К одному психологу давным-давно ходила девушка, - ее мучила тревога. Психолог применял разные подходы и дозволенные средства, но тревога не проходила. Уже десять сеансов прошло, а положительных изменений нет. И психолог советовался с коллегами и наставниками, применял дополнительные способы, а перемен к лучшему нет!
А чему удивляться, - если знать, что на жизнь девушка зарабатывала, так сказать, противозаконными способами. И боялась изобличения. Но эту тему она, понятное дело, не обсуждала. Другое обсуждала: детство, отношения с родителями, личные разочарования. Источник страха в ее случае был прост и вполне понятен. А психолог слишком увлекся анализом психики и не поинтересовался главным. Источником средств, например.
Иногда ответ настолько прост, что его не видят. Как не замечают диван, который стоит в комнате десять лет. А диван занимает полкомнаты.
Это первое. И второе - неискренность. Когда человек вроде бы охотно и по своему желанию вступает в общение. Рассказывает о себе. Делится. Но утаивает главное. Неприятное, постыдное, трудное, печальное, тяжелое, - не рассказывает о главном. Или рассказывает искаженно. Не так, как было на самом деле.
Психологи знают про эту проблему. Должны знать. А в жизни иногда есть простой способ снять тяжесть с души: поговорить искренне. Искренне сказать о том, что вы чувствуете. Но это так редко бывает возможно! Мы слишком хорошо знаем, чем придется платить за искренность. И какую власть над собой мы даем, когда делимся чувствами и событиями.
И большое счастье, если есть люди, с которыми мы можем быть искренними. Люди, которым мы можем сказать: "Знаешь, я так устал. Я сейчас не могу обсудить этот вопрос, мне бы полежать. Чувствую себя утомленным. Я ведь уже не молод. И тоже устаю и переживаю"
Но надо застегнуться на все пуговицы, выпрямиться и с бодрой улыбкой вступить в утомительный диалог. Утомительный, - потому что нет сил его продолжать. И нас беспокоит гвоздь в нашем ботинке, а не темы мирового искусства или отношения другого человека с соседями. Но надо слушать. Отвечать. Быть любезным. Притворяться. А на это уходят огромные силы. Последние силы.
Неискренность рано или поздно оборачивается утратой сил. И для начала надо быть искренним с самим собой. Себя перестать обманывать и уходить от ответов. И, помню, тот психолог тяжело пережил историю с тревожной девушкой. В конце концов ее поймали. А психолог говорил, - он понял, что иногда причина есть. Очень понятная. Ясная. Но человек скрывает ее, вот и все.
И сам он тоже изменился. Он стал теплее и искреннее. Он говорил, что может ошибиться. Он же человек. Он говорил иногда, что у него плохое самочувствие, он устал. Если хотите, мы можем отложить прием. Он говорил, что поступок клиента ему кажется дурным, неправильным. Нельзя лишать своего ребенка внимания и любви, какие бы ни были отношения с его матерью.
Это все было неправильно. Так нельзя. Не знаю. Я философ. Я думаю.
И думаю, так можно. И даже нужно. Если работаешь с душой человека. Если работаешь душой, а не только умом. Впрочем, я могу ошибаться. Я же просто человек. И тоже иногда устаю, раздражаюсь, переживаю из-за близких, - хотя и не рассказываю об этом всем подряд. Но искренность - великое благо. Она исцеляет. Позволяет нам остаться собой.
И понимать других. И останавливать тех, кто стоит на краю пропасти и жалуется на тревогу. Иногда достаточно сказать: "Отойди немедленно, ты можешь упасть! Конечно, тебе страшно. Так отойди!". И себе мы можем сказать так же, если мы искренни с самими собой.
Анна Кирьянова