«Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень» — именно эти строчки великого классика как нельзя лучше описывают болезненный роман 37-летней Марины Нееловой и 21-летнего Гарри Каспарова*. Она — звезда «Осеннего марафона» и «Тюремного романса», он — молодой шахматный гений, о котором говорили во всем мире.
Буря чувств, романтика, сплетни, внезапная беременность, вторжение его матери, слезы и навсегда вычеркнутый из жизни человек — этот роман был обречен с самого начала. О главном предательстве в жизни великой актрисы и мести шахматисту от дочери — в материале Пятого канала, который публикуют «Известия».
Роман как в кино
На момент съемок «Осеннего марафона», где Неелова играла роль машинистки Аллы, ее личная жизнь сама напоминала кино: в начале 80-х состоявшаяся именитая актриса начала встречаться с молодым шахматистом Гарри Каспаровым. Уже тогда карьера молодого спортсмена стремительно шла в гору, а турниры требовали все больше напряжения и сил.
Мир искусства спасал Гарри от утомляемости: молодой человек любил посещать выставки, музеи, концерты и спектакли. На одном из них он впервые увидел Неелову в образе Маши в чеховских «Трех сестрах» и влюбился в хрупкую женщину с очаровательно большими глазами с первого взгляда.
Судьба им уготовила и личное знакомство, которое произошло в доме тренера по фигурному катанию Татьяны Тарасовой и пианиста Владимира Крайнева. Шахматиста пленили в Марине ее женственность, некая тайна и неординарность.
Гарри не смущала их 16-летняя разница в возрасте, и он настойчиво добивался взаимности через красивые ухаживания и внезапные букеты цветов в гримерку.
«У нас с ней было много общих друзей среди писателей и художников. Она очень неординарная женщина. Вполне возможно, что наш союз опирался и на ощущение нашей исключительности», — писал он впоследствии в автобиографической книге Child of Change («Дитя перемен» — Прим. Ред.).
В один момент Каспаров окончательно разбил все страхи Нееловой после болезненного развода с режиссером Анатолием Васильевым. А дальше последовали два года счастливых отношений.
В те годы молодой Каспаров жил в Баку и, приезжая в Москву, останавливался в квартире Нееловой на Чистых прудах. Вместе они выходили в свет, ходили по гостям, шахматиста часто видели за кулисами «Современника». Из-за границы он с удовольствием привозил своей возлюбленной дорогие подарки.
Несколько лет их роман напоминал тихую гавань, где было место для обоих. Между сценами в спектаклях и съемками в кино Марина присутствовала на матчах Гарри и оказывала ему всяческую поддержку, понимая его упорное стремление к мировой короне.
Паузы в общении пара компенсировала долгими телефонными разговорами, после которых молодой шахматист чувствовал в себе больше сил и уверенности.
Однако головокружительный роман закончился в один миг, оставив за собой след от слез, одиночества и затянувшейся депрессии.
Радость и печаль в одном флаконе: от беременности до предательства
Перемены в отношениях произошли весной 1986 года. Марина, которой на тот момент было 39, узнала о беременности. Эту новость она восприняла как настоящее чудо, поскольку врачи не раз намекали на ее возраст и высокие риски осложнений родов.
Окрыленная будущая мама на тот момент еще не знала, с чем ей придется столкнуться. Актриса поспешила поделиться радостным известием с Гарри, и вместо восторженного отклика и поддержки столкнулась со стеной холода и безразличия. Если Марину новость о беременности обрадовала, Гарри она заставила сильно призадуматься, ведь на чаше весов стояла его шахматная карьера, к которой он шел с юных лет.
Каспаров знал, чем может обернуться дальнейшая жизнь с Нееловой и делился переживаниями с матерью. В ответ на это женщина сухо отметила, что возрастная избранница, ребенок и сплетни поставят крест на его блестящей шахматной карьере.
В гримерке Марины, куда внезапно пришли Гарри и его мать Клара Шагеновна — жесткая и волевая женщина, державшая сына в железных руках, —развернулась настоящая трагедия. Только без криков и скандалов — тихо, но с полной ясностью: кто есть кто.
«Вы должны прекратить эти отношения, ребенок ему помешает», — сказала, как вынесла приговор, Клара Шагеновна.
Не столько ее слова, сколько полное молчание Гарри, нанесло Марине настоящий удар. Вместо слов в защиту возлюбленной и их будущего малыша он просто стоял и молча смотрел в пол.
На что Неелова произнесла: «Я рожу этого ребенка с вами или без вас», а в ответ услышала: «Без нас».
