Приветствую вас, друзья! Вы на канале "Лунный Буржуй". На связи Александр.
Если бы люди давали имена годам, то 2025-й вполне можно было бы окрестить "загадочным".
Самые заметные премьеры чаще появлялись не в жанрах научной фантастики, фэнтези или о супергероях, а в картинах, повествующих о зомби, вампирах, восставших мертвецах и апокалипсисе. При этом казавшийся отжившим своё и забытым поджанр готического кино вдруг неожиданно вновь стал невероятно популярным.
В чем причина? Возможно, искусство в фантастической форме зеркально отражает кошмары действительности? Или же зрители и художники совместно ищут спасения в прекрасной, но мрачной фантазии — не в жизнерадостных мирах с единорогами, а в тёмных подземельях и среди оживших мертвецов?
Несомненно, когда-нибудь этой теме посвятят множество глубоких анализов. А пока давайте просто вспомним фильмы, которые сформировали подобный образ этого года.
Супермен
Учитывая прошлые неудачи с Суперменом, Джеймс Ганн представил героя в новом свете, наделив его глубокой человечностью.
Перед нами предстаёт уставший от борьбы и испытаний супергерой: поражения от врагов, сложности в личной жизни, потеря доверия общества…
Он вызывает искреннее сочувствие; ощущение неуязвимости, которое часто создаётся сюжетными условностями, исчезает. Дэвид Коренсвет убедительно воплощает образ сверхчеловека с недостатками, и к финалу фильма кажется, что сложно было бы найти актёра на эту роль лучше.
Персонажи, окружающие героя, также получились очень живыми и реалистичными.
- Лоис Лейн в исполнении Рэйчел Броснахэн – острая на язык и проницательная журналистка, отказывающаяся быть пассивной жертвой, активно участвует в решении проблем, с которыми сталкивается Супермен.
- Прюитт Тэйлор Винс в роли постаревшего Кларка Кента невероятно трогателен: почти каждая сцена с его участием вызывает сильные эмоции.
- Лекс Лютор, сыгранный Николасом Холтом, получился особенно ярким: целеустремлённым, с оттенком психопатии, уверенным в себе и по-настоящему умным.
Интересной темой стали размышления о влиянии действий супергероев на политическую арену.
В итоге получился развлекательный фильм, в меру юморной и содержательный, вдохнувший новую жизнь в знакомого супергероя. Это не шедевр, но достойное начало новой главы в киновселенной DC.
Жизнь Чака
Конец света близок. Глобальная сеть отключена, природные катаклизмы сотрясают земной шар, мегаполисы исчезают в бездне.
Словно этого недостаточно, повсеместно возникают загадочные постеры с улыбающимся клерком и слоганом "39 прекрасных лет! Благодарим, Чак!".
Такова завязка картины Майка Флэнагана "Жизнь Чака", и любое дальнейшее раскрытие сюжета будет недопустимым спойлером.
Лента основана на одноимённой новелле Стивена Кинга, включённой в сборник "Будет кровь".
Это не фильм ужасов, а скорее психологическая драма – к счастью, драматические истории удаются мастеру хоррора на отлично.
Кинолента о судьбе бухгалтера Чака (в исполнении Тома Хиддлстона) получилась трогательной, глубокой и, в то же время, на удивление оптимистичной.
Она напоминает зрителям об элементарных истинах, которые в конечном итоге оказываются наиболее значимыми: например, о том, что существование – это бесценный дар, и в каждом, даже самом неприметном на первый взгляд человеке, скрывается целая вселенная.
Аватар: Пламя и пепел
Хотя новый "Аватар", возможно, и не является лучшим фильмом года, он, безусловно, представляет собой важное событие для всей киноиндустрии.
Третий фильм франшизы уже не вызывает того удивления, которое было от просмотра первых двух.
Зрители привыкли к невероятно красивой графике, а сюжет, к сожалению, не привносит ничего принципиально нового и во многом повторяет события предыдущей части.
Тем не менее, это всё ещё впечатляющий и зрелищный экшн, снятый настоящим профессионалом своего дела. Ключевым элементом здесь выступает не столько Джейк Салли и его близкие, сколько детально проработанный и восхитительный мир Пандоры, созданный с большой любовью.
На просмотр "Аватара" стоит пойти не ради захватывающего сюжета, а чтобы насладиться великолепными медузами-дирижаблями, полётами на драконах и захватывающими подводными пейзажами.
Носферату
Согласно кинобазам, фильм Роберта Эггерса датируется 2024 годом. Однако в 2024 году состоялись лишь предварительные показы для критиков.
