Найти в Дзене
Росбалт

Никита Митрофанов: ЦБ РФ готов легализовать крипту?

Жизненные обстоятельства вынуждают менять позицию. Немного подзабытая тема, покрытая пылью трех- или четырехлетней давности — ЦБ и крипта. Помню, одни из первых постов по этой теме в самом начале «Китайской угрозы» были о том, что у регулятора крайне негативная реакция на крипту. И что на Неглинной были против ее легализации или предоставления четкого юридического статуса. На то были свои причины: с одной стороны — проект по цифровому рублю от ЦБ, с другой — противоречивые природа и статус крипты во всем мире. На тот момент ни в одной из крупных экономик не давали правового статуса криптовалюте и не рассматривали ее для какой-то легализации. Но постепенно тон регулятора касательно крипты менялся. Этому поспособствовали и жизненные обстоятельства — в том числе проблемы с расчетами по экспорту и импорту. Да и в целом по миру было движение к легализации крипты. Если сначала крипту готовы были признать лишь как средство для расчетов вне российской юрисдикции, то теперь опубликована новая к

Жизненные обстоятельства вынуждают менять позицию.

  CC0 Public Domain
CC0 Public Domain

Немного подзабытая тема, покрытая пылью трех- или четырехлетней давности — ЦБ и крипта. Помню, одни из первых постов по этой теме в самом начале «Китайской угрозы» были о том, что у регулятора крайне негативная реакция на крипту. И что на Неглинной были против ее легализации или предоставления четкого юридического статуса.

На то были свои причины: с одной стороны — проект по цифровому рублю от ЦБ, с другой — противоречивые природа и статус крипты во всем мире. На тот момент ни в одной из крупных экономик не давали правового статуса криптовалюте и не рассматривали ее для какой-то легализации.

Но постепенно тон регулятора касательно крипты менялся. Этому поспособствовали и жизненные обстоятельства — в том числе проблемы с расчетами по экспорту и импорту. Да и в целом по миру было движение к легализации крипты.

Если сначала крипту готовы были признать лишь как средство для расчетов вне российской юрисдикции, то теперь опубликована новая концепция: криптовалюту признают как валютные ценности. Это значит, что ее можно будет покупать и продавать, но ею по-прежнему нельзя будет расплачиваться внутри страны (это для ЦБ все еще красная линия).

В целом такое признание сопоставимо с признанием любого другого официального фиата. Например, вы можете покупать или продавать доллары в РФ, но платить ими внутри страны не можете. Даже если вам внутри страны выставят счет в баксах, платить нужно будет в рублях по курсу.

Приобретать крипту смогут как квалифицированные, так и неквалифицированные инвесторы. Но, в отличие от условных долларов, для каждой категории будут свои правила — то есть квалам явно дадут больше возможности взять на себя риск. И, например, купить какой-нибудь мемкоин.

И тут, к слову, можно поговорить о том, что подобный правовой статус — легальный — есть в Швейцарии. Это пока единственная экономика, где создан симбиоз финансовых институтов с возможностью хранить криптовалюты — не совсем криптобанки, но что-то близкое к этому. Там крипта — это цифровой актив, которым платить нельзя, но можно его покупать, продавать и хранить. В стране, которая известна экспортом своих надежных и консервативных банковских услуг по всему миру, такое быстрое решение правового статуса меня удивляет. И в этой стране никто не заявляет, что они планируют стать криптостолицей мира.

Скажу от себя, что такой правовой статус явно нужен. Поскольку сейчас это серое поле, и если я захочу через P2P пополнить криптокошелек, реакция со стороны банка может быть любая, плюс со стороны продавца может быть тоже кто угодно.

А что в итоге? Легализация — это хорошо. Если как-то упростят процесс ввода и вывода средств с криптобирж или если появятся банки, которые работают с таким классом активов, как в Швейцарии, то будет супер.

Никита Митрофанов, экономист, автор Telegram-канала «Китайская угроза»