защитников Ленинграда, 1970 г.
Фото автора. Аллея Дружбы с именами юных защитников Ленинграда, 1970 г.

Известным примером трагедии типичной ленинградской семьи стала история семьи Савичевых. В конце мая 1941 Таня закончила 3 класс и в сентябре должна была пойти в 4-й. Планам помешала война.

В течении полугода после начала войны умерли все ее близкие люди. Первой не стало ее сестры Жени. Вероятно, Таня записала дату ее смерти, чтобы не забыть. Следом пошли новые записи (бабушка, Лека, д. Вася, д. Леша, Мама), последней умерла ее мама – Мария Игнатьевна, 13 мая 1942 г. Этот день Таня провела у соседей, этажом выше. Тело отвозили в морг тоже они, так как у Тани не было сил отправиться с ними.

Таня ушла жить к бабушкиной племяннице, потом ее забрали в детский дом, затем оттуда была эвакуирована в Нижегородскую область (Горьковская тогда), Красный бор (где находится ее могила). Из всех детей, прибывших вместе, спасти не удалось только Таню Савичеву – она умерла 1 июля 1944 года от прогрессирующей дистрофии, в возрасте 14 лет.

Фото автора. Траурный курган "Дневник Тани Савичевой", 1975 г. Арх. А.Д. Левенков, Г.Г. Фетисов, инж. М.В. Коман.
Фото автора. Траурный курган "Дневник Тани Савичевой", 1975 г. Арх. А.Д. Левенков, Г.Г. Фетисов, инж. М.В. Коман.

Монумент Балтийские крылья, 6-й км Дороги жизни.

Если успеть заранее сбросить скорость, то можно остановиться у мемориала, посвященному морским летчикам. Обычно мы смотрим его на проезде.

Балтийский краснознаменный флот базировался здесь на военном аэродроме Приютино. На бетонной стеле надпись:

«Здесь, на этом поле в 1941-1943 годах был аэродром авиации Балтийского флота. Морские летчики в героической битве с врагом защищали город Ленинград и Дорогу жизни».

Военный аэродром находился рядом со старинной усадьбой президента Академии художеств А.Н. Оленина «Приютино». В годы войны в усадебном доме XIX в. размещался госпиталь для раненых.

Монумент Балтийские крылья, арх. А.Д. Левенков, 1968 г. Автор фото Елена Павлова (Смолова), 27.06.2017
Монумент Балтийские крылья, арх. А.Д. Левенков, 1968 г. Автор фото Елена Павлова (Смолова), 27.06.2017

Румболовская гора, 10-й км Дороги жизни.

Памятник смотрим на проезде.

От Румболовской горы шла единственная сухопутная дорога к Ладожскому озеру. Здесь у подножия горы установлены огромные зеленые листья дуба и лавра, которые символизируют Жизнь и Славу, а маленький желудь – новую жизнь. На стеле рядом – строки Ольги Берггольц:

"Дорогой жизни шел к нас хлеб, дорогой дружбы многих к многим. Ещё не знают на земле страшней и радостней дороги".

Перед перекрестком есть новый музей (2018 год) - Дом авиаторов, относящийся к ГБУ культуры Ленинградской области «Музейно-мемориальный комплекс «Дорога жизни». Музей, рассказывающий о лётчиках и штурманах 1-го гвардейского минно-торпедного авиационного полка, прикрывавших «Дорогу жизни». Адрес: Ленинградская область, г. Всеволожск, Колтушское шоссе, 40

Парк Воинской славы, 10-й км.

Здесь предлагаю сделать остановку, так как имеется парковка и целый ряд мемориалов. Здесь же есть возможность сделать бытовую остановку (чтобы найти туалет нужно пройти через кладбище, спуститься вниз по лестнице).

27 января 2012 года на Румболовской горе установили бронзовую копию машине-солдату «Газ-АА» (полуторка), в блокадные годы перевозившая грузы по ледовой Дороге жизни, а на обратном направлении эвакуируемых жителей.

