Найти в Дзене
Урал24

Фильм «Ирония судьбы» утратил статус общего ритуала

В то время как старшее поколение традиционно смотрит «Иронию судьбы» в новогоднюю ночь, у их детей и внуков нет подобного единого ритуала. Психолог Родион Чепалов объясняет, почему это произошло — и что пришло на смену, пишет "Тагил Лайф".
Успех фильма в 1970–1990-е годы был не только в сюжете, но и в его повторяемости: он стал стабильной точкой отсчёта в период наибольшей неопределённости — перехода от старого года к новому. Такой ритуал давал ощущение порядка и уюта.
Сегодня всё изменилось. Во-первых, формат потребления контента: молодёжь привыкла к коротким видео, фрагментированному вниманию и мгновенному контенту. Двухчасовой фильм воспринимается как нагрузка, а не отдых.
Во-вторых, изменилась психологическая парадигма. «Ирония судьбы» строилась на идее, что счастье — это случай, а жизнь — цепочка нелепых совпадений. Современные люди живут в эпоху выбора, ответственности и самопостроения. Идея «судьба всё решит» им чужда — они устают от необходимости постоянно принимать
    Фото: freepik.com
Фото: freepik.com

В то время как старшее поколение традиционно смотрит «Иронию судьбы» в новогоднюю ночь, у их детей и внуков нет подобного единого ритуала. Психолог Родион Чепалов объясняет, почему это произошло — и что пришло на смену, пишет "Тагил Лайф".

Успех фильма в 1970–1990-е годы был не только в сюжете, но и в его повторяемости: он стал стабильной точкой отсчёта в период наибольшей неопределённости — перехода от старого года к новому. Такой ритуал давал ощущение порядка и уюта.

Сегодня всё изменилось. Во-первых, формат потребления контента: молодёжь привыкла к коротким видео, фрагментированному вниманию и мгновенному контенту. Двухчасовой фильм воспринимается как нагрузка, а не отдых.

Во-вторых, изменилась психологическая парадигма. «Ирония судьбы» строилась на идее, что счастье — это случай, а жизнь — цепочка нелепых совпадений. Современные люди живут в эпоху выбора, ответственности и самопостроения. Идея «судьба всё решит» им чужда — они устают от необходимости постоянно принимать решения.

В-третьих, исчезло общее культурное поле. Раньше телевидение объединяло всех — теперь каждый живёт в своём «пузыре»: кто-то смотрит мемы, кто-то сериалы, кто-то просто молчит. Общего «экрана страны» больше нет.

На смену единому фильму приходят персональные ритуалы: фоном включённый сериал, старые видеоролики, сборник мемов — всё это не требует полного погружения. Это не хуже, это иная форма адаптации.

По мнению Чепалова, потребность в чуде не исчезла — она просто сменила форму. Теперь чудо — это не случайное совпадение, а осознанная пауза: выключить шум, остановиться и почувствовать себя живым. Новый год будущего — не фильм, а тишина.