Теперь не уходят из жизни,
Теперь из жизни уводят.
И если кто-нибудь даже,
Захочет, чтоб было иначе
Бессильный и неумелый,
Опустит он слабые руки.
Не зная, где сердце спрута
И есть ли у спрута сердце.
Гаук книгочей, «Трудно быть богом»
Я вывел в эпиграф стихи несуществующего человека. Вернее не так: человек этот, конечно существует. Он родился в умах двух мыслителей, писателей – Аркадия и Бориса Стругацких. Это их мир, и их стихи. Но по мне, вторым эпиграфом я бы вывел другие строки:
Здесь суставы вялы, а пространства огромны.
Здесь составы смяли, чтобы сделать колонны.
Одни слова для кухонь, другие - для улиц.
Здесь сброшены орлы ради бройлерных куриц
И я держу равнение, даже целуясь.
Впрочем, по смыслу и те и эти стихи, близки. Я бы даже сказал – родственны. Удивительное дело, никогда бы не подумал что когда-нибудь применю слова стихов и песни, написанные как социальный протест против Советской действительности, применительно к действительности современной, насквозь «свободной», «либеральной», «демократичной». А впрочем, давайте все по порядку.
Попробую с Вами, уважаемые читатели, «позаигрывать» (здесь должен стоять смайлик, мой фирменный – одноглазый. Кстати, к вашему сведению, этот смайлик называется улыбка «под мухой». Такая пьяненькая улыбка, с прищуром. Учитывая что я сам, практически никогда не пью, могу же я хоть виртуально быть «пьяным»?). Ну да ладно. Сначала давайте попробую развеять мифы. Если кто считает меня завзятым коммунистом, спешу Вас обрадовать или огорчить – это не так. В Коммунистической Партии, как таковой, я разочарован. Самая мощная Компартия планеты, КПСС, практически предала, разрушила и уничтожила МОЮ страну (бездействие и безынициативность, это тоже своего рода предательство. А в случае с Горби, и его подельниками – так для них пуля пущенная в лоб, награда на самом деле). Вторая по мощности Компартия, Китая, пошла по пути ревизионизма и соглашательства с, не побоюсь этого слова, «Врагом». И, по сути, уничтожила себя сама. «Компартию» Китая, можно назвать чем угодно, только не Коммунистической Партией. К примеру, ее можно назвать – Конъюнктурной Партией Китая.
Поехали дальше. Если кто-нибудь считает что я – недолюбливаю США, в частности и Запад в целом, этот человек опять-таки, глубоко заблуждается. Я люблю США. Это уникальное государственное образование. И это образование было построено на отличном фундаменте, и сцементировано великолепным сплавом человеческих судеб и характеров. Но вот отделкой этого мощного здания, занимался тот самый, пресловутый «Враг».
Если кто-нибудь считает что я, действую в интересах клана правящего в той стране, гражданином которой я являюсь, то это тоже ошибка. Служить… интересам… мелких, кланов, считающих себя «хозяевами» положения в отдельно взятой стране, согласитесь смешно. Если уж на то пошло, то «служить», наверное, лучше всего не «хозяевам-слугам», а «хозяевам-хозяев». То есть, непосредственно «Врагу». Но… просто пока поверьте мне на слово, с того «Врага» с которым мы на сегодняшний день имеем дело, денег за работу не попросишь. Так что служить ему не имеет никакого смысла.
Если кратко резюмировать мою попытку «заигрывать» c читателями, то получится что я, лично, «совок» до мозга костей, не вижу в Западе «Врага». Враг не Запад. Не там запрятано сердце у спрута… ох, не там!
Для того чтобы понять кто же наш, человечества, извечный «Враг», надо будет сделать хороший такой экскурс в метафизику. Да, да, уважаемые читатели. Очень уж я завидую ИСТИННО верующим людям. Все просто у них, есть Шайтан-Сатана-Люцифер, и он собака, подгаживает постоянно, ловит в свои силки, души наши. И грозит некоторым из нас, после смерти все круги ада, и холод и жар, и смола и сковородки. И, по сути, из-за этой зависти к истинно Верующим, я так трепетно отношусь к метафизике и готов любой вопрос рассмотреть с ее позиций.