Копия ГАЗ-АА (полуторка), 2012 г. Фото автора.
Копия ГАЗ-АА (полуторка), 2012 г. Фото автора.

Обязательно пройдите дальше, к установленному здесь на вечную стоянку дальнему бомбардировщику ИЛ-4. Такие самолеты работали в глубоком тылу противника. Установлен самолет на аэродромной сборно-разборной плите (1944 г), которую использовали для организации работы временных аэродромов в период распутицы.

Дальний бомбардировщик ИЛ-4, под ним плита. Фото автора.
Дальний бомбардировщик ИЛ-4, под ним плита. Фото автора.

Экипаж – 4 чел., скорость 340-453 км/ч, дальность – 3585 км, бомбовая нагрузка 2,7 тонны. ОКБ С.В. Ильюшина (ранее именовались ДБ-3-ДБ-ЗФ=ИЛ-4 с марта 1942 г). Штурман мог взять боевой режим управления, что могло спасти экипаж в случае поражения летчика. Это был основной дальний бомбардировщик ВВС (торпедоносец и разведчик). Боевой удар по Берлину был нанесен такими самолетами, с о. Саарема в Балтийском море 15 самолетами ДБ-3Ф под командованием полковника Преображенского Е.Н. Всего до 5 сентября 1941 г. было совершено 10 налетов (90 самолето-вылетов) и сброшено 327 авиабомб. Наши потери – 4 самолета. В 1945 г. такие самолеты бомбили японские корабли в портах Северной Кореи.

Можно подойти к зенитным орудиям, здесь их три – 94-КМ, 52-К, 61-К. Есть блиндаж и окопы.

Зенитка, фото автора.
Зенитка, фото автора.

Монумент Ленинградская мадонна был установлен недавно, к 80-летию снятия блокады. В 1941-1943 гг. в Ленинграде родилось около 90 тыс. детей. Погибло около 300 тыс., без родителей остались около 30 тыс. деток.

Ленинградская Мадонна, фото с сайта https://vsevvesti.ru/2024/02/12/во-всеволожске-открыли-памятник-лен/
Ленинградская Мадонна, фото с сайта https://vsevvesti.ru/2024/02/12/во-всеволожске-открыли-памятник-лен/

12-й км. Дороги жизни.

На этом участке проходила главная сухопутная дорога к Ладожскому озеру. По ней шли машины с продовольствием и боеприпасами. При строительстве новой трассы - историческая дорога была выпрямлена, какие-то участки сейчас совпадают со старой, какие-то нет, но в целом это все та же местность. Сохранившаяся часть дороги военного времени оформлена в виде мемориала и является самой ценной достопримечательностью. В довоенные годы дорога здесь петляла, обходя овраг. В 1960-х при реконструкции дорогу выровняли, овраг засыпали.

12-й км. Дороги жизни, Арх. А.Д. Левенков. Фото автора.
12-й км. Дороги жизни, Арх. А.Д. Левенков. Фото автора.

Стелы – указатели установлены рядом с сохранившимся участком дороги. По ним можно сориентироваться и остановиться на обочине для обязательного осмотра.

Булыжное мощение прямо под вашими ногами даст представление, как сложно было транспорту передвигаться по ней. Хотя на других участках были и хуже трассы, которые являлись либо проселочными, либо вообще отсутствовали и приходилось прокладывать их с нуля для того, чтобы вся цепочка подвоза действовала бесперебойно (в том числе и на другом берегу озера, за кольцом блокады).

Далее по пути на проезде 17-км монумент «Катюша», д. Корнево.

Посвящен зенитчикам и ракетчикам, защищавшим Ленинград. Пять 14-метровых стальных балок, вырывающихся из бетонного основания под углом, символизируют собой знаменитую «Катюшу».

Дорога жизни, 31-км. Братское воинское захоронение.

