Найти в Дзене
Росбалт

Чем опасен план противостояния России на Балтике

Трамп воодушевил европейцев, вынужденно возродив инициативу военной поддержки Литвы, Латвии и Эстонии. Закон о национальной обороне (National Defense Authorization Act, NDAA), подписанный президентом США Дональдом Трампом после споров с Конгрессом, продолжавшихся с начала осени, воодушевил европейцев, которые уже, казалось, были поставлены перед фактом сворачивания евроатлантического партнерства и начала совместных усилий США и России по урегулированию конфликта на Украине. Дело в том, что ряд пунктов NDAA прямо противоречат новой доктрине национальной безопасности США, принятой в начале декабря. В ней администрация Трампа серьезным образом пересмотрела подход к внешней политике, подчеркнув намерение следовать «доктрине Монро», призывающей к доминированию США в Западном полушарии. В Европе в этом увидели «развал западного альянса», что вызвало ярость у ряда чиновников ЕС. Контекст. Принятый Конгрессом закон о национальной обороне на 2026 финансовый год (NDAA) предусматривает рекордные

Трамп воодушевил европейцев, вынужденно возродив инициативу военной поддержки Литвы, Латвии и Эстонии.

  rosbalt.ru
rosbalt.ru

Закон о национальной обороне (National Defense Authorization Act, NDAA), подписанный президентом США Дональдом Трампом после споров с Конгрессом, продолжавшихся с начала осени, воодушевил европейцев, которые уже, казалось, были поставлены перед фактом сворачивания евроатлантического партнерства и начала совместных усилий США и России по урегулированию конфликта на Украине.

Дело в том, что ряд пунктов NDAA прямо противоречат новой доктрине национальной безопасности США, принятой в начале декабря. В ней администрация Трампа серьезным образом пересмотрела подход к внешней политике, подчеркнув намерение следовать «доктрине Монро», призывающей к доминированию США в Западном полушарии. В Европе в этом увидели «развал западного альянса», что вызвало ярость у ряда чиновников ЕС.

Контекст. Принятый Конгрессом закон о национальной обороне на 2026 финансовый год (NDAA) предусматривает рекордные $901 млрд военных расходов. Документ вступил в силу после подписания Трампом. Помимо крупных расходов на оборону и национальную безопасность, закон также предусматривает значительное финансирование поддержки Украины.

Как пишет Reuters главе Белого дома пришлось пойти на компромисс и утвердить закон, который включает ряд положений, направленных на повышение безопасности в Европе, что не отвечает его прежним намерениям. Именно поэтому, отмечает агентство, подписание NDAA состоялось «в тихой обстановке», без церемонии в Овальном кабинете, на которой присутствовали бы журналисты.

NDAA фактически ограничивает полномочия Пентагона по ряду вопросов, важных для взаимоотношений Соединенных Штатов с европейскими союзниками. В частности, прописаны прямой запрет на выход США из НАТО без согласия законодателей и запрет на сокращение численности американских войск в Европе ниже порога в 76 тыс. человек более чем на 45 дней. Кроме того, Конгресс обязал военное министерство США за 48 часов уведомлять о прекращении предоставления Украине разведданных (с подробным объяснением мотивов и причин).

Киев готовят к «крайне невыгодному» миру

Важно отметить, что NDAA также реанимирует Балтийскую инициативу безопасности (Baltic Security Initiative, BSI). Она действовала с 2020 года и была усилена после начала СВО. Однако в сентябре этого года, новый глава Пентагона Пит Хегсет объявил о прекращении BSI, что стало для европейцев еще одним шоком.

Теперь же закон запрещает администрации Трампа прекращать BSI, подчеркивая ее важность для стран Балтии. Акцент в документе делается на повышении боеспособности армий Латвии, Литвы и Эстонии, которым предусмотрено выделение $175 млн на военные расходы.

Вызывает вопрос, как эти все эти запреты и предписания будут реализовываться с учетом курса, с которого явно не намерен сворачивать Белый дом. Тут можно вспомнить, как в начале июня генеральный секретарь НАТО Марк Рютте провозгласил, что возглавляемый им военный блок рассматривает Балтийское и Черное моря зонами своей ответственности и готов дать «разрушительный» ответ на любые «непредвиденные обстоятельства». А всего через несколько недель после этого Пентагон де-факто отказался дать Евросоюзу обещание, что США не станут выводить свои войска, расположенные вблизи границ России и Белоруссии, включая те, что находятся на территории Литвы, Латвии и Эстонии.

Пока же политики в странах Балтии явно воодушевились. Так, премьер-министр Латвии Эвика Силиня отметила, что NDAA «подтверждает важную роль стран Балтии во внешней политике США», а министр обороны Латвии Андрис Спрудс заявил, что решение Конгресса стало «ярким свидетельством прочности трансатлантического партнерства и непоколебимой приверженности США укреплению безопасности Европы и стран Балтии». По его мнению, подтверждение BSI внесет значительный вклад в развитие военного потенциала региона, а также четко обозначит важность коллективной обороны «перед лицом российской угрозы».

Эрмитаж стал местом силы для союзников России

На этой волне можно ожидать появления новых радикальных инициатив, обостряющих ситуацию на Балтике, которая и без того становится главной ареной борьбы Запада против России.

Европейские СМИ продолжают обсуждать сценарий, по которому страны НАТО могут попытаться перекрыть для России доступ в Калининградскую область по Балтийскому морю.

Эстония, как сообщило издание Politico, предложила НАТО проводить учения с отработкой применения ядерного оружия вблизи восточного фланга альянса (то есть, у границ РФ) в рамках «демонстрации силы».

Также звучат призывы к Трампу «повторить в Черном и Балтийском морях» его решение о блокаде нефтяных танкеров, направляющихся в Венесуэлу и из нее.

Впрочем, глава МИД Эстонии Маргус Цахкна уже был вынужден остудить наиболее горячие головы. На фоне недавних атак украинских морских дронов на танкеры у побережья Турции, он предостерег Киев от нанесения ударов по любым судам в Балтийском море.

«Через Финский залив проходит свыше 60% российского экспорта газа и нефти, и это по-прежнему колоссальная нагрузка, которая приходится на коридор шириной около шести морских миль», — напомнил Цахкна.

В этой связи, по его словам, возможные атаки «действительно могут привести к эскалации ситуации в Балтийском море», не говоря уже о факторе экологической угрозы.

Михаил Макаров