Найти в Дзене

Чародеи? Ну и ну

«Чародеи» — фантастическая комедия с элементами мюзикла, выпущенная в 1982 году под режиссурой Константина Бромберга. Благодаря своей оригинальной задумке, ярким образам персонажей и атмосфере, он по праву занимает свое место среди зрителей. В основе сюжета лежит спасение Иваном заколдованной возлюбленной Алены. Фильм насыщен юмором, сказочной атмосферой в преддверии самого волшебного праздника — Нового года, магией, ироничными фразами о советской реальности — все это делает его интересным не только для взрослых, но и для детей.
В первой сцене благодаря большому количеству Дедов Морозов гипертрофирована новогодняя тематика. Ускоренный монтаж, в котором есть отсылка к немому кино и фильмам Гайдая, и музыкальное сопровождение добавляют комизма сцене. «Комбинат добрых услуг» — ирреальность, ведь в нашем мире такого не существует. Так проявляется мотив волшебства, а это важно для жанрового определения кинокартины. Один из его элементов — сказка, поэтому и зрительские ожидания связаны с чу

«Чародеи» — фантастическая комедия с элементами мюзикла, выпущенная в 1982 году под режиссурой Константина Бромберга. Благодаря своей оригинальной задумке, ярким образам персонажей и атмосфере, он по праву занимает свое место среди зрителей. В основе сюжета лежит спасение Иваном заколдованной возлюбленной Алены. Фильм насыщен юмором, сказочной атмосферой в преддверии самого волшебного праздника — Нового года, магией, ироничными фразами о советской реальности — все это делает его интересным не только для взрослых, но и для детей.
В первой сцене благодаря большому количеству Дедов Морозов гипертрофирована новогодняя тематика. Ускоренный монтаж, в котором есть отсылка к немому кино и фильмам Гайдая, и музыкальное сопровождение добавляют комизма сцене. «Комбинат добрых услуг» — ирреальность, ведь в нашем мире такого не существует. Так проявляется мотив волшебства, а это важно для жанрового определения кинокартины. Один из его элементов — сказка, поэтому и зрительские ожидания связаны с чудом.

Четко прослеживается почерк Константина Бромберга: много танцевально-музыкальных номеров, схожесть в образах Электроника и Ивана: оба в водолазке и джинсах, оба — герои одного режиссера. Композитором кинокартины стал Евгений Крылатов. Он написал множество знаменитых песен из фильмов, в том числе и в «Чародеях» звучат «Три белых коня» и «Песенка о снежинке».

Об операторской работе можно сказать, что камера будто летающая: резкая смена кадров, динамичность событий. В начале, когда Сатанеев ругает Камнеедова за то, что неверно повесили знаки препинания на надпись, то ее показывают не целиком— камера плавно проходит по словам. Также есть эффект ручной камеры. Когда сотрудники НУИНУ во главе с Шемаханской идут и получают задачи, то камера трясется, находится на неравномерном расстоянии от героев за счет чего актеров видно не всегда в полный рост. Все это дает понять, что оператор снимал вручную, и камера не ехала по специальным рельсам.

Фильм основывается на трех уровнях: фольклорный сюжет, фантастические мотивы и добрая сатира над советской реальностью. Сценарий был написан братьями Аркадием и Борисом Стругацкими по мотивам повести «Понедельник начинается в субботу». Они большой феномен для советской литературы: их массово читала вся молодежь того времени, так как они писали научную фантастику, которая была очень востребована. По сценарию женитьбе главных героев Алены и Ивана мешает Сабанеев, который заставляет Шемаханскую заколдовать невесту и сделать ее злой. В течение всего фильма жених преодолевает путь по спасению любимой. Также есть любовные перипетии других героев. Это классические сказочные архетипы, отсылка на множество фольклорных произведений, таких как: «Царевна-лягушка», «Белоснежка и семь гномов», «Спящая красавица», «Руслан и Людмила».

Разработка волшебной палочки в НУИНУ — формально советское исследование, но фантастичность этой идеи усиливает мотивы сказки и комизм. На протяжении всей кинокартины зрителю показывается создание формы, эксперименты в применении, подготовка к встрече особой комиссии, которая приедет смотреть на изобретение. Благодаря волшебной палочке разработчики смогут сделать многое не только для себя, но и других людей, и наверняка, используют это в подготовке к Новому году. Сцена с письменной просьбой Киврина выйти Шемаханскую за него замуж — добрая сатира над советской бюрократией, ведь тогда на все требовались разрешения, справки, бумаги. Сквозной комический образ гостя с юга, который не мог выбраться из НУИНУ, — тоже сатира над тем, как были построены НИИ в СССР.