Всего два слова раскололи привычный мир актрисы на «до» и «после». Буквально за 20 минут до выхода на сцену у Нееловой в один миг переворачивается жизнь на 180 градусов. Она вынуждена была предстать перед зрителями и сыграть чужую драму, в то время как в ее жизни разворачивается собственная.
Окончательной точкой в их с Каспаровым отношениях стало его публичное отречение от еще нерожденного ребенка. Прессе он громогласно заявил, что не имеет к нему никакого отношения. После этого газеты принялись судачить о стареющей актрисе и ее безнадежных попытках удержать молодого любовника ребенком.
Публичное унижение на всю страну Марина выдержала стойко. Поддержали театральный коллеги, в частности, актер и поэт Валентин Гафт и художественный руководитель Галина Волчек, которые полностью приняли ее сторону и не давали актрисе окунуться в бездну отчаяния. Гафт прилюдно осудил поступок Каспарова, назвав его человеком, недостойным приличного дома.
Рождение дочери и молчание длинною в десятилетия
В январе 1987 года 40-летняя Неелова родила дочь Нику и стала матерью-одиночкой. Девочка была поразительно похожа на Каспарова, однако это ничего не изменило: в официальной биографии шахматного гения числятся лишь три брака и трое детей, рожденных в них.
По воспоминаниям современников, на слова о схожести между Никой и ее отцом, Клара Шагеновна реагировала резко.
«Это — не наш ребенок!» — заявляла женщина при любом упоминании о девочке.
Первые годы жизни дочери Марина Неелова жила буквально на пределе возможного: она разрывалась между репетициями и премьерами в театре, уходом за ребенком, бытовыми проблемами, борьбой с послеродовой депрессией и отсутствием помощи от отца Ники, который в это время спокойно строил карьеру и не задумывался о жизни дочери.
Актриса никогда публично не обвиняла бывшего возлюбленного — она молча терпела выпавшие на ее долю тяготы и просто вычеркнула его из жизни, десятилетиями не называя дочери имени отца.
Женское счастье с третьей попытки
Спустя два года с момента рождения Ники, в жизни Нееловой наконец произошли приятные перемены — она встретила дипломата Кирилла Геворгяна. Воспитанный, интеллигентный и спокойный, он уважительно относился к профессии Марины. Мужчина покорил ее сердце бережным и нежным отношением к ней и ее дочери.
Вместо внешнего блеска — искренность и забота. После знакомства на одном из приемов, Геворгян предложил гулять втроем, приходил в дом с игрушками, чинил кран и приносил продукты.
Неелова вышла за него замуж через три месяца после знакомства, после чего дипломат не просто удочерил Нику и подарил ей свою фамилию, он принял девочку как родную. Геворгян окружил ее настоящим отцовским вниманием, заботой и любовью, о которых она раньше только мечтала.
В 1994-м вслед за мужем-советником российского посольства актриса уехала за границу: сначала в Париж, затем в Амстердам. Несмотря на продвижение в карьере, Кирилл никогда не требовал, чтобы Марина бросила театр.
Длительное время ей удавалось жить на две страны, совмещая роли в «Современнике» с домом за рубежом. Ника окончила Лондонскую школу изобразительного искусства и стала скульптором. Она активно занимается творчеством и преподает, а ее работы регулярно выставляются в международных галереях.
Дочь расставила все точки над «i»
Спустя много лет в одном из интервью Ника поставила окончательную точку в их истории с Гарри Каспаровым. Она спокойно признала, что ее биологический отец — Каспаров, однако настоящим отцом она называет Кирилла Геворгяна, который был с ней с ранних лет, помогал в ее воспитании и всегда был рядом.
Эти слова не громкие, в них нет ни капли злобы или обиды. Эти слова, по сути, самый жесткий приговор, который можно вынести человеку, однажды отказавшемуся от собственного ребенка.
При этом Ника не изъявляет никакого желания каким‑то образом «добиваться» от Каспарова признания, общаться с ним или выстраивать отношения. Она занимается собственной жизнью, в которой есть любимая дочь и карьера, и старается дистанцироваться от печальной истории из их с мамой прошлого.
Актриса Марина Неелова сейчас
Марина Неелова продолжает активно выступать в театре «Современник», где остается одной из ключевых актрис. Несмотря на трудности прошлого, она смогла обрести женское счастье и продолжить карьеру.
Сегодня Марина Неелова ощущает себя абсолютно счастливой женщиной благодаря поддержке близких и своему таланту, продолжающему вдохновлять зрителей. Она гордится единственной и невероятно талантливой дочерью, которая не так давно сделала ее еще и счастливой бабушкой.
* Признан Минюстом иноагентом, внесен в реестр экстремистов и террористов Росфинмониторинга.