В деревне Ириновка на высоком холме красная мемориальная стена. Здесь по желанию и возможности можно сделать остановку, просто постоять и помолчать, отдать дань памяти. Здесь похоронено около 500 человек, в том числе ленинградцы, погибшие при эвакуации и девушки-воины инженерных и медицинских частей.

Вагановский спуск, «Разорванное кольцо», 40 км.

Есть место для парковки, делаем бытовую остановку (работает туалет не всегда).

Место, где автомобили начинали свой путь по льду Ладожского озера в сторону Кобоны, называется Вагановский спуск. Здесь же поворот на д. Коккорево, где находился штаб автомобилистов Дороги Жизни, где сейчас открыт музей.

Музей «Штаб автомобилистов Дороги жизни» расположен в здании бывшей школы, которое во время Великой Отечественной войны было переоборудовано в штаб Дороги жизни. Здесь можно узнать о героических подвигах водителей, которые, рискуя своей жизнью, доставляли продукты в блокадный Ленинград.

«Разорванное кольцо» один из красивейших и интуитивно понятных мемориалов. Бетонное кольцо, с небольшим разрывом по середине дуги символизирует наличие небольшой возможности, ниточка за которую крепко держались и боролись.

«Разорванное кольцо», 40-й км. Арх. В.Г. Фидиппов, скульп. К.М. Симун, инж. И.А. Рыбин, 1967 г. Фото автора.
«Разорванное кольцо», 40-й км. Арх. В.Г. Фидиппов, скульп. К.М. Симун, инж. И.А. Рыбин, 1967 г. Фото автора.

В бетонное основание монумента навсегда врезались следы от колес полуторки, уходящей в бескрайнюю даль ладожского льда. Дополняют комплекс бетонный шар, символизирующий прожекторные установки и зенитное орудие, памятник тем, кто защищал трассу, склады, бочки с горючим, сотрудников ледовой дороги.

22 ноября 1941 г. после нескольких пробных поездок санных обозов и порожних автомобилей с одного берега на другой, 60 полуторатонных автомобилей ГАЗ-АА отправились за продовольствием для Ленинграда, так появилась дорога, получившая название ВАД-101 (военно-автомобильная дорога).

Осиновецкий маяк, 45-й км, музей «Дорога жизни»

Музей у Осиновецкого маяка, посвященный "Дороге жизни", был открыт в 1972 году. Изначально он располагался в здании бывшей пекарни. К 70-летию Победы была проведена масштабная реконструкция, включающая строительство нового здания для крупногабаритных экспонатов, набережной и обновление экспозиции. В 2016 году были достроены современное здание музея, административно-бытовой комплекс и павильон для катера.

Современное здание музея символизирует ладожский лед (или нос корабля кто-то видит). Экспозиция под открытым небом включает корабли-герои, самолет Ли-2Т, артиллерийские орудия, элементы корабельного оборудования. В музее представлены материалы об истории создания и деятельности водной, ледовой и воздушной коммуникации "Дороги жизни", о мужестве защитников и обслуживающего персонала. Перевозки и оборону водной трассы осуществляли Ладожская военная флотилия и Северо-Западное речное пароходство.

Корабли Ладожской военной флотилии доставляли грузы в Ленинград. На Осиновце были построены порт, перевалочная база и подъездные ж/д пути. Порт строился на основе рыбацкого небольшого пирса. У этих берегов небольшая прибрежная глубина, не позволявшая подойти к берегу вплотную более-менее крупному судну.

Военные инженеры балтийского флота проектировали порт, чтобы он мог принимать тяжелые грузы. Для создания новых пирсов, уходящих в глубь озера, были выбраны ряжевые конструкции, внутри наполненные камнями, сверху был положен крепкий деревянный настил. На пирсах проложены узкоколейный пути. Возводились деревянные береговые здания порта, строились новые железнодорожные подъездные пути и съезды. До войны на станцию Ладожское озеро (Ириновская ж/д ветка) прибывал один поезд в сутки. Теперь же по 6-7 пар. Требовалось усилить пути, мосты, и реконструировать саму станцию Ладожское озеро. Подробнее об этом в отдельной статье.