Мда. Дай Бог, что все и устроено… так просто – Рай, Ад, и «воздастся нам по деяниям нашим». Но ведь и на самом-то деле, все на это-то и завязано. Как говорится, именно тут-то собака и порылась. Но я не хочу сейчас разбирать тот вопрос, который я хочу рассмотреть с религиозной точки зрения, хотя и хотелось бы, все просто и прозрачно, это «харом», «зло», «грех», «ложь», а это – «халол», «добро», «добродетель», «правда». Есть душа, и она за все в ответе. Как все просто, как все замечательно то! Но… попробую я пойти более сложным путем. А душа… пока пусть отдохнет.
Есть такая хитрая наука – психология. Абсолютно расплывчатая, аморфная. Так как нет точного определения предмета, который она изучает – психики. То ли это сумма всех наших рефлексов – то есть, нечто «великое темное», что живет в каждом из нас, и которое в какой-то момент (интересно, в какой?) перерастает из Количества в Качество, превращаясь в сознание. То ли это «тонкий лучик света, в темной комнате наших рефлексов, пробивающийся из-за чуть приоткрытой двери» (вопрос, правда, возникает сразу – а что в другой комнате?). То ли это дар Божий, или же, дар какой-то мифической сверхцивилизации предшественницы. Каждая из этих гипотез имеет своих сторонников и противников. И, кстати, именно из-за своей аморфности и расплывчатости, другое название психологии - «религия безбожников», так как в Психологии как и в Религии все надо принимать на ВЕРУ. Но суть не в этом, а суть в том, что каждый из нас – существо «психичное». Нашу жизнь, в этом разрезе можно воспринимать как «коридор решений». Эдакий психологический полигон, у которого есть вход и выход – Рождение и Смерть. А между ними, этими двумя точками, давным-давно поселился СТРАХ.
Первый страх, любого живого существа, это естественно страх смерти. Это основополагающий рефлекс, не побоюсь этого слова, который достаточно сложно сломать. На том и держимся все мы, а не кончаем жизнь самоубийством, узнав, что так или иначе все равно умрем. Этот рефлекс, на самом деле, не сильно влияет на наше внешнее проявление. Просто благодаря этому страху, у нас могут появляться разные фобии, психозы. Не более того. Если случай, конечно, не клинический.
Второй наш страх, это страх одиночества. Причем этот страх, органично проистекает из первого страха. Мы, не можем толком объяснить, что есть в нас ОБЩЕГО, ОБЪЕДИНЯЮЩЕГО (если не вдаваться в религию, естественно), но, тем не менее, каждый из нас буквально требует общества себе подобных. Именно страхом одиночества, этой эгоистичной фобией можно объяснить, по сути своей, инстинкт продолжения рода, да и всё наше «общественное» поведение. По большому счету, больше и нечем. Нет, можно конечно, все свести к рефлексу. Но я же пытаюсь рассмотреть поведение существа «психичного».
Третий наш страх, вытекает из второго. Это страх «не нужности». Человеческое сообщество извратило этот страх, поставив все с ног на голову, и обозвав его стремлением к лидерству. Но суть от этого не меняется – если человек «не нужен», он не может рассчитывать на то, что ни второй его страх, ни тем более – первый, не притворятся в жизнь скорее, чем он мог бы рассчитывать.
И так три страха, живут в нас испокон веков. И, читатели, родные Вы мои, я не пытаюсь заново открыть велосипед, просто я попробую примерить «старую одежку» на «новое тело». Эти три страха, служили нам верой и правдой с того самого момента как первая кроманьонка, рода хомо сапиенс отдала свое ДНК в общечеловеческую копилку, это если принять за основу точку зрения материалистов. Или же с того момента как Ева была соблазнена Змием в райских кущах, если отталкиваться от мировоззрения верующих людей. И последствия этих страхов, не самые радужные.
Первый страх заставляет каждого из нас, заботиться, прежде всего, о собственной безопасности. У кого-то этот инстинкт выражен сильнее, у кого-то слабее. Но, тем не менее, самосохранение прописано в нас на уровне инстинктов.
Второй страх толкает нас всех к объединению. При всем при том, каждый из нас старается забыть, что Рождение каждого из нас – это явление общественное, а смерть – сугубо индивидуальная «катастрофа», глубоко интимный процесс. По моему мнению, лучше всех удалось передать индивидуальный ужас перед неизбежным концом, двум людям, - Маркесу и Павичу, в двух произведениях, соответственно – «Сто лет одиночества» и «Хазарский словарь».
Третий страх, превращает нас всех, так или иначе, в «хищников». Для того чтобы выразить себя, мы тем или иным способом должны «убить» кого-то. В самом общем случае, мы должны «убить» себя. Свои «ненужные» проявления.
