Представьте себя производителем, который обнаруживает крупный государственный заказ, но не имеет возможности подать заявку на участие. Основным препятствием становится отсутствие соответствующей записи в реестре Минпромторга. Изучая тексты правительственных постановлений, вы стараетесь понять процедуру, однако вскоре осознаёте: за строгими юридическими формулировками скрывается сложный лабиринт, на каждом этапе которого встречаются трудноопределимые условия. В аналогичной ситуации оказался наш заказчик, компания-разработчик высокотехнологичных комплексов для экологического мониторинга.
Данный кейс представляет собой детальный отчет о нашей работе, в котором мы открыто и тщательно анализируем каждый шаг: от первоначальной консультации до получения итогового документа. Мы продемонстрируем не только успехи, но и все трудности, возникшие на пути, и методы их устранения. Наша задача — предоставить отечественным производителям четкое представление о процедуре регистрации и убедить их в том, что даже наиболее сложные проблемы имеют решение.
Исходные условия и проблемы, с которыми столкнулся производитель
До сотрудничества с «Корстоун» производитель четко осознавал необходимость регистрации, но не обладал требуемыми знаниями и практическим опытом для ее осуществления.
- Инициатор. Введение в действие нормативных положений, сделавших наличие записи в реестре Минпромторга обязательным условием для участия в тендерах и государственных закупках. По словам представителя заказчика: «В соответствии с новым законодательством мы можем участвовать в конкурсах, но только при наличии регистрации в реестре».
- Самостоятельные усилия. Компания предпринимала попытки самостоятельно изучить вопрос, анализируя Постановления Правительства № 719 и № 878. Однако, как отметил инженер предприятия, «при чтении постановления... возникает непонимание, с чего начать и какие действия предпринять».
Трудности на начальном этапе
- Неопределенность с процедурой экспертизы: сложности в идентификации подходящего пути (Акт экспертизы или Сертификат СТ-1) для их специфического изделия.
- Недостатки в документации: наличие проектной документации (чертежи, схемы) и технических условий (ТУ) не сопровождалось наличием технологической документации (технологические инструкции, карты технологических процессов), что является ключевым требованием.
- Неочевидность критериев подтверждения: как выяснилось впоследствии, стандартные методы подтверждения российского происхождения для их уникального продукта оказались неприменимы.
- Риски бездеятельности: прямая утрата шансов на участие в тендерах и упущенная коммерческая выгода. «Мы не смогли бы подать заявку на конкурс».
Причины выбора «Корстоун» и возникшие сомнения
Решение о сотрудничестве было принято на основе рекомендации Торгово-промышленной палаты (ТПП) Ленинградской области. По словам клиента: «В основном, только по рекомендации. И уже в процессе сотрудничества мы достигли результата».
Перед началом работ присутствовала естественная осторожность. Тематика была новой и сложной. Клиент подтвердил: «Безусловно, сомнения присутствовали, поскольку данная тема, по большому счету, является новой для нашей страны».
Детальный анализ этапов работы и профессиональных мер «Корстоун»
Работа осуществлялась в несколько стадий, каждая из которых включала решение нетипичных задач.
Этап 1: Проверка и разработка стратегии
«Корстоун» начал с базового анализа:
➔ Определение кодов ОКПД-2 и ТН ВЭД. Продукция заказчика — Станция наблюдения за уровнем загрязнения атмосферного воздуха (ПНЗ) — была корректно классифицирована экспертами «Корстоун» по двум принципиально важным кодам:
- ОКПД-2 26.51.53.190 — «Приборы и аппаратура для физического или химического анализа прочие». Данный код охватывает широкий перечень лабораторного и аналитического оборудования.
- ТН ВЭД 9027 10 — «Газо- или дымоанализаторы», применяемый к измерительным комплексам, основной функционал которых основан на газоаналитических методах измерения.
Эта точная классификация является не просто формальностью — она служит ключом к выходу на высококонкурентный рынок.
➔ Формирование списка документов. Был подготовлен перечень из 13 пунктов, включая подтверждение производственных мощностей, прав на программное обеспечение, технологических операций и расчета адвалорной доли (стоимостной доли иностранных компонентов).
➔ Систематизация задачи. Как отметил клиент, именно это стало основной ценностью на старте. «Корстоун» не просто предоставил список, а разъяснил, что, для чего и в каком порядке необходимо выполнять.
Этап 2: Тщательная проверка и корректировка документов
Это был наиболее трудоемкий этап.
➔ Проверка проектной и технологической документации. Эксперты идентифицировали отсутствие и неточности в технологической документации. «Корстоун» консультировал по оптимальным методам оформления, предоставлял образцы и совместно с техническими специалистами заказчика приводил документацию в соответствие с установленными требованиями.
➔ Работа с бухгалтерскими отчетами. Возникли сложности с подтверждением итоговой стоимости продукции и расчетом адвалорной доли. Наши специалисты выполнили пересчет расходов, выявили неучтенные позиции и подготовили для клиента рекомендации по их отражению. Это была аналитическая и консультационная работа.
➔ Координация контрагентов. Поскольку в производстве участвовали сторонние организации, «Корстоун» оказывал помощь в сборе и проверке их документов, обеспечивая целостность и корректность всего пакета.
