Найти в Дзене
Про НИХ говорят

​«Аристократы духа против аристократов кошелька»: Почему в СССР за поведение как в Большом было стыдно, а сейчас — позорно?

​Когда мы сегодня открываем ленты новостей и видим очередную «звезду», которая позирует в исторической ложе театра так, будто она находится в сауне или на сомнительной вечеринке, в голове невольно всплывает один вопрос. Где та невидимая грань, которую мы перешли? Почему раньше выход в Большой театр был событием всей жизни, к которому готовились неделями, а сегодня это просто повод «выгулять»
Оглавление

​Когда мы сегодня открываем ленты новостей и видим очередную «звезду», которая позирует в исторической ложе театра так, будто она находится в сауне или на сомнительной вечеринке, в голове невольно всплывает один вопрос. Где та невидимая грань, которую мы перешли? Почему раньше выход в Большой театр был событием всей жизни, к которому готовились неделями, а сегодня это просто повод «выгулять» новый телефон и прозрачное платье?

​Давайте честно: конфликт Николая Цискаридзе с телеведущей, которая решила прилечь на бархатные бортики ложи, — это не просто ссора артиста и журналистки. Это столкновение двух миров. Мира, где искусство — это святыня, и мира, где всё, включая историю страны, — лишь удачный фон для селфи.

​Эпоха великих: Когда скромность была признаком силы

​Вспомните Майю Плисецкую. Женщина-легенда, икона стиля, богиня танца. Казалось бы, кому, как не ей, позволялось диктовать свои правила? Но Плисецкая всегда несла себя с невероятным достоинством. Она знала цену каждому сантиметру этой сцены, потому что за этим стояла стертая в кровь кожа на ногах и бесконечные репетиции.

​В советское время поход в театр был актом приобщения к высокому. Учителя, инженеры, врачи — люди копили деньги на билет, надевали свое лучшее (и часто единственное) выходное платье. В зале царила такая тишина, что было слышно дыхание танцовщика. Почему? Да потому что люди шли смотреть, а не показываться.

​Тогда существовало понятие «неуместно». Было неуместно громко смеяться в фойе. Было немыслимо развалиться в кресле. Было стыдно привлекать к себе больше внимания, чем артист на сцене. Это называлось воспитанием. И это воспитание не зависело от толщины кошелька. Наоборот, кичиться деньгами в приличном обществе считалось признаком дурного тона, почти плебейством.

-2

​Что сломалось в «датском королевстве»?

​Перенесемся в 2025 год. Что мы видим сегодня? Цены на билеты в Большой театр взлетели до небес. Если раньше искусство принадлежало народу (пусть и с оговорками), то теперь оно принадлежит «платежеспособной аудитории». И вот тут кроется главная ловушка.

​Когда человек платит за место в ложе сумму, равную годовой зарплате провинциального учителя, у него в голове часто щелкает переключатель: «Я всё купил. Я купил этот вид, этот бархат и этих людей на сцене. Значит, я могу вести себя так, как мне удобно».

​Отсюда и берутся эти ноги на перилах, бесконечные вспышки камер во время адажио и высокомерные ответы в соцсетях: «Я заплатила, сижу как хочу». Но вот в чем парадокс: билет купить можно, а право называться культурным человеком — нет. Это право зарабатывается годами чтения книг и работы над собой, а не переводом с банковской карты.

-3

​Почему Цискаридзе так яростно защищает «стены»?

​Многие обвиняют Николая Максимовича в излишней резкости. Мол, ну полежала дама на бортике, ну сфотографировалась — что в этом такого? Зачем сразу швабру в руки?

​Но Цискаридзе, как человек, выросший в той самой «старой школе», понимает: культура — это тонкая пленка. Она нарабатывается веками, а сдирается одним неосторожным движением. Если сегодня позволить одной ведущей лежать на перилах, завтра кто-то решит прийти на балет с попкорном, а послезавтра в партере поставят кальяны (ведь клиент же платит!).

​Его гнев — это крик человека, который видит, как храм превращается в балаган. И его предложение о «трудотерапии» — это не просто шутка. Это тоска по временам, когда люди понимали ценность чужого труда. Николай прав: если бы эта «светская львица» хоть раз попробовала оттереть пятна со старинного паркета, она бы в жизни не посмела осквернять его своим пренебрежением.

-4

​«Голые» вечеринки против театрального этикета

​Интересно наблюдать, как трансформировалось понятие «элиты». Раньше элитой были академики Лихачевы, балерины Улановы, режиссеры Товстоноговы. Сегодня элитой называют себя те, кто набрал больше подписчиков или удачно вышел замуж за чиновника.

​Конфликт в Большом театре — это продолжение истории с «голыми» вечеринками. Это всё звенья одной цепи. У людей атрофировалось чувство дистанции между собой и вечностью. Им кажется, что если они «в телевизоре», то они и есть пуп земли.

​Но история — дама капризная. Она не запоминает тех, кто удачно разлегся в ложе. Она запоминает тех, кто создавал смыслы. И в этом плане Плисецкая останется в вечности, а очередная Мария Григорьева исчезнет из памяти через неделю после того, как её снимут с эфира или перестанут приглашать на тусовки.

-5

​Как вернуть культуру в зал?

​Многие читатели в комментариях пишут: «Да введите вы уже дресс-код и штрафы!». Идея здравая, но поможет ли она? Штраф в 10–20 тысяч для человека, купившего билет за 300 тысяч — это просто смешно. Это как чаевые официанту.

​Проблема глубже. Мы потеряли институт общественного порицания. Раньше на такого человека посмотрели бы так, что ему захотелось бы провалиться сквозь землю. А сейчас? Сейчас на него смотрят с завистью: «О, как она может! Какая уверенная в себе!».

Нам нужно снова научиться говорить «нет» хамству, прикрытому деньгами.

-6

​Итог: Кто победит в этой битве?

​Я верю, что время всё расставит по местам. Мода на безвкусицу и наглость проходит быстро. Искусство же остается. Николай Цискаридзе, возможно, выглядит сейчас как «последний из могикан», защищающий крепость, которую уже сдали. Но пока есть такие люди, у нас остается шанс, что наши дети будут ходить в театр слушать музыку, а не рассматривать чужие бриллианты и голые ноги.

​Кстати, показательный факт: после того скандала Мария Григорьева снова пришла в театр и демонстративно выложила еще более дерзкий пост. Это и есть ответ на вопрос о совести. Когда её нет, никакие книги об этике не помогут.

А что думаете вы, дорогие читатели? Стоит ли вводить жесткие правила поведения в театрах, вплоть до выдворения из зала без возврата денег? Или «клиент, который платит сотни тысяч, имеет право на комфорт»? Пишите в комментариях, мне очень интересно ваше мнение. Давайте подискутируем, только, пожалуйста, без оскорблений — мы же с вами культурные люди!

​Немного статистики для размышления:

  • ​В 1970-е годы билет в Большой театр стоил от 1 до 3.50 рублей. Это было доступно любому студенту.
  • ​В 2025 году средняя цена в партере на топовые спектакли перешагнула отметку в 150 тысяч рублей.
  • ​Опрос показал, что более 60% зрителей в дорогих ложах отвлекаются на телефон чаще 10 раз за спектакль.

Если вам близка эта тема, поставьте лайк и подпишитесь на канал. Здесь мы говорим о важном без цензуры и купюр.