А теперь, я попытаюсь рассмотреть проявления наших страхов с точки зрения человеческого общежития. Ведь на этих трех китах, держится вся «стройная» пирамида нынешнего мироустройства.
Третий наш страх, заставляет нас карабкаться вверх по социальной лестнице. В понимании людей, самый нужный человек, это именно тот человек, который имеет набольшее количество рычагов воздействия на общество. При этом, неважен даже тот факт, что эти рычаги воздействия, выдумываются каждый раз, каждой отдельно взятой личностью стремящейся наверх, индивидуально. При этом, человек стремящийся увеличить свое влияние, начинает свое карабканье, с «убивания» себя. Как правило, первыми его жертвами становятся его доброта, человечность, душевность. И вот тут в вступает в действие наш второй страх. Влиять на отдельно взятую личность, гораздо сложнее чем на толпу (временные затраты несоизмеримы с результатами). У толпы свои инстинкты. Главное – что эти инстинкты общие. А самое приятное, что можно в любой момент усилить тот или иной инстинкт толпы, для своего блага. Именно так формируется общественное мнение. Именно так вырабатывается режим наибольшего благоприятствования для отдельной личности в ущерб всего остального общества. По мере реализации двух страхов, у отдельно взятой личности, стремящейся получить в свои руки больше власти, на первый план постепенно выходит ПЕРВЫЙ страх, страх смерти. А теперь, представьте себе на минутку, что такое страх смерти человека не влиятельного, и что такое тот же страх, человека обличенного властью? Чей страх смерти «ВАЖНЕЕ»? И будет ли считаться человек находящийся на верху социальной лестницы, с «мелкими» рефлексами людей находящихся внизу?
И так, наш нынешний миропорядок, сформирован, в моем понимании, на базе трех страхов. И вот теперь, уважаемые читатели, ответьте мне на вопросы – могу ли я предъявить счет СТРАХУ? Могу ли я служить СТРАХУ? И, самое главное, имеет ли будущее общество, базируешься на СТРАХЕ?
Самая главная задача человечества, на данном этапе, это попытаться избавиться от этих страхов. Религия, в том виде, в котором она существует сейчас, очень плохой помощник. При всем величии тех ХРАМОВ, которые построили последователи различных конфессий, они все, допустили (сознательно) в свои догматы страх. Религия, одновременно, дает надежду и нагоняет страх. Это работает в определенный период времени, в определенных обстоятельствах, при определенных условиях. Но, надо четко осознавать, что это дорога в ПУСТОТУ. Видите ли, замена индивидуального страха, на страх общественный, приводит не более чем к стагнации, замораживанию общества.
Я не буду на этот раз пытаться рассматривать тот вопрос, который я хотел поднять в этой статье, в приложении к отдельно взятым общественным формированиям – государствам, религиозным институтам. Зачем? Они все – ОДИНАКОВЫ. Плюс минус, шаг «влево», шаг «вправо». Капелька «демократии», ковшик «автократии». Это абсолютно не важно. Базис – один. Суть в том, что наши страхи, выросли на сегодняшний день воистину до планетарных масштабов. Именно этим объясняется нынешнее безволие людей, которое выливается в насилие, инертность, отсутствие перспектив. И власть предержащие, чутко реагируют на потребности общества, для того что бы не реализовались ИХ страхи. Безволие и инертность – всемерно поддерживается, различными социальными инструментами. Умелым манипулированием насилием. Отсутствие перспектив, ретушируется видимостью блеска технологического совершенствования. Люди «уводятся»… «удаляются» от жизни под любым, самым надуманным и глупым предлогом. По сути говоря, локомотив исторического развития, на данном этапе власти пытаются заменить бройлерной курицей, перед носом отдельно взятой личности. При всем при этом, отлично осознавая, что при сложившемся ныне мировом укладе, на всех, бройлерных куриц, просто напросто не хватит. Нынешние власти на планете, вовсю пользуются услугами того спрута, того «Врага», которого выращивали бесчисленные поколения их предшественников. Имя этому спруту - страх. И он тоже триедин.
Я не буду делать выводы. Не буду в этой статье пытаться рассмотреть варианты решения проблемы поднятой в ней. Я просто задам один вопрос Вам, уважаемые читатели. Так где же у спрута – сердце?
С искренним уважением,
Фон Нейман.