Найти в Дзене
Росбалт

О «торговле пропусками» и попытке закрыть Госдуму от посторонних глаз

Новости с Охотного ряда порой касаются совсем не законотворчества. Депутаты Государственной думы завершили осеннюю сессию, и в 2025 году больше не будут проводить заседания. При этом остается всего одна сессия до выборов в парламент, которые пройдут в Единый день голосования 18–20 сентября 2026 года, так что уже можно подводить некие итоги деятельности нынешнего созыва. Однако сейчас новости из нижней палаты российского парламента касаются совсем не законотворчества. В середине декабря депутат от партии «Новые люди» Сардана Авксентьева рассказала историю о том, как некая ассоциация психологов предлагает своим клиентам за 70 тыс. рублей выступить на круглом столе в Госдуме. Просто же поприсутствовать на мероприятии стоит от 35 до 50 тыс. рублей. Председатель Госдумы Вячеслав Володин инициировал служебное расследование, в результате которого выяснилось, что пропуска на круглые столы «продавали» депутаты от ЛДПР Андрей Свинцов и Каплан Панеш, а также представительница «Новых людей» Роза Ч

Новости с Охотного ряда порой касаются совсем не законотворчества.

  Госдума РФ
Госдума РФ

Депутаты Государственной думы завершили осеннюю сессию, и в 2025 году больше не будут проводить заседания. При этом остается всего одна сессия до выборов в парламент, которые пройдут в Единый день голосования 18–20 сентября 2026 года, так что уже можно подводить некие итоги деятельности нынешнего созыва.

Однако сейчас новости из нижней палаты российского парламента касаются совсем не законотворчества. В середине декабря депутат от партии «Новые люди» Сардана Авксентьева рассказала историю о том, как некая ассоциация психологов предлагает своим клиентам за 70 тыс. рублей выступить на круглом столе в Госдуме. Просто же поприсутствовать на мероприятии стоит от 35 до 50 тыс. рублей.

Председатель Госдумы Вячеслав Володин инициировал служебное расследование, в результате которого выяснилось, что пропуска на круглые столы «продавали» депутаты от ЛДПР Андрей Свинцов и Каплан Панеш, а также представительница «Новых людей» Роза Чемерис, поэтому встал вопрос о лишении этих народных избранников мандатов.

Однако выяснилось, что продажей участия в думских мероприятиях занимались 12 помощников депутатов, в том числе вышеперечисленных, а также единоросса и создателя НОД Евгения Федорова. Пока сотрудники аппарата только лишились работы, но не исключено, что ими заинтересуются правоохранительные органы.

Справедливости ради надо отметить, что в Госдуме действительно распространена практика, когда депутат поручает заниматься всей текучкой с пропусками своим помощникам, заранее подписывая бланки заявок. При этом вокруг здания на Охотном ряду всегда крутится куча разного дельцов, называющих себя консультантами и политтехнологами, которые знакомят клиентов с депутатами и сотрудниками аппарата, в том числе и для участия в парламентских мероприятиях.

«Прямая линия» про вечные ценности

В американской политической культуре подобная деятельность называется лоббизмом и регулируется строгим законодательством, у нас же это формально не допускается, но тем не менее существует, причем без каких бы то ни было ограничений. Более того, как говорят знающие люди, расценки услуг подобных дельцов сильно выше, чем упомянутые 50 тыс. рублей.

Депутаты, кстати, могут и не знать, что того или иного эксперта к ним приводят не из-за того, что он может помочь в парламентской работе, а потому, что он заключил договор с консультантом или политтехнологом.

Неудивительно, что думское руководство решило поставить заслон подобной практике. Только вот способ избран весьма необычный. Если раньше депутаты могли приглашать в парламент посетителей, выписывая им пропуска, то теперь такую практику решено для начала приостановить (как это уже было в пандемию). Так что в лучшем случае депутат теперь сможет провести кого-то в Госдуму только лично.

И это классический пример того, как с водой выплескивается ребенок. Потому что если депутат действительно работает над проектом закона, а не вносит кем-то написанное, то ему требуются всевозможные эксперты, представители гражданского общества, правоприменители, которых приглашают на неформальные совещания или даже просто на обед.

Ничего необычного в этом нет, потому что речь идет буквально об основах парламентской работы. Тем более не стоит забывать, что Госдума у нас относится не только к законодательной, но и к представительной власти. Соответственно, вряд ли можно счесть хорошей идеей «спрятать» народных избранников от граждан за барьерами охраны.

Периодически в Госдуме говорят о том, что какие-то депутаты выписывают пропуска эскортницам, но это, скорее, можно отнести к парламентским мифам, потому что ни один более-менее доказанный случай не стал известен. Но даже если такое и есть, то тут вопросы могут быть только к самим провинившимся депутатам, а их коллеги, которые работают над законами, страдать не должны.

Почему Джей Ди Вэнс боится «исламской» ядерной бомбы в ЕС?

Довольно символично, что история с фактической отменой пропусков случилась накануне выборов, когда партиям надо не только формировать списки, но и находить «ресурсных» кандидатов на одномандатные округа. Как правило, там выдвигаются те, кто готов тратить ради мандата собственные деньги, силы и время.

Однако уже сейчас партийные функционеры жалуются, что желающих побороться за мандат не так много. Решение же о невозможности пригласить в свой будущий думский кабинет приятеля или коллегу по бывшей работе явно не добавит числа тех, кто готов тратить свои ресурсы на политическую борьбу.

Многие политологи и инсайдеры периодически говорят о том, что руководство страны хочет видеть парламент более профессиональным, углубившимся в законотворчество. Значит, депутатов, которые борются с игрой в «Тайного Санту», должны заменить те, кто может выполнять серьезной объем непубличной законодательной работы.

Таких людей в принципе не так много, и они сейчас скорее уйдут в GR-департаменты коммерческих структур на хорошую зарплату, чем пойдут в депутаты (с риском попасть под санкции). Поэтому их нужно всячески мотивировать, повышая статус депутатов Госдумы, расширяя поле их деятельности. Вряд ли запрет выписывать пропуска можно считать мотиватором для этого.

Поэтому, наверное, правы те, кто говорят, что история с пропусками быстро закончится после Нового года, и те, кому это действительно необходимо, смогут проходить в Госдуму в обычном режиме. Только вот, как говорится, «осадочек остался», поскольку оказалось, что даже полномочие депутата пригласить в свой кабинет посетителя может быть поставлено под сомнение.

Кирилл Шулика