Найти в Дзене

Почему молодые каталонцы теряют интерес к образованию и что с этим делать

Власти Каталонии поставили перед собой амбициозную задачу — снизить уровень преждевременного ухода из школы с нынешних 14% до 9% к 2030 году. Для этого в регионе запускают новые инициативы, направленные на поддержку молодых людей, которые по разным причинам оставили учебу. Одной из ключевых мер стал проект Reconnect-ES, который за первый год работы помог вернуть к образованию 15% подростков, ранее покинувших школу. В рамках этой программы социальные педагоги связываются с молодыми людьми, которые бросили учебу, чтобы выяснить их мотивы и предложить индивидуальную помощь. За год специалисты попытались выйти на связь почти с девятью тысячами человек в возрасте от 16 до 24 лет. В итоге удалось поговорить примерно с четырьмя тысячами, а чуть менее половины из них согласились на дальнейшее сопровождение и консультации. Большинство подростков называют главной причиной ухода из школы потерю интереса к учебе — так ответили 42% опрошенных. Еще 36% ссылаются на личные или семейные обстоятельства
Оглавление

Власти Каталонии поставили перед собой амбициозную задачу — снизить уровень преждевременного ухода из школы с нынешних 14% до 9% к 2030 году. Для этого в регионе запускают новые инициативы, направленные на поддержку молодых людей, которые по разным причинам оставили учебу. Одной из ключевых мер стал проект Reconnect-ES, который за первый год работы помог вернуть к образованию 15% подростков, ранее покинувших школу.

В рамках этой программы социальные педагоги связываются с молодыми людьми, которые бросили учебу, чтобы выяснить их мотивы и предложить индивидуальную помощь. За год специалисты попытались выйти на связь почти с девятью тысячами человек в возрасте от 16 до 24 лет. В итоге удалось поговорить примерно с четырьмя тысячами, а чуть менее половины из них согласились на дальнейшее сопровождение и консультации.

Причины ухода

Большинство подростков называют главной причиной ухода из школы потерю интереса к учебе — так ответили 42% опрошенных. Еще 36% ссылаются на личные или семейные обстоятельства, 15% — на хроническое отсутствие на занятиях, а 5% — на необходимость работать. Впрочем, за сухими цифрами скрываются сложные жизненные истории, где часто переплетаются экономические трудности, эмоциональные проблемы и отсутствие поддержки.

Показателен случай 22-летней девушки по имени Джессика. Она ушла из школы из-за семейных конфликтов и проблем с психическим здоровьем. Позже пыталась вернуться через профессиональные курсы и среднее специальное образование, но снова бросила — не хватило поддержки для преодоления трудностей с обучением. К тому же, отсутствие легального статуса и необходимость зарабатывать на жизнь только усложнили ситуацию.

Работа с мотивацией

Важной частью работы педагогов становится не только возвращение подростков в учебные заведения, но и помощь в решении сопутствующих проблем. Часто молодым людям требуется не столько образовательная, сколько социальная и психологическая поддержка. По словам специалистов, многие из них не видят смысла в учебе, потому что не чувствуют связи между школьной программой и реальной жизнью.

В рамках Reconnect-ES молодым людям предлагают разные пути: кто-то выбирает среднее профессиональное образование, кто-то — программы профессиональной подготовки или получение сертификатов, а кто-то возвращается в старшие классы школы. В 2024 году треть вернувшихся выбрали среднее профессиональное образование, еще по 13% — программы профессиональной интеграции и курсы с выдачей сертификата, а 8% — продолжили обучение в бакалавриате.

Новые подходы

Для эффективной работы с молодежью власти Каталонии приняли решение передавать данные о бывших учениках муниципалитетам. Это позволило наладить более точный учет и сопровождение. В проекте задействованы 52 социальных педагога, однако эксперты отмечают, что для охвата всех территорий региона требуется как минимум на треть больше специалистов.

В ближайшие годы планируется расширить штат и утвердить новый порядок работы службы образовательного сопровождения. Ожидается, что соответствующий декрет будет принят в начале 2026 года, однако объем финансирования напрямую зависит от возможностей бюджета.

Пробелы системы

Несмотря на успехи, специалисты признают: существующая система поддержки пока не способна полностью закрыть все потребности молодежи. Многие проблемы — от нехватки денег до психологических трудностей — остаются без должного внимания. Социальные педагоги подчеркивают, что для реального снижения уровня преждевременного ухода из школы необходимо менять не только подходы к сопровождению, но и саму образовательную систему, делая ее более гибкой и ориентированной на реальные запросы молодых людей.

В Каталонии продолжают искать баланс между требованиями учебных программ и жизненными обстоятельствами подростков. Власти и педагоги сходятся во мнении: без комплексного подхода и индивидуальной работы с каждым случаем добиться серьезных изменений будет сложно.

Читайте на RUSSPAIN.COM