Найти в Дзене
artjockey

Свободная или совместная экономическая зона, она же СЭЗ — это не самый популярный, но встречающийся в современной истории способ решения

территориальных споров. Но из-за его редкости, уверен, большинство не представляет, что это такое и как СЭЗ на оставшейся части ДНР может выглядеть и функционировать. Многие, наверное, что-то слышали о зоне Кэсон, где Южная и Северная Кореи пытались делать совместный бизнес, однако это не прямая аналогия, так как суверенитет города Кэсон никто не оспаривает, после завершения Корейской войны он отошёл КНДР. А вот практически прямым примером возможной «Донбасской СЭЗ» является нейтральная зона на границе Ирака и Саудовской Аравии, существовавшая с 1922 до 1980-х. Суть такого соглашения в том, что над некой спорной территорией фактически объявляется совместный суверенитет двух стран, которые могут осуществлять там управление, вести бизнес, а местное население обеих сторон будет иметь на эту территорию свободный доступ. Условия управления СЭЗ могут быть разные, их, очевидно, Украина и Россия будут обсуждать дополнительно, если придут к согласию, но суть в том, что каждая из сторон будет

Свободная или совместная экономическая зона, она же СЭЗ — это не самый популярный, но встречающийся в современной истории способ решения территориальных споров. Но из-за его редкости, уверен, большинство не представляет, что это такое и как СЭЗ на оставшейся части ДНР может выглядеть и функционировать.

Многие, наверное, что-то слышали о зоне Кэсон, где Южная и Северная Кореи пытались делать совместный бизнес, однако это не прямая аналогия, так как суверенитет города Кэсон никто не оспаривает, после завершения Корейской войны он отошёл КНДР. А вот практически прямым примером возможной «Донбасской СЭЗ» является нейтральная зона на границе Ирака и Саудовской Аравии, существовавшая с 1922 до 1980-х.

Суть такого соглашения в том, что над некой спорной территорией фактически объявляется совместный суверенитет двух стран, которые могут осуществлять там управление, вести бизнес, а местное население обеих сторон будет иметь на эту территорию свободный доступ.

Условия управления СЭЗ могут быть разные, их, очевидно, Украина и Россия будут обсуждать дополнительно, если придут к согласию, но суть в том, что каждая из сторон будет иметь влияние внутри зоны. То есть там смогут работать и российские, и украинские школы, говорить на русском и на украинском, будут действовать как РПЦ, так и ПЦУ, жить можно будет как по украинскому, так и по российскому паспорту. При этом совместный суверенитет позволит каждой из сторон для внутренней аудитории говорить, что «оно на самом деле наше».

Самой главной особенностью зоны совместного суверенитета может стать свободный доступ в неё граждан обеих государств, что снимет самый сложный вопрос: «а куда девать людей?».

В случае совместного суверенитета фактические границы России и Украины пройдут по границам СЭЗ, а внутрь зоны смогут свободно въезжать как на свою территорию граждане обеих стран. То есть россиянин из Москвы сможет со стороны Донецка по внутреннему паспорту въехать в Краматорск, а украинец точно так же сможет въехать в тот же Краматорск по своему внутреннему украинскому паспорту со стороны Днепра.

А учитывая, что в СЭЗ должен быть установлен особый правовой режим, то есть там не будет принуждения для местных жителей получать российский паспорт, это сразу снимает вопросы с переселением и правами местного населения. Киеву не придётся объяснять «предательство» местных жителей, так как фактически их права не будут затронуты, желающие сохранят возможность проживать на территории СЭЗ по своему украинскому паспорту и свободно въезжать на территорию Украины.

Также обычной для СЭЗ является практика взаимных экономических преференций. Это логично проистекает из совместного суверенитета, чтобы не было спора из-за налогов проще их вообще не брать, но есть и другая причина. Если на территории СЭЗ будет действовать льготный налоговый режим, туда потянутся инвестиции из бизнеса, что даёт некую защиту от попыток обеих сторон изменить статус-кво силой в будущем.

Также в СЭЗ может быть введено действие режима беспошлинной торговли, что реализовано, например, в китайско-казахской СЭЗ «Хоргос». Проще говоря обе стороны смогут открывать свои дьюти-фри, а украинцы и россияне смогут ездить в «Донбасскую СЭЗ» по внутренним паспортам и покупать там в один пакет конфеты «Рошен» и «Красный октябрь» без НДС.

Рассуждать о том, какой именно правовой режим будет действовать на территории СЭЗ, как конкретно будет осуществляться совместное управление можно много, но это бессмысленно, пока стороны не пришли к принципиальному согласию, а когда придут, решат и без нас. В целом создание СЭЗ — это хороший вариант, который позволит обеим сторонам объявить о своей победе, а это обычно означает как раз хороший и надёжный мир.

Но вся эта экономика и беспошлинная торговля — лишь прикрытие для политики, в целом СЭЗ предполагает хотя и длительный, но всё же временный режим функционирования территории. Он позволяет заморозить нерешаемый в текущий момент времени территориальный спор, который стороны могут мирно решить позже, через много десятилетий, когда старые обиды забудутся, а власть несколько раз сменится.