Этап 3: Преодоление препятствия и корректировка стратегии
Данный этап не планировался изначально и привел к подписанию Дополнительного соглашения.
➔ Проблема. Изначально был выбран сценарий получения Акта экспертизы (АЭ). Однако региональная ТПП, впервые столкнувшись со столь сложным изделием, отказалась принимать документы, выдвигая изначально невыполнимые условия.
➔ Решение «Корстоун». Компания проявила гибкость. Было принято решение о смене ТПП и переходе на процедуру получения Сертификата СТ-1. Это потребовало:
- Полного пересбора пакета документов.
- Документального обоснования уникальности устройства и выбранного кода ТН ВЭД.
- Совместного с экспертами новой ТПП поиска решений для выполнения установленных требований.
➔ «Экспертиза в рамках экспертизы». Как отметил эксперт «Корстоун», для подтверждения российского происхождения корпуса изделия потребовалось проведение углубленного анализа — формирование полного пакета с расчетами стоимости и адвалорной доли специально для корпуса, что не является стандартной процедурой.
Этап 4: Сопровождение экспертизы и достижение результата
➔ Подача заявки и взаимодействие с ТПП и Минпромторгом. «Корстоун» взял на себя все коммуникации с инстанциями, сопровождал проверки, оперативно отвечал на запросы.
➔ Результат. Несмотря на один запрос о предоставлении дополнительных сведений, продукция была успешно зарегистрирована в реестре с первой попытки. Производитель получил электронную версию Заключения Минпромторга.
Итоги и приобретенные производителем преимущества
Достигнута главная цель — продукция внесена в реестр Минпромторга, компания получила официальный доступ к участию в государственных закупках и тендерах.
В ходе работы был создан и систематизирован весь комплект проектной, технологической и бухгалтерской документации, который теперь служит корпоративным стандартом и может быть применен для других продуктов. «Теперь у нас есть полный комплект документации, который мы можем использовать с разными целями», – говорит клиент.
Столкнувшись с профессиональным решением нестандартных задач, производитель принял решение о продлении сотрудничества с «Корстоун» для регистрации других видов продукции.
Высокая конкуренция и возможности для роста
Рынок газоаналитического оборудования в России отличается интенсивной конкурентной борьбой. На нем представлены как известные отечественные производители (к примеру, НПО «ПРИБОР», «ЭКСИС»), так и сильные международные компании (Draeger, Testo, Honeywell). Аналитические отчеты по рынку указывают, что, несмотря на существенную долю импорта в некоторых сегментах, программа импортозамещения активно способствует развитию местного производства.
Для сегмента измерительных комплексов, к которым относится ПНЗ, уровень конкуренции несколько ниже благодаря повышенным требованиям к сертификации и обслуживанию, однако обязательным условием выхода на этот рынок является наличие регистрации в реестре Минпромторга.
Потенциал тендеров: от тысяч до миллионов рублей
Данные по коду ОКПД-2 26.51.53.190 демонстрируют значительный объем коммерческих перспектив. В агрегированных базах данных содержатся тысячи записей о проводимых закупках. Анализ реальных тендеров показывает широкий ценовой диапазон, напрямую связанный со сложностью и комплектацией товара:
От небольших лотов со стартовой ценой в несколько тысяч рублей (например, наборы расходных материалов) до крупных контрактов на поставку лабораторных комплексов и оборудования с начальной максимальной ценой контракта от 1 до 5 миллионов рублей и более.
Таким образом, регистрация в реестре для производителя означала не просто выполнение законодательных норм, а получение прямого доступа к многомиллионному рынку государственных закупок, где борьба за контракт начинается с наличия необходимой записи в реестре. Без этого его продукция, даже будучи конкурентоспособной, была бы отсечена на начальном этапе.
Профессиональная оценка успешного проекта
С точки зрения «Корстоун» данный кейс представляет собой пример успешной реализации проекта, где основную роль сыграли глубокая компетенция, проактивность и партнерский подход.
Успех был обеспечен не только безупречным знанием нормативной базы, но и пониманием технологических особенностей радиоэлектронной отрасли, что позволило оперативно адаптировать стратегию при возникновении препятствий и найти альтернативные варианты. Критически важным стало взаимодействие в формате «единой команды» с клиентом, когда наши специалисты были ориентированы на совместное решение проблем, предлагая комплексную поддержку — от стратегического планирования и аудита до практической помощи в подготовке документов и защите интересов в ТПП.
Преимущество «Корстоун», по словам клиента, заключается в том, что «вы... обладаете именно той информацией и навыками, которые необходимы для внесения в реестр, потому что для предприятия это достаточно сложно... Не понимаешь, с чего начать и какие действия предпринимать».
Если вы столкнулись с похожими трудностями или только планируете начать эту процедуру, команда экспертов «Корстоун» готова предоставить вам бесплатную консультацию. Мы детально изучим вашу продукцию, оценим существующие документы и разработаем четкий и реалистичный план по подтверждению ее российского происхождения. Не позволяйте административным барьерам препятствовать вашему развитию — свяжитесь с нами, и мы поможем вам открыть доступ к новым перспективам.
🔥 Помогли получить более 1000 заключений, поможем и вам:
+7 (495) 106-69-68
https://t.me/+SxsQvCgixP4wMTAy