Найти в Дзене
Frequent Flyers

Вертолёты улетят и не вернутся

Согласно прогнозу Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК), российским авиаперевозчикам к 2030 году предстоит вывести из эксплуатации около 600 вертолётов, что составляет примерно четверть всего парка. Однако, как пишет журнал «Эксперт», отраслевые специалисты не считают такое масштабное выбытие критичным на фоне избытка провозных мощностей и снижения спроса со стороны нефтегазового сектора. На конец 2024 года общий парк гражданских вертолётов в России превышал 2,4 тысячи единиц, но эксплуатировалось чуть более тысячи машин. Большинство из них — техника отечественного производства. По данным Росавиации, за год количество активных бортов снизилось на 7%, составив 976 единиц. Около 80% парка составляют тяжёлые вертолёты, в основном различные модификации Ми-8. Значительную долю занимают машины ранних модификаций Ми-8Т со средним возрастом около 40 лет. Лёгкий сегмент парка преимущественно представлен импортной техникой. Основной объём предстоящего списания придется на техни
   Ми-Ми-Ми
Ми-Ми-Ми

Согласно прогнозу Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК), российским авиаперевозчикам к 2030 году предстоит вывести из эксплуатации около 600 вертолётов, что составляет примерно четверть всего парка. Однако, как пишет журнал «Эксперт», отраслевые специалисты не считают такое масштабное выбытие критичным на фоне избытка провозных мощностей и снижения спроса со стороны нефтегазового сектора.

На конец 2024 года общий парк гражданских вертолётов в России превышал 2,4 тысячи единиц, но эксплуатировалось чуть более тысячи машин. Большинство из них — техника отечественного производства. По данным Росавиации, за год количество активных бортов снизилось на 7%, составив 976 единиц. Около 80% парка составляют тяжёлые вертолёты, в основном различные модификации Ми-8. Значительную долю занимают машины ранних модификаций Ми-8Т со средним возрастом около 40 лет. Лёгкий сегмент парка преимущественно представлен импортной техникой.

Основной объём предстоящего списания придется на технику времен СССР и лёгкие зарубежные модели. Низкая рентабельность перевозок при высокой стоимости новой техники сдерживает обновление флота. Согласно Комплексной программе развития авиаотрасли, в 2022–2030 гг. планировалась поставка 765 новых вертолётов. Основной акцент сделан на «Ансат» и модернизированные Ми-8. Цель — достичь доли отечественной техники у крупнейших перевозчиков на уровне 90% к 2030 году. Важным инструментом является программа льготного лизинга с использованием средств ФНБ, которую реализует ГТЛК. В её рамках уже законтрактована поставка 86 новых Ми-8, из которых большинство бортов уже переданы авиакомпаниям.

Опрошенные «Экспертом» аналитики сходятся во мнении, что активное списание не приведёт к кризису в отрасли: это болезненная, но управляемая оптимизация флота под новые рыночные реалии. Ресурс многих возрастных Ми-8Т активно продлевается, что может отсрочить их окончательное выбытие еще на 10 лет. И даже при выводе 200-300 старых машин дефицита не возникнет: за последние 5 лет доля пассажирских и грузовых перевозок хоть и выросла (в том числе благодаря росту субсидируемых перевозок в труднодоступных регионах), однако доля авиаработ для нефтегазовой отрасли, на которые приходится львиная доля вертолётных перевозок в России, снизилась из-за развития наземной логистики и автоматизации, а также вытеснения вертолётов беспилотниками для перевозки грузов.

Ми-Ми-Ми  📷
Ми-Ми-Ми 📷