Широкий зритель увидел картину в большинстве стран только в 2025 году. Эта лента моментально определила главные тренды года: готику и переосмысления (ремейки).
"Носферату" в готическом стиле – это эталонное подражание немецкому экспрессионизму вековой давности. Мрачный, угрюмый, иногда почти монохромный – отдельные кадры словно созданы для обложек готик-метал групп.
Но как ремейк, фильм не повторяет "незаконного Дракулу" 1921 года, а смело его интерпретирует. В новой версии впечатлительная героиня, воплощённая Лили-Роуз Депп, страдает от приступов безумия, а жуткий оккультист, в исполнении Уиллема Дефо, сам напоминает вампира.
Особенно свежим и запоминающимся получился новый облик графа Орлока – этакого полуразложившегося гусара с пышными усами.
Билл Скарсгард, исполнивший эту роль, давно известен любителям хорроров и готики, но именно после "Носферату" стало очевидно: со временем его будут вспоминать в одном ряду с Кристофером Ли и Белой Лугоши.
Грешники
Вероятно, из всех представленных картин у "Грешников" наибольший потенциал завоевать расположение киноакадемиков и триумфально собрать урожай "Оскаров". Хотя рядовому российскому зрителю может быть несколько сложнее проникнуться этим глубоко самобытным произведением.
Райан Куглер, вдохновившись концепцией "От заката до рассвета" (южная локация, бар с музыкой, вторжение вампиров), трансформировал её в повествование об афроамериканской культуре.
"Грешники" насыщены южно-готическим колоритом и отзвуками бурных 1920-х, плавно перетекающих в мрачные 1930-е. Здесь звучит блюз, пересказываются леденящие душу истории, в ходу шляпы и автоматы Томпсона, а страх перед Ку-клукс-кланом (запрещённая организация, надеюсь, напоминать не нужно) пронизывает всё. И танцуют здесь, как в предчувствии неминуемого конца.
Майкл Б. Джордан продемонстрировал выдающееся мастерство, исполнив роли двух братьев-близнецов, привносящих чикагские гангстерские порядки в родную провинцию. Однако наиболее завораживающим персонажем "Грешников" является вампир-ценитель музыки, чьи намерения далеки от истребления чернокожих – он стремится поглотить дух их народа, ассимилировав его.
Именно эта таинственная фигура антагониста и её символическое значение в замысле создателей до сих пор вызывает оживлённые дискуссии в онлайн-сообществах.
28 лет спустя
Чтобы вновь погрузить зрителей в мир плотоядных зомби, Дэнни Бойлу и Алексу Гарленду понадобилось всего 23 года, а не 28.
Однако долгожданное возвращение оказалось несколько иным, чем предполагали фанаты. Вместо Киллиана Мёрфи, одиноко скитающегося по опустевшему Лондону, мы видим Спайки — юношу, совершающего путешествие по непроходимым лесам гибнущей Британии.
На смену кровавому и жестокому хоррору пришла насыщенная символизмом и аллюзиями история о взрослении. Вместо прямого продолжения — новое развитие сюжета.
История о столкновении молодого человека с суровой действительностью, где принципы морали рухнули под натиском катастрофы, не всех оставила в восторге.
Фильм небезупречен: от неровного монтажа до финала, выбивающегося из общей атмосферы, — но достоинств в нём значительно больше.
Демонстрируя, как преобразился (или остался неизменным) их апокалипсис, Бойл и Гарленд ведут откровенный диалог со зрителем о стойкости духа, человечности и смирении перед лицом смерти.
Фильм сложный и вызывает неприятные чувства, но в мире, где жалкие остатки выживших деградируют, а заражённые эволюционируют и даже размножаются, лёгкой жизни быть не может.
Как гласит известное стихотворение Киплинга, на войне не бывает отпуска.
Хищник: Планета смерти
Несколько лет назад многие полагали, что франшиза "Хищник" утратила свою привлекательность, подобно "Терминатору", "Чужому", "Матрице" и другим аналогичным проектам.
Казалось, что любые будущие фильмы будут лишь ремейками, эксплуатирующими ностальгические чувства. Однако режиссёр Дэн Трахтенберг совершил нечто невероятное.
После анимационного фильма "Хищник: Убийца убийц" интерес к "Хищникам" вновь пробудился. А после выхода картины "Планета смерти" возникает желание узнать, какие ещё сюрпризы преподнесёт эта серия.
В новом фильме франшизы главным героем стал сам Хищник.