Стоит отметить сказочные мотивы кинокартины: разговор Шемаханской с отражением в зеркале о своем поведении, скатерть-самобранка, шапка невидимка Иванушки, волшебные перемещения, например проход сквозь стену. Добро и зло — типичный конфликт сказки. Зло — это герои Екатерины Васильевой и Валентина Гафта, а добро — Алена и Иван. У него, как и у многих сказочных героев, есть маленький помощник – его сестра, также ему помогает комичный дуэт: Ковров и Брыль. Между двумя группами идет борьба: добро сражается со злом, которое заколдовало возлюбленную Ивана. Все происходит в канун Нового года, и зритель ждет, что волшебству быть и добро победит.

Герои имеют олицетворяющие их роли имена, фамилии: Шемаханская— созвучно с Шамаханской царицей, которая была красивой, но коварной грешницей в «Сказке о золотом петушке» Пушкина, Сатанеев— со словом «сатана», так как он воплощает в себе абсолютное зло. Имя Апполон говорит о силе, мужестве, отваге, а отчество Митрофанович — это отсылка к Митрофану из «Недоросли» Фонвизина, который был глупым и грубым. В таком несоответствии имени и отчества видна авторская ирония. Аленушка и Иванушка — сказочные имена. Героиня Александры Яковлевой обращается к возлюбленному, которого сыграл Александр Абдулов: «Иванушка, дурачок ты мой», — прямо как в сказках. Ведь обычно Иван-дурак был находчивым, проницательным, решительным, как и герой в фильме.

Множество намеков на другие литературные произведения и фольклор есть в фильме: «Аленький ты мой» — таким ласковым словом Иван назвал Алену, когда позвонил ей, — отсылка к «Аленькому цветочку», который был мечтой дочери в сказке, это говорит о том, что Иван считает Алену особенной в своей жизни. Между завхозом Камнеедовым и полковником Скалозубом есть сходство: внешний вид, поведение, глупость — некий мотив «Горя от ума» Грибоедова. Скалозуб метил в генералы, прислуживал, и то же самое делал Камнеедов: они оба подстраивались под окружающих. Когда Камнеедов приходит к Сатанееву «сообщить некоторые соображения», он получает ответ: «Что? К нам едет ревизор?» — отсылка на комедию Гоголя «Ревизор», в которой сообщили о приезде ревизора и это стало «неприятным известием», как и новость о том, что Санина женится.

Отсылка к Гайдаю, у которого в фильмах есть черный кот, через сквозной комичный образ черного кота Бромберга, которого весь фильм учили говорить. В конце он сказал: «Ура!» Вероятно, Бромберг вдохновился своим современником и тоже ввел роль говорящего кота, что придает сказочный мотив.

В кинематографе того времени были популярны танцевально-музыкальные номера, которые есть в большом количестве и в «Чародеях». В фильме они продвигают отношения героев: песня «Представь себе» Ивана Алене нужна, чтобы продлить время разговора, «Загадка женщины» Алены своим подругам-коллегам, которая рассказывает о том, как стать единственной любимой, презентация танцевального номера коллектива НУИНУ Шемаханской для демонстрации высокой комиссии, которая приедет смотреть на новое изобретение института, «Подойду я к зеркалу» Шемаханской во время разговора с «мудрым стеклом» о своей жизни, песня «Спать пора» рабочего Брыля, который превратился в маленького помощника, Ивану в вагоне, чтобы тот отдохнул.

Несмотря на всю свою комичность, фильм «Чародеи» поднимает очень важные темы: любовь, дружба, самопожертвование. Он учит ценить то, что мы имеем, и не бояться бороться за свои чувства. «Чародеи» — легкий и веселый фильм, который радует зрителей несколько десятилетий, его можно смотреть в кругу семьи и друзей. Даже посмотрев одну его серию, можно запомнить её типичный сюжет, который усложнен новогодней тематикой, советской эстетикой, элементами мюзикла и комичностью, а также динамичным развитием событий.

Ярослав Редька

фото сгенерировано нейросетью