Найти в Дзене

«Себестоимость – 88 рублей»: в Татарстане с января подорожает проезд в общественном транспорте

С нового года в Казани проезд в общественном транспорте подорожает на три рубля, а в Набережных Челнах, Нижнекамске и Альметьевске — на шесть рублей. Пассажиры восприняли эту новость без энтузиазма, да и транспортников она не обрадовала: по их оценкам, новые тарифы едва покрывают половину реальных затрат на перевозки. Проезд в общественном транспорте традиционно дорожает в городах республики с наступлением каждого нового года, и 2026-й не стал исключением. Госкомитет РТ по тарифам утвердил новые расценки, которые начнут действовать с 1 января. Как сообщили «РТ» в госкомитете, с нового года стоимость одной поездки в Казани, Набережных Челнах, Нижнекамске и Альметьевске составит 46 рублей, независимо от способа оплаты – наличными или банковской картой. Но если для казанцев тариф вырастет на три рубля, то для челнинцев, альметьевцев и нижнекамцев – сразу на шесть. При этом цена проездного на 100 поездок увеличится в Казани с 3300 до 3600 рублей, то есть одна поездка обойдется пассажиру в
Оглавление

С нового года в Казани проезд в общественном транспорте подорожает на три рубля, а в Набережных Челнах, Нижнекамске и Альметьевске — на шесть рублей. Пассажиры восприняли эту новость без энтузиазма, да и транспортников она не обрадовала: по их оценкам, новые тарифы едва покрывают половину реальных затрат на перевозки.

Юлия Бидун / «РТ»
Юлия Бидун / «РТ»

В КАЗАНИ – 46, В НУРЛАТЕ – 33

Проезд в общественном транспорте традиционно дорожает в городах республики с наступлением каждого нового года, и 2026-й не стал исключением. Госкомитет РТ по тарифам утвердил новые расценки, которые начнут действовать с 1 января. Как сообщили «РТ» в госкомитете, с нового года стоимость одной поездки в Казани, Набережных Челнах, Нижнекамске и Альметьевске составит 46 рублей, независимо от способа оплаты – наличными или банковской картой. Но если для казанцев тариф вырастет на три рубля, то для челнинцев, альметьевцев и нижнекамцев – сразу на шесть. При этом цена проездного на 100 поездок увеличится в Казани с 3300 до 3600 рублей, то есть одна поездка обойдется пассажиру в 36 рублей. В Мензелинске, Нурлате, Лениногорске, Заинске и Актаныше с 1 января проезд будет стоить 33 рубля – на три рубля дороже.

Жители республики новость о грядущем повышении ожидаемо восприняли без энтузиазма.

«Хотя бы всех детей бесплатно или со скидкой возили тогда!»; «Транспорт оставляет желать лучшего. В Альметьевске автобусы только по ул. Ленина ездят, как будто других улиц нет. Люди должны пешком ходить по городу в любую погоду. В Казани понятно, город большой, а в Альметьевске за что платить 46 рублей?»; «В Нурлате один автобус еле-еле ходит, и тот «ГАЗелька». Так что для нас и 33 рубля – это много, за что платить? За то, что час ждешь автобус?» – обсуждают татарстанцы новость о повышении в соцсетях.

ЧТО ПОВЛИЯЛО НА ТАРИФЫ

– На повышение тарифов повлияли несколько факторов: рост цен на товары и услуги, увеличение стоимости топлива и электроэнергии, повышение минимальной оплаты труда, а также расходы на эксплуатацию новых автобусов и троллейбусов. Учитывались длина маршрутов, пассажиропоток, техническое состояние и возраст подвижного состава. Все льготы для пассажиров сохраняются. Госкомитет установил максимальную стоимость проезда. Это дает муниципалитетам и перевозчикам возможность создавать разнообразные тарифы, учитывая потребности местных жителей и особенности транспортной системы. То есть они могут устанавливать тарифы ниже установленного максимума, – пояснила пресс-секретарь Госкомитета РТ по тарифам Ольга Безносова.

Однако рассчитывать на то, что муниципалитеты снизят утвержденную стоимость проезда, вряд ли приходится. Все как один заявляют: даже новые тарифы не покроют реальных потребностей перевозчиков.

Например, в комитете по транспорту исполкома Казани признали, что в последние годы транспортная отрасль испытывает множество проблем. Действующие тарифы не покрывают реальных расходов перевозчиков. Однако комитет не уточнил, каким должен быть тариф, чтобы удовлетворить транспортные предприятия.

«ПРЕДЛАГАЛИ 50 РУБЛЕЙ»

В администрации Набережных Челнов, где сейчас одна поездка в общественном транспорте стоит 40 рублей, нас также заверили, что новый тариф не покроет затрат транспортных предприятий.

– Сейчас себестоимость проезда составляет более 70 рублей, – уточнила пресс-секретарь мэра Набережных Челнов Римма Мухаметзянова.

В свою очередь, в исполкоме Нижнекамского района нам рассказали, что в этом году себестоимость перевозки одного пассажира по городским муниципальным маршрутам превысила 62 рубля. А в 2026-м, по всем расчетам, она вырастет на 29%, достигнув 88 рублей.

«Это означает, что при тарифе 46 рублей на каждого перевезенного пассажира предприятия продолжат нести прямые убытки в размере 42 рублей. Разрыв между реальными затратами и доходом финансируется в рамках муниципальных контрактов в соответствии с лимитами», – отметили в пресс-службе нижнекамского исполкома.

Судя по всему, финансирование в рамках установленных лимитов не полностью покрывает расходы перевозчиков.

«На основании анализа роста себестоимости транспортные предприятия предлагали установить тариф на уровне 50 рублей, чтобы обеспечивалась минимальная возможность для обслуживания и накопления средств на срочный ремонт подвижного состава и инфраструктуры», – сообщили в исполкоме.

НЕ ВСЁ ТАК ПЛОХО

В то же время, как отметил на итоговой встрече с журналистами министр транспорта и дорожного хозяйства Татарстана Фарит Ханифов, в целом сфера общественного транспорта республики выглядит неплохо: пассажиропоток растет (+3,5% в этом году по сравнению с прошлым), подвижной состав обновляется и молодеет, из бюджета выделяется все больше денег на компенсацию проезда льготников – размер дотаций в этом году превысил 1,3 млрд рублей, это на 17% больше, чем в прошлом году.

Средняя зарплата в отрасли тоже не стоит на месте: по данным главы Минтранса, в среднем сотрудники транспортного комплекса получают в месяц 95,3 тыс. рублей (+4,5% к прошлому году).

Больше новостей на сайте «Республика Татарстан»