Судостроение России в 2025 году
По материалам открытой печати, в 2025 году в России работали три судостроительных завода окончательной сборки: Севмаш, Адмиралтейские верфи и Зеленодольский завод. На вооружение ВМФ были приняты одна атомная, две дизель-электрические подводные лодки. Не было принято ни одного боевого надводного корабля 1-го ранга. На флот поступили лишь два ракетно-артиллерийских катера 3-го ранга, а также патрульные суда.
Нет информации о новых больших надводных кораблях, многоцелевых атомных подводных лодках, минно-тральных кораблях, десантных кораблях, разведывательных кораблях, танкерах, транспортных судах, спасательных судах, судах технического обеспечения, навигационных и гидрографических судах, судах боевой подготовки.
Сдана флоту АПЛ «Князь Пожарский» пр. 955А. Она была заложена на Севмаше в 2015 году. Строилась 10 лет. Это стратегическая АПЛ с баллистическими ракетами «Булава» на борту. Восьмая лодка пр. 955 и 955А. Первая лодка проекта «Юрий Долгорукий» используется как учебная. В составе флота 7 боевых лодок. Две лодки «Александр Невский» и «Владимир Мономах» построены более 10 лет тому назад и, видимо, нуждаются в капитальном ремонте. 5 лодок находятся в составе Тихоокеанского флота, 2 лодки в составе Северного флота. Учебно-боевые пуски ракет «Булава» с 2022 года не проводятся.
АПЛ стратегического назначения пр. 955А должны поступать на вооружение флота вместе с лодками сопровождения пр. 885М. АПЛ стратегического назначения являются главными целями для разведывательных и ударных сил стран НАТО, в первую очередь США. После выхода на маршрут боевого патрулирования к поиску лодки с целью ее обнаружения и уничтожения подключаются все космические, авиационные и морские средства противника, так как находящиеся на борту баллистические ракеты с ядерными боеголовками представляют для него смертельную угрозу.
В целях безопасности лодки пр. 955А должны обязательно сопровождать в походе лодки пр. 885М. В былые времена лодки сопровождения, в случае крайней опасности, принимали удар торпед кораблей противника на себя, оберегая главную силу эскадры – крейсер или линкор.
Проекту 885 «Ясень» не везло с самого начала. Первая лодка «Северодвинск» была заложена очень давно, в 1993 году. Работы над ней останавливались, затем возобновлялись. На вооружение лодку не принимали, и она долгое время находилась в опытной эксплуатации. После 2020 года сведения о ней исчезли из интернета.
Проект второй лодки «Казань» был модернизирован. Заложили ее в 2009 году. Испытания она проходила в 2018-2020 годах, затем была отправлена на доработку. Три последующие лодки «Новосибирск», «Красноярск» и «Архангельск» прошли испытания и были приняты на вооружение. Но трех лодок пр. 885М для сопровождения стратегических АПЛ пр. 955А мало. Нужно в два раза больше.
Дизель-электрическая подводная лодка «Якутск» Б-610 пр. 636 была построена на Фонтанке в Адмиралтейской верфи. Это старый проект «Варшавянка», созданный в СССР в 1985 году для стран Варшавского договора. Лодки проекта поступают на Черноморский флот в порт Новороссийск и на Тихоокеанский флот в бухту Малый Улисс. На модернизированных лодках устанавливаются ракеты «Калибр» в торпедных аппаратах. Лодка оснащена советскими дизелями Коломенского завода.
ДЭПЛ «Великие Луки» Б-587 пр. 677 «Лада» также построена не Адмиралтейской верфи. Многие специалисты считают, что дизель-электрические лодки сегодня не боеспособны и будут уничтожены уже в начале боевых действий. Они не могут находиться под водой без всплытия более двух-трех суток. При всплытии они будут тотчас обнаружены разведывательными средствами противника. Считается, что сегодня они могут быть использованы только для обучения личного состава. Американцы полностью отказались от строительства ДЭПЛ в пользу АПЛ.
