В декабре в рамках акции бесплатной музейной недели в Москве мы посетили выставку работ художника И. Глазунова. В живописи я дилетант. С творчеством художника до этого была не знакома, но зрительно помнила некоторые его картины.
Постоянная экспозиция полотен И. Глазунова находится в центре города, в особняке, расположенном напротив Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Символично: искусство прошлого обращено к современному искусству. По левую сторону от выставки расположен храм Христа Спасителя.
Помещение экспозиции само по себе представляет архитектурное произведение.
В нем несколько этажей, комнат, переходов. Особняк отличается красивым интерьером, его внутреннее убранство обрамляет представленную в нем живописную композицию.
Мне кажется, что известность в полной мере пришла к Глазунову в девяностые годы. В тот период я училась на подготовительных курсах, и преподаватели настоятельно советовали студентам познакомиться с его картинами.
Посещение выставки картин художника помогло мне сформировать первое впечатление о его творчестве. И. Глазунов - не конъюнктурный художник. Это был живописец со своим видением мира. Я считаю, что человека искусства всегда отличает своеобычный взгляд на мир, этим он и становится интересным для публики.
Творческий путь живописца можно разделить на несколько этапов.
Каждому из них посвящен отдельный зал экспозиции. Выставка дает возможность посетителям узнать биографию художника. Зал с личными фотографиями посвящен его общественной деятельности. Они приоткрывают завесу над жизнью Глазунова, личными знакомствами, процессом работы.
На фотографиях художник предстает в естественной обстановке, живым, открытым человеком. Здесь хранятся картины, посвященные родным. Они так же, как и фотографии, дают посетителям возможность заглянуть в личную жизнь художника.
Интересными и понятными мне показались ранние картины И.
Глазунова, рассказывающие о северной столице. Они отражают душу, характер города и его жителей. Возможно, поэтому художнику было близко творчество писателя Ф.М. Достоевского, посвятившего много произведений Петербургу.
К слову, книги этого автора я тоже очень люблю. В этой части экспозиции представлены работы-иллюстрации к произведениям Ф.М. Достоевского и поэтическому творчеству А. Блока.
Здесь же можно узнать, как и почему для художника стала интересной иллюстрация.
Книжные иллюстрации Глазунова позволяют лучше понять творчество авторов XIX - начала ХХ веков, они - опосредованные проводники в историю нашей страны и словесность. Эти картины неяркие, глубокие. выполнены в черно-белых тонах.
Поотреты литературных персонажей имеют черты, присущие именно кисти этого художника. Например, одной отличительной деталью, являются глаза. Они большие, занимают всю центральную часть лица. В портрете на них художник акцентирует особенное внимание. Глаза становятся проводником во внутренний, духовный мир персонажей живописца Глазунова.
В другом зале экспозиции представлены работы художника, отражающие его историко-культурные представления. В них Глазунов выступает, на мой взгляд, новатором. Эти полотна очень яркие, красочные.
Им присущи, в основном, красный и золотой цвета. В них есть «воздух».
Наряду с цветом, художник для передачи религиозных, литературных и исторических образов использует различные по текстуре и форме материалы: резное дерево в рамах, металл, стекло, ткани и искусственные материалы.
С помощью их компиляции Глазунов добивается выразительности, так его персонажи становятся «зримее и достовернее». Авангард в живописи существовал давно. Но если сейчас он стал нормой, то в шестидесятые годы был нонсенсом. Я думаю, что эти работы художника опережали время и шли вразрез с общепринятыми в искусстве стандартами.
От небольших, камерных живописных полотен шестидесятых годов И.
Глазунов в девяностые годы пришел к масштабным произведениям, вместившим себя персонажей разных эпох и рода деятельности. Содержание полотен - эпический взгляд на историю нашей страны и ее непосредственных участников. На объемных произведениях изображены религиозные и политические деятели, писатели, деятели науки и искусства. Картины символичны, они проецируют время и происшедшие в нем перемены, являются попыткой художника философски осмыслить происходящее, потенциальное развитие и дальнейший путь нашего государства.
Посетив экспозицию, я закрыла еще один пробел в своих знаниях об искусстве живописи.
У меня сформировалось первое впечатление о художнике Глазунове, нашем современнике, рассказывающем о времени, в котором он жил, своем отношении к нему, людях, которые сопровождали его. Здесь я почувствовала, как быстротечно время. Вроде бы все, что мы видим на картинах И. Глазунова, еще рядом, еще близко и понятно. Однако уже сейчас все это почти история. Здесь можно ее вспомнить, узнать, почувствовать и приблизиться к ней. Посмотреть и оценить с высоты прошедших лет.