Молодой Дек из расы яутжа прибывает на дикую планету, кишащую монстрами и опасностями, чтобы пройти обряд инициации и доказать свою храбрость. В фильме он воплощает динамичность и брутальность, преодолевая бесчисленные хитроумные формы жизни, которые пытаются его поглотить, отравить или уничтожить.
За юмор отвечает Тиа, разговорчивая половина робота, разыскивающая свои ноги.
Не раскрою сюжет, если скажу, что этому дуэту предстоит пересмотреть свои убеждения и изменить восприятие мира. Как и нам – по отношению к "Хищнику", который смог удивить не только зрелищными сценами, но и оригинальным видением собственной вселенной.
Орудия
В тихом американском захолустье, кажущемся оплотом спокойствия, скрываются зловещие тайны.
Однажды ночью происходит немыслимое: целый класс учеников исчезает из своих домов. Горожане жаждут возмездия и обвиняют учительницу в случившемся, но она, в свою очередь, пытается докопаться до истины и найти настоящего преступника.
Подобный сюжет мог бы лечь в основу напряжённого триллера о серийном убийце, зловещем культе или старинном проклятии.
Однако "Орудия" Зака Креггера – это оригинальный хоррор о зомби, представленных в их классическом понимании, с обилием динамичных сцен и жестоких схваток.
С каждым эпизодом и новым персонажем, через призму которого раскрывается история, фильм набирает обороты, разрушая клише и обманывая зрительские ожидания.
Появление тёти Глэдис, возможно, самой яркой злодейки 2025 года, добавляет происходящему безумия.
К концу фильм "Орудия", начинавшийся как размеренный "слоубёрнер", превращается в головокружительный экшен, кульминационные моменты которого моментально стали вирусными.
Трогательная больная старушка, вызывающая у всех желание помочь ей, завоевала сердца зрителей и, возможно, станет главной героиней собственной франшизы.
Микки 17
Знакомый фантастический мотив: протагонист погибает, но снова и снова возвращается к жизни.
Вспоминаются такие ленты, как "Луна 2112", "Шестой день", "Исходный код" и "Грань будущего", не говоря уже о "Дне сурка".
В "Микки 17" простак Микки соглашается на кошмарную работу: быть подопытным в космической миссии, умирая и перерождаясь в клонированном теле. Однако создатели "Микки 17" не стремятся представить это как новаторскую идею, а скорее с остроумием и цинизмом переосмысливают этот устоявшийся троп.
Пон Чжун Хо, корейский кинорежиссёр, известен своим фирменным чёрным юмором и социальной сатирой, искусно интегрированной в его работы, и в "Микки 17" безошибочно узнаётся стиль автора "Сквозь снег" и "Окчи".
Главным достоинством фильма является Роберт Паттинсон, великолепно воплотивший Микки во всех его реинкарнациях, с порядковыми номерами и без. В его исполнении это трогательно наивный и добродушный герой, почти примирившийся со своей судьбой, но в определённый момент осознающий ценность существования, как своего, так и внеземного.
И в его странной улыбке обнаруживается больше искренности, чем в пафосных речах эгоцентричного лидера и духовного наставника, которого сыграл Марк Руффало.
Франкенштейн
Как я уже упоминал, это был год, отмеченный возвращением забытых повествований из прошлого, эдакий готический ренессанс.
Хотя выбор лучшей киноленты 2025 года — вопрос спорный, "Франкенштейн" Гильермо Дель Торо, безусловно, олицетворяет этот год.
Этот фильм — аллегория о гениальном безумце, который берёт безжизненный материал, предназначенный для забвения, искусно соединяет его воедино и вдыхает в него жизнь благодаря своей пылкой страсти. И в результате получается нечто… изумительное.
Дель Торо, признанный мастер гротеска и мрачного, давно мечтал представить свою интерпретацию истории Франкенштейна, на этот раз изобразив монстра не как злобного восставшего мертвеца, а как трагическое, непризнанное существо, стремящееся познать мир и найти своё место в нём.
Это не буквальная адаптация романа Мэри Шелли, скорее, это взгляд на него сквозь призму мрачного сказочника, который уже многие годы учит зрителей любить необычных созданий так же, как любит их он сам. И он знает, как сделать это глубоко драматично, с великолепной актёрской игрой Оскара Айзека и Джейкоба Элорди.
Более того, фильм невероятно красив: мексиканский режиссёр создаёт завораживающие декорации и аутентичные костюмы, которые не уступают лучшим образцам классической готики.
Спасибо за прочтение! Надеюсь, вам было интересно. Подписывайтесь на канал и ставьте лайки, чтобы не пропустить новые публикации.