Важнейшей частью музейного комплекса «Дорога жизни» является ангар для экспонирования автомобилей военных лет и других крупногабаритных предметов.

Автомашины ГАЗ-АА и ЗИС-5 экспонируются в ангаре наряду с другими музейными предметами, рассказывающими о создании и функционировании ледовой трассы. Заслуживает внимания прошлое этих музейных экспонатов: ГАЗ-АА была поднята в 1947 году со дна Ладожского озера, автомашина ЗИС-5 прошла по фронтовым дорогам от Ладожского озера до Берлина. В годы Великой Отечественной войны на фронт были отправлены и гражданские автобусы. В основном АТУЛ-АЛ-2 использовали для перевозки раненых бойцов, эвакуации детей. Некоторые из них были даже переоборудованы в передвижные ремонтные мастерские. Автобусы, идущие по Дороге жизни, перекрашивали под военные машины. Шоферы снимали часть сидений, чтобы поместилось больше людей стоя, устанавливали печку «буржуйку» для тепла. Только за февраль 1942 года автобусами АТУЛ-АЛ-2 было эвакуировано из Ленинграда 200 000 человек.

В центре музейного комплекса установлен транспортный самолет Ли-2Т. Экипаж – 4 чел., максимальная дальность 2150 км, масса нагрузки 2,5 т.

В середине 1930-х г. в условиях обострившейся международной обстановки, советское правительство чтобы усилить свою обороноспособность прибегает к лизингу и приобретению лицензий на автомобили и самолеты. Была произведена покупка оборудования, документации и технологий за рубежом. В этом списке модель американского самолета DC-3, фирмы Douglas. Интерес к этой модели проявили ВВС РККА, которые остро нуждались в современном транспортно-десантном самолете.

Лицензионное серийное производство нового самолета было организовано в 1938 г., после перевода в метрические меры всех его размеров и толщин материалов и с перерасчетом всех элементов конструкции по советским нормам прочности (за одно уточнив эти нормы). От этого масса самолета выросла, но и безопасность повысилась. Выпускали их на авиационном заводе № 84 им. А.П. Чкалова (г. Химки, Московская область), главный инженер Б.П. Лисунов, конструктор А.А. Синьков. Самолеты получили название по наименованию завода – ПС-84.

Использовали самолеты как пассажирские и транспортные – доставка к фронту подкрепления, грузов, вывоза раненых и эвакуированных. Доставляли боеприпасы, продовольствие для окруженных частей, сбрасывали в тыл немцев диверсионно-разведывательные группы.

В Ленинград эти самолеты доставляли продовольствие и самые важные грузы, а обратно брали на борт гражданское население. Воздушным путем было эвакуировано 30-50 тыс. человек.

Завод № 84 был эвакуирован в Ташкент, где возобновил свою работу с января 1942 г., а самолеты стали называться ЛИ-2, по имени инженера завода. Пассажирский и транспортный вариант самолета производились до 1950 г, на смену ему пришел ИЛ-12.

Рядом с музеем находится ж/д станция, у которой в 1974 г. установлен паровоз Эш-4375, на котором везли в Ленинград тяжелый груз, топливо, боеприпасы. Подробнее о паровозах писала здесь.

  • Дорога жизни просуществовала с 12 сентября 1941 по 30 марта 1943 (хотя в апреле еще были отправлены последние обозы).

Музей у Осиновецкого маяка - живой памятник подвигу блокадного Ленинграда, сохраняющий историческую правду и передающий ее новым поколениям. Ежегодно тысячи посетителей приезжают почтить память погибших и прикоснуться к истории блокады. Посещение музея производит сильное впечатление и напоминает о цене мира и значимости человеческой солидарности.

Пишите ваши комментарии, дополнения! Подписывайтесь чтобы не пропустить продолжение. Приезжайте на мои экскурсии)