В менее богатых, чем Америка, странах Запада началось строительство подводных лодок с ВНЭУ - вспомогательными воздухонезависимыми энергетическими установками. Такие установки уже освоили и установили на свои подводные лодки Швеция, Голландия, Германия, Япония, Китай, Испания. Если старые дизель-электрические лодки могут находиться под водой без всплытия не более двух – трех суток, то новые лодки с ВНЭУ могут находится без всплытия до четырнадцати суток. Обнаружить их и уничтожить гораздо сложнее.
В 2006 году было принято решение усовершенствовать старый советский проект 877 и создать на его основе новый проект 677. Лодки нового проекта должны были оснащаться не устаревшими дизелями коломенского завода, а новыми ВНЭУ. Проект оказался очень сложным и не получился.
Лодка «Великие Луки» была заложена 20 лет назад под названием «Севастополь». Некоторое время спустя началось строительство во Франции вертолетоносца «Севастополь» для России. Лодке дали новое название «Великие Луки». Представители ВМФ России неоднократно заявляли о необходимости прекращения строительства лодки, как совершенно устаревшей. Однако строительство продолжалось. На воду лодку спустили в декабре 2022 года. Проект с ВНЭУ и ЭХГ (электрохимический генератор) не получился. Лодка оснащена обычными дизелями со свинцово-кислотными аккумуляторами.
Ракетно-артиллерийский катер «Ставрополь» пр. 21631 ближней морской зоны построен на Зеленодольском судостроительном заводе. По новой классификации это ракетно-артиллерийский корабль 3-го ранга. По советской классификации это большой ракетный катер, так как его водоизмещение менее 1000 тонн. Имеет пусковые установки ракет «Калибр» и ПЗРК самообороны. Может патрулировать акваторию в 200-мильной зоне.
Ракетно-артиллерийский катер «Тайфун» пр. 22800 также построен на Зеленодольском судостроительном заводе. Имеет ракеты «Калибр». Сообщалось о проблемах с производством для этого корабля советских дизелей М-507Д образца 1969 года в петербургском ПАО «Звезда». Возможно, проблемы удалось решить.
Патрульный корабль «Иван Папанин» пр. 23550 построен на Адмиралтейской верфи. Был заложен в 2016 году. Строился около 10 лет. Патрульные корабли боевыми не являются, ударного ракетного оружия не имеют, имеют только ПЗРК самообороны. Могут выполнять задачи ледокола, буксира и пожарного судна.
Второй сданный в этом году флоту патрульный корабль называется «Виктор Великий». Это имя и фамилия Виктора Ивановича Великого, капитана 1-го ранга, Героя Советского Союза, бесстрашного командира бронекатеров времен Великой Отечественной войны. Патрульный корабль может осуществлять патрулирование в ближней 200-мильной зоне. Водоизмещение 1900 тонн. Имеет два старых коломенских дизеля. Ударных ракет на корабле нет, есть только пушка калибра 76 мм и ЗРК самообороны.
Авианосцы, авианесущие крейсеры, тяжелые атомные крейсеры, ракетные крейсеры, большие противолодочные корабли, малые противолодочные корабли, эсминцы океанской зоны, многоцелевые атомные подводные лодки в 2025 году отдыхали. Но ничего. Придет когда-нибудь и их время.
Вниманию подписчиков! На сайте ЛитРес опубликована моя новая электронная книга «История русской власти». Это увлекательные рассказы о русской власти и русском оружии с древних времен. Мои подписчики получают электронный вариант книги бесплатно. Напишите заявку на мою почту: pervov-izdat@yandex.ru. Укажите свои фамилию, имя, отчество, адрес электронной почты, на которую Вы хотите получить книгу, и сделайте приписку: «Подписчик канала прожектор оборонки».
Подписывайтесь на канал «Прожектор оборонки»!
Михаил Первов