Интернет обожает простые причинно-следственные связи. Особенно те, где историческая справедливость торжествует мгновенно и жестоко. Сюжет о том, как католическая церковь объявила войну кошкам, чем спровоцировала нашествие крыс и эпидемию Чёрной смерти, выглядит безупречно. Здесь есть злодеи (фанатики), жертвы (пушистые спутники) и возмездие (бактерия Yersinia pestis).
Сценарий красивый, поучительный, но с точки зрения истории и ветеринарии — абсолютно несостоятельный. Я решила разобраться, где именно хронология даёт сбой, а биология вида Felis catus противоречит популярному мифу.
Хронологический разрыв
Фундамент легенды — утверждение, будто массовое истребление кошек началось перед Великой чумой. Эпидемия Чёрной смерти пришла в Европу в 1347 году и бушевала до начала 1350-х, унеся около 25 миллионов жизней. Чтобы кошки могли «спасти» континент, их популяция должна была критически сократиться именно накануне этих событий.
Культурный стереотип прочно связывает кошку с образом ведьмы. Вот только масштабная охота на ведьм — феномен не Средневековья, а раннего Нового времени. Основные костры запылали в XVI–XVII веках. Знаменитый трактат «Молот ведьм» (Malleus Maleficarum), который в раннее Новое время воспринимали как авторитетный «справочник» для охотников на ведьм, опубликовали лишь в 1487 году — спустя почти полтора столетия после пика чумы.
Обвинять процессы над ведьмами в провоцировании эпидемии XIV века — всё равно что искать причины Первой мировой войны в политике Маргарет Тэтчер. Временная шкала здесь не просто смещена, она вывернута наизнанку.
Что на самом деле написал папа Григорий IX
Сторонники теории «кошачьего геноцида» часто ссылаются на буллу Vox in Rama, изданную папой Григорием IX. Документ датируется 1233 годом. Между ним и приходом чумы лежит пропасть в 114 лет. Даже при самом богатом воображении сложно представить, что папское письмо влияло на популяцию городских хищников больше века.
Текст буллы заслуживает отдельного внимания. Это не публичный манифест, призывающий паству убивать каждое мяукающее создание. Документ представлял собой адресованное инквизитору Конраду фон Марбургу описание ереси люцифериан в Германии. Там фигурировали странные практики (избегаю запрещённого слова) с участием статуи или образа чёрного кота.
Речь шла о конкретной локальной группе еретиков и их символике. Расширять содержание узкоспециализированного церковного письма до общеевропейского закона об уничтожении биологического вида некорректно. Кошки оставались частью средневекового быта. Руководство для отшельниц Ancrene Wisse (начало XIII века) прямо разрешало держать кошку в качестве компаньона, хотя другие животные не поощрялись. Археологические находки подтверждают: кошки жили в городах, ловили мышей и, к сожалению, иногда шли на шкуры, что говорит об их утилитарном использовании, а не о мистическом страхе перед ними.
Фелинология против эпидемиологии
Перейдём к самой слабой части мифа — биологической. Легенда строится на аксиоме: кошки уничтожают крыс, крысы разносят блох, блохи переносят чуму. Убрали хищника — получили эпидемию.
В реальности взаимоотношения в треугольнике «кошка — грызун — человек» куда сложнее. Yersinia pestis — возбудитель чумы — поражает широкий спектр млекопитающих. Кошки — не непробиваемый щит. Они восприимчивы к инфекции.
Заражение кошки происходит тремя путями:
- Через укус инфицированной блохи.
- При поедании больного грызуна (алиментарный путь).
- Реже при тесном контакте с животным с лёгочной формой, когда возможна аэрозольная передача.
Кошка с лёгочной формой чумы представляет для владельца смертельную угрозу. Животное кашляет, выделяя бактерии в воздух. Современные данные Центров по контролю и профилактике заболеваний (CDC) и ветеринарные справочники (например, Merck) подтверждают: кошки могут служить источником заражения человека лёгочной чумой без участия блох.
В условиях средневековой скученности и антисанитарии высокая плотность кошек теоретически могла сыграть злую шутку. Вместо того чтобы остановить болезнь, домашние хищники, свободно гуляющие по улице и контактирующие с хозяевами, рисковали превратиться в дополнительный вектор распространения инфекции.
Современные математические модели, опубликованные в научных журналах (например, PNAS), предлагают ещё одну версию: стремительное распространение Чёрной смерти лучше объясняется передачей через человеческих эктопаразитов (вшей и блох), а не только через крысиных. В этой схеме наличие или отсутствие кошек перестаёт быть решающим фактором.
Сила красивой истории
Почему же мы так держимся за этот миф? Он предлагает понятную мораль. Человечество совершило ошибку, поддалось предрассудкам и понесло наказание. Нам психологически комфортнее видеть в хаосе пандемии логику возмездия, чем признать случайность мутаций бактерий и сложные пути миграции грызунов.
Настоящая история лишена кинематографического драматизма. Кошек местами недолюбливали, иногда жестоко убивали (как и многих других животных в то суровое время), но целенаправленной программы по их истреблению не существовало. Европа встретила чуму не потому, что убила своих защитников, а из-за комплекса торговых, климатических и социальных причин.
Какой вывод можно сделать из всего этого?
Исторические заблуждения живучи, но факты — лучший инструмент для их лечения. Любовь к кошкам не требует оправдания через выдуманные трагедии прошлого. Эти животные были рядом с нами тысячелетиями, переживая и тёмные века, и эпоху Просвещения.
Лучшее, что можно сделать сегодня, — оставить Средневековье в учебниках, а внимание перенести на реальные потребности питомца. В районах, где встречается чума, главная профилактика — регулярная защита от блох, отказ от свободного выгула и охоты, плюс быстрый визит к ветеринару при лихорадке и вялости.
👉 Не пропустите самые важные новости и обновления! Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, чтобы быть в курсе последних событий. Ежедневная доза милоты и полезных советов ждёт вас!
👉 Наше сообщество в ВКОНТАКТЕ!
📍Ознакомьтесь, если вы не читали с нашими статьями в Дзен:
© Автор проекта ikoshki.ru: Мария Пугачёва.
Подписывайтесь на наш канал: мы пишем о кошках с любовью!