Найти в Дзене
Живописные истории

РОБЕРТ АДАМ || Художественный словарь неоклассицизма

Роберт Адам (1728–1792), один из лидеров неоклассической архитектуры и дизайна интерьеров, происходил из мелкого землевладельческого дворянства Шотландии и прославился своими элегантными украшениями больших загородных и городских домов в Англии. Его отец также был успешным архитектором, занимавшимся добычей угля. После встречи с Гэвином Гамильтоном в Лондоне в 1754 году Роберт Адам совершил Grand Tour в 1754–1758 годах, где встретился с художником Антоном Рафаэлем Менгсом (1728–1779) и важным меценатом кардиналом Алессандро Альбани в Риме. Хотя первоначально он планировал открыть архитектурную фирму в Италии, в 1761 году Адам вместе с Уильямом Чемберсом (1723–1796) был назначен архитектором королевских работ королем Георгом III. В 1764 году Адам опубликовал брошюру, посвященную королю Георгу III, о руинах дворца Диоклетиана в Спалатуме (Сплит, Хорватия). Роберт Адам особенно интересовался античной жилой архитектурой и стремился привнести в свой классический стиль менее строгий и бо

Роберт Адам (1728–1792), один из лидеров неоклассической архитектуры и дизайна интерьеров, происходил из мелкого землевладельческого дворянства Шотландии и прославился своими элегантными украшениями больших загородных и городских домов в Англии.

Его отец также был успешным архитектором, занимавшимся добычей угля.

После встречи с Гэвином Гамильтоном в Лондоне в 1754 году Роберт Адам совершил Grand Tour в 1754–1758 годах, где встретился с художником Антоном Рафаэлем Менгсом (1728–1779) и важным меценатом кардиналом Алессандро Альбани в Риме.

Хотя первоначально он планировал открыть архитектурную фирму в Италии, в 1761 году Адам вместе с Уильямом Чемберсом (1723–1796) был назначен архитектором королевских работ королем Георгом III.

В 1764 году Адам опубликовал брошюру, посвященную королю Георгу III, о руинах дворца Диоклетиана в Спалатуме (Сплит, Хорватия).

-2

Роберт Адам особенно интересовался античной жилой архитектурой и стремился привнести в свой классический стиль менее строгий и более пышный декоративный стиль, пользовавшийся большой популярностью среди английской аристократии в 1760-х годах.

Таким образом, несмотря на Семилетнюю войну, Адам сделал очень успешную карьеру в этот период.

Реконструкция Сайон-Хауса в Мидлсексе, завершенная для герцога Нортумберлендского в 1760–1769 годах, принесла ему известность как архитектору, способному привнести высокий уровень роскоши в классицизм, чтобы адаптировать этот интеллектуальный стиль к потребностям богатого класса.

Прихожая Сайон-Хауса блистательно украшена мрамором насыщенных цветов, позолоченными капителями, увенчанными позолоченными бронзовыми статуэтками, а также позолоченными лепными рельефами на стенах и потолке.

По сути, Адам искусно сочетал роскошь рококо и классическую структуру, создав новый жанр жилой архитектуры, который противоречил существовавшему в Англии антикваризму и, следовательно, помешал Роберту Адаму быть избранным в Королевскую академию.

Еще одной из его ранних работ стало завершение строительства Кедлстон-холла в Дербишире в 1761 году, выполненное совместно с архитекторами Джеймсом Пейном (1717–1789) и Мэтью Бреттингемом (1699–1769).

Пейн и Бреттингем были первоначально наняты заказчиком Натаниэлем Керзоном в 1759 году, в то время как менее известному Роберту Адаму было поручено спроектировать некоторые из садовых храмов.

Однако, впечатлённый работой Адама, Керзон затем нанял его на замену Бреттингему и Пейну.

Тем не менее, общий дизайн приписывается этим двум архитекторам, которые спроектировали большое поместье в стиле итальянского архитектора эпохи Возрождения Андреа Палладио, и поэтому его называют палладианским стилем.

Фото из Википедии
Фото из Википедии

Интерьер Кедлстон-холла был спроектирован Адамом в его фирменном роскошном классическом стиле, с широким входным атриумом и полом из итальянского мрамора.

Первоначально комнаты были спроектированы для размещения произведений искусства, собранных семьей Керзон во время их "Большого путешествия", но в настоящее время в поместье представлены предметы, собранные семьей Керзон в начале XX века.

Наконец, сады для отдыха, оформленные в классическом стиле с храмами и другими небольшими садовыми постройками, продолжают традицию культивированного сада, зародившуюся в эпоху Возрождения и получившую дальнейшее развитие в Европе в эпоху барокко и рококо.

Кедлстон-холл. Фото из Википедии
Кедлстон-холл. Фото из Википедии

В 1761 году Адама также наняли для перестройки Остерли-парка, поместья эпохи Возрождения, пришедшего в упадок и только что приобретенного Фрэнсисом Чайлдом.

Остерли-Хаус. Фото из Википедии
Остерли-Хаус. Фото из Википедии

Этот загородный дом, расположенный к западу от Лондона, не был традиционным сельскохозяйственным поместьем, а скорее соответствовал типу древнеримской виллы, возрожденному в эпоху Возрождения.

Внутри богато украшенный интерьер Адама выполнен из цветного мрамора и классических колонн, увенчанных позолоченными коринфскими капителями.

Этрусская комната — самая известная из всех, спроектированная Адамом в духе доримской эпохи Италии, которая только начинала захватывать воображение антикваров XVIII века.

-8

Эти роскошные английские загородные дома играют центральную роль в развитии классической архитектуры в Англии — стиля, используемого для подчеркивания авторитета земельной аристократии посредством исторических отсылок к имперской власти.

-9
Словарь неоклассицизма | Живописные истории | Дзен
P.S. Приглашаем вас посетить наш телеграмм-канал, там много всего интересно. А уж сколько прекрасных картин у нас в вк. Ждём вас с нетерпением!
-10