Если бы вы только могли видеть, что творилось рождественской ночью 1923 года в Царицыне! Жутковатое веселье подняло на дыбы город, пока ещё не ставший Сталинградом.
Свят, свят, свят!
По главной улице Октябрьской гигантским червяком ползёт диковинная колонна людей, обряженных кто во что горазд. Размахивают крестами, кадилами попы с наклеенными бородами. Раввины, муллы, облачённые в пёстрые наряды, хором скандируют: «Не надо нам раввинов, не надо попов, бей буржуазию, дави кулаков», «Попы всех религий — слуги капитала».
Над причудливой колонной вздымаются транспаранты: «Религия - опиум для народа», «Человек создал бога по образу своему» «Изгоните богов с небес, капиталистов — с земли, подготовьте мир к коммунизму», «Вышедшим на улицу безбожникам — привет!»
Среди толпы снуют черти в масках, с рогами и копытами. Визжат пронзительно, задевают прохожих. В кузове грузовика приплясывают свергнутые «боги»: Саваоф, Будда, даже вавилонский Мардук затесался в разношёрстную компанию. Распевают богохульные частушки: «Монахини святые, все жиром налитые».
На больших колёсах ползёт чёрный гроб с «мощами», на крышке «монах» возвещает в рупор: «Сегодня день Комсомольского Рождества. Мария 1922 раза рождала Иисуса, на 1923-й раз она родила комсомольца. Рождество твое Комсомольское, возсия мирови свет разума».
«Свят, свят, свят! — крестится на обочине испуганная старушка. — Спаси и сохрани, Господи, от напастей и избави мя от лукавого!»
«Цыц, старая!» — к ней подскакивает чёрт, хватает за руки. — «Бога нет, забудь».
Бабушка опрокидывается в сугроб, ветхие валенки мелькают в воздухе.
«А-а-а! Ах-ха-ха! Гы-гы-гы!» — вселенский рёв молодых глоток распарывает воздух. Трещат многочисленные факелы, разбрасывая во все стороны искры. Осеняемая их дрожащим светом колонна сворачивает на центральную площадь. Здесь уже горят костры. В огонь летят иконы, чучела богов, облачения священников. Мощно гремит: «Это есть наш последний и решительный бой!»
Если нельзя победить — возглавь
Похожие демонстрации в тот год состоялись в 417 городах Советской России. Действа вершились по единому сценарию «Комсомольского Рождества», словно управляемые палочкой одного могущественного дирижёра.
Да ведь так оно и было.
Старт внедрению «Комсомольского Рождества» в повседневность дала статья одного из ведущих борцов с религией Ивана Скворцова-Степанова в главной газете страны «Правде». Смысл сводился к известному макиавеллевскому тезису: «Если нельзя победить — возглавь». И давались подробные инструкции, как именно оттеснить популярнейшие церковные праздники Рождество и Пасху, заменив их массовым, иногда, с точки зрения верующих, кощунственным весельем.
«Пойдём на улицу и устроим потеху!» — призывал автор.
И пошли. И устроили. А-а-а! Ах-ха-ха! Гы-гы-гы!
Однако «карнавальные» методы борьбы с Рождеством себя не оправдали. Сказалась известная российская болезнь: «Заставь дурака Богу молиться, он лоб расшибёт». Нетерпеливая молодёжь, особенно в провинции, закусила такие удила, что в Москву пошли массовые жалобы на гонения и притеснения верующих, граничащие со злостным хулиганством. А то и бывшие таковым.
Руководитель страны Сталин лично обратился к данной теме, посетовал на извращения в антирелигиозной борьбе с религией, указав, что надо бы действовать поумнее и потоньше.
Сказано вождём — сделано массами!
Уличные маскарадные шествия были свёрнуты, переместились в клубы, дома культуры, но битва с Рождеством не прекратилась, обретя новую ипостась.
В декабре 1935 года опять же в газете «Правда» была опубликована небольшая заметка с говорящим заголовком «Давайте организуем к новому году детям хорошую ёлку!». Подпись гласила, что к народу со смелым предложением обращается П. Постышев, гражданин СССР без чинов и званий.
Но, конечно же, были у данного гражданина и чины, и звания. Да ещё какие! Кандидат в члены Политбюро ЦК партии большевиков, второй секретарь ЦК КП(б) Украины.
С тех пор названный большевик считается благодетелем по части возвращения зелёной новогодней красавицы народу. Однако, справедливости ради, стоит отметить, что истинным инициатором избавления ёлки от клейма «поповского пережитка» и возврата оной в жилища народа является несомненно Сталин. Хотя бы потому, что мнение никого другого, даже одного из руководителей украинских коммунистов, не смогло бы с такой скоростью воплотиться в советский быт.
Заметка появилась 28 декабря 1935 года, а уже через три дня 1936-й год вся счастливая советская страна встречала с реабилитированной ёлкой. И как-то стало забываться, что пушистое это чудо изначально знаменовало собой Рождество. Не Новый год, а именно Рождество.
Даже многократно и умильно воспетую ёлку в Сокольниках убеждённый атеист Владимир Ленин устраивал на сочельник, 6 января 1919 года. Кстати сказать, в этот день он был ограблен и едва не убит знаменитым налётчиком Яковом Кошельковым.
Так что, были у вождя основания ненавидеть Рождество и ёлку в придачу. Боролись с ними долго, всерьёз. Новые праздничные обряды всеми силами старались убедить, что никакого Рождества не было, нет и не будет. Но все немалые усилия пошли, в конечном счёте, коту под хвост.
Туда им и дорога.
Со Светлым Рождеством Христовым, дорогие друзья!