Пока мир сходит с ума по электромобилям за сотню тысяч долларов, а цены на машины упорно ползут вверх, простой вопрос «на чём же теперь ездить?» звучит всё более саркастично. Глядя на зарубежные ценники, кажется, что эра доступного автомобиля канула в Лету. Но так ли это? Мы проанализировали предложения на мировом рынке и примерили их реалии к нашим бюджетам и правилам.
Мировой контекст. Самые бюджетные иномарки, которых у нас нет
Несмотря ни на что, за океаном борьба за покупателя с кошельком поскромнее всё ещё кипит. Японские и корейские бренды крепко держат этот сегмент, предлагая компактные кроссоверы за суммы, которые при пересчёте на рубли выглядят ностальгически.
Mitsubishi Eclipse Cross – ценный пример того, как можно получить полный привод за относительно небольшие деньги. В базе он оценивается примерно в 2,2 млн рублей (от $27,7 тысяч). Да, негусто по мощности, зато с подключаемым задним мостом.
Subaru Crosstrek (бывший XV) – икона для любителей лёгкого бездорожья. Легендарный «субаровский» полный привод, дорожный просвет в 220 мм и стоимость от 2,15 млн рублей (от $27 тысяч). Аргументов «за» много, но, увы, такая цена не для нас.
KIA Seltos – по-прежнему один из самых доступных городских кроссоверов. Передний привод, бодрый дизайн и цена от 1,89 млн рублей (от $23,7 тысяч). Типичный «кореец» – много железа за умеренные деньги.
Hyundai Venue – вероятно, предел минимализма. Весьма скромные характеристики, но и цена соответствующая – от 1,65 млн рублей (от $20,5 тысяч). Машина для тех, чей главный критерий – «лишь бы новое и лишь бы ехало».
Мы выбрали лишь небольшую часть предложений 2026 года, для понимания среднемирового уровня. Но для российского покупателя эти цифры сейчас, скорее, теория, поскольку прямое сравнение некорректно из-за логистики, утилей-налогов и особенностей поставок.
Российские реалии – утильсбор, индексация, налоги и выбор без выбора
С 1 декабря 2025 года в России вступил в силу новый механизм расчета утилизационного сбора. А с 1 января 2026 года, внезапно, его очередная индексация. Проще говоря, государство делает очередной шаг, чтобы наполнить бюджет, а конечная цена любого нового автомобиля, и без того космическая, получит ещё один скрытый налог. Производители и импортёры, конечно, не станут работать в убыток и заложат эти издержки в стоимость. Ирония в том, что сбор должен стимулирует переработку старых машин, но на деле бьёт по карману того, кто хочет купить новую. На этом фоне список реально доступных новых кроссоверов и внедорожников на российском рынке выглядит весьма скупо. Основная битва разворачивается между:
- Официально поставляемыми и локализованными в РФ китайскими брендами (Chery, Haval, Geely, Changan, Tenet и «Москвич»). Их ценник уже давно перестал быть бюджетным, в классическом понимании этого слова, улетев за 3-4 млн рублей. Но они хотя бы есть в шоу-румах, хотя вопросы о надёжности, долговечности и запчастях остаются.
- Параллельным импортом. Это лотерея с непредсказуемой ценой, гарантией и сроком поставки. Попасть на нужную модель по справедливой цене – почти фантастика.
- Отечественными моделями, цены на которые тоже неумолимо ползут вверх, а конкурентоспособность УАЗ или LADA по-прежнему вызывает множество вопросов.
Haval Jolion и Haval M6 – короли локальной сборки и народной любви. Jolion – самый популярный китайский кроссовер в стране, и благодаря базовой версии с механической коробкой он всё ещё цепляется за отметку в 2 млн рублей. Его собрат M6, тоже с механикой, стоит столько же и собирается в Калуге. Это классический выбор без сюрпризов, где вы платите за предсказуемость и развитую сервисную сеть.
Tenet T4 – тёмная лошадка, взлетевшая на второе место в рейтинге кроссоверов. По сути, это перелицованный Chery Tiggo 4, который с августа 2025 года собирают на бывшем заводе Volkswagen. Цена – от 2 млн рублей за версию с механикой. Успех T4 – лучшая иллюстрация текущего момента: покупатель голосует рублём не за громкое имя, а за лучшее соотношение знакомой платформы и новой, более адекватной цены.
Москвич 3 – символ нового времени. Чтобы вписаться в бюджет придётся искать машину 2025 года выпуска за 2 млн рублей. В будущем под маркой «Москвич» появятся локализованные версии кроссоверов MG, что только усилит симбиоз прошлого и настоящего.
LADA Niva Legend и Travel на этом фоне выглядят достаточно аскетично, и обойдутся в районе 1,5 млн рублей. Если, конечно, вы согласитесь жертвовать пусть даже минимальным комфортом ради цены. В ближайшем будущем обещают ещё и Azimut, но его уже сейчас заявленная цена выше 2 млн рублей. Поэтому выбрать этот вариант можно, но зачем?
Так можно ли будет купить новый доступный кроссовер в 2026 году? Ответ зависит от географических координат. В мире – да, выбор есть. Яркие, технологичные, пусть и скромно оснащённые модели за 1,6-2,2 млн рублей ещё держат оборону. В России понятие «доступный кроссовер» стремительно эволюционирует. Сегодня это чаще всего либо скромная комплектация китайского бренда, либо автомобиль с историей бейдж-инжиниринга. Мировые хиты, вроде Seltos или Crosstrek, если и появятся, то в единичных экземплярах и по цене весьма далёкой от оригинальной. Романтика покорения бездорожья начинает определяться не только литрами двигателя и миллиметрами дорожного просвета, но и толщиной кошелька, вместе с гибкостью принципов. Бюджетный класс, каким мы его знали, навсегда ушёл в прошлое, уступая место эре прагматичного и чаще всего вынужденного выбора.