Найти в Дзене
DiMAYA

Культурные итоги 2025 года в русскоязычном пространстве: музыка и кино - от DiMAYA!

2025 год в российской культуре ознаменовался окончательным переходом к локальным кодам, усилением позиции стриминговых платформ как главных арбитров вкуса и формированием новой иерархии артистов, (немного грустно, но как есть!) где традиционная эстрада соседствует с саундклауд-рэпом и фолк-всплеском. Ниже — системный разбор ключевых трендов, цифр и событий года.
***
Музыкальная сцена: три волны и новая иерархия
Главные артисты и хиты года
Лидеры прослушиваний формируют три устойчивых пула:
1. Мейнстрим-эстрада: SHAMAN (Ярослав Дронов) третий год подряд возглавляет народный рейтинг лучших исполнителей (28% упоминаний), а в чартах VK Музыки доминируют Anna Asti, Miyagi & Эндшпиль, Баста. Трек года по версии VK Музыки — «Худи» Джигана, Artik & Asti и NILETTO.
Рок, как видно из статы - нервно курит в сторонке, так что, есть куда расти, не так ли ))
2. Новая волна саундклауд-рэпа: 20-летний Ваня Дмитриенко стал артистом года по версии Яндекс Музыки с 19 млн слушателей, а в летнем ча


2025 год в российской культуре ознаменовался окончательным переходом к локальным кодам, усилением позиции стриминговых платформ как главных арбитров вкуса и формированием новой иерархии артистов, (немного грустно, но как есть!) где традиционная эстрада соседствует с саундклауд-рэпом и фолк-всплеском. Ниже — системный разбор ключевых трендов, цифр и событий года.

***

Музыкальная сцена: три волны и новая иерархия

Главные артисты и хиты года

Лидеры прослушиваний формируют три устойчивых пула:

1. Мейнстрим-эстрада: SHAMAN (Ярослав Дронов) третий год подряд возглавляет народный рейтинг лучших исполнителей (28% упоминаний), а в чартах VK Музыки доминируют Anna Asti, Miyagi & Эндшпиль, Баста. Трек года по версии VK Музыки — «Худи» Джигана, Artik & Asti и NILETTO.

Рок, как видно из статы - нервно курит в сторонке, так что, есть куда расти, не так ли ))

2. Новая волна саундклауд-рэпа: 20-летний Ваня Дмитриенко стал артистом года по версии Яндекс Музыки с 19 млн слушателей, а в летнем чарте VK Музыки лидировали ICEGERGERT & SKY RAE с треком «Наследство». В сегменте 14–24 лет доминируют madk1d и FRIENDLY THUG 52 NGG.

3. Фолк и этника: Татьяна Куртукова признана лучшим поп-исполнителем российского интернета по версии TopHit, а в топе этнической музыки — башкирская группа Ay Yola. Вирусный успех «Матушки» Куртуковой и всплеск интереса к ансамблям (Green Apelsin, Хвоя, Toloka Ensemble) сигнализируют о возвращении корней.

Тут скажу отдельно - что такой часто, такой патриотизм выглядел фальшиво, переигрывают порой, но были и светлые моменты!

### Жанровые тренды и сдвиги

Саундклауд-рэп как массовое явление:

Молодые артисты активно используют соцсети для распространения треков, формируя «живой организм» музыки, как описывает Юлия Савичева. Это течение контрастирует с «пацанским рэпом» Macan, который выпустил альбом-блокбастер Bratland перед армией… Выпустил и ушел в армию, молодца, так то!

Ностальгия: Тренд на ремейки классики — в один день вышли два реворка «Москва — Владивосток» (9mice и Soda Luv с Heronwater). В кино это возвращение к славянскому фольклору.

### Платформы и потребление

Доминирование локальных стримингов: 48% россиян не знают российских музыкальных сервисов, но среди остальных лидируют Яндекс Музыка (31%) и VK Музыка (17%)[1]. VK Музыка достигла 30 млн пользователей.

Вертикальное видео как жанр: Летом 2025 треки, оптимизированные под короткие видео, показывают в 2–3 раза большую вирусность, особенно в сегменте 14–35 лет.

***

## Кинематограф: фольклор, война и семейные саги

### Ключевые премьеры и тренды

Фольклорная волна: 2025 год стал годом масштабных киносказок. «Волшебник Изумрудного города. Дорога из жёлтого кирпича» (премьера 1 января) запустил трилогию по мотивам Александра Волкова. Конкуренцию составила богатырская франшиза «Финист. Первый богатырь». В фэнтези-сегменте также вышли «Кракен», «Горыныч» с Александром Петровым, «Легенды наших предков» с Александром Яценко.

Военная драма: Продолжение интереса к теме Великой Отечественной войны

— «Война и музыка» с Павлом Прилучным, «В списках не значился» по Борису Васильеву, «Момент истины» по Владимиру Богомолову.

Авторское кино: На фестивале «Маяк-2025» приз за лучший дебют получила «Фейерверки днем» Нины Воловой — семейная драма с чеховскими мотивами и геополитическим подтекстом. Критики отмечают «Лермонтов», «Пророк», «Сводишь с ума».

Семейные блокбастеры: Помимо фольклора, в топе «Пальма 2», «Соловей против Муромца» с Никитой Ефремовым.

### Жанровая структура

| Жанр | Примеры | Доля в топ-премьер |
|------|---------|-------------------|
| Фэнтези/приключения | Волшебник Изумрудного города, Финист, Горыныч | 35% |
| Военная драма | Война и музыка, В списках не значился | 20% |
| Семейная драма/мелодрама | Фейерверки днем, Мужчина и женщина | 25% |
| Триллер/детектив | Кончится лето, Пранкер | 20% |

***

## Кросс-медийные тренды и культурные коды

### Локальность как новый luxury

В музыке и кино доминирует «местность»: региональные сцены (Владивосток, Якутия, Башкортостан) выходят в национальный тренд.

В кино — славянский фольклор как ответ западным франшизам.

### Гибридность форматов

Музыканты вынуждены быть блогерами: 60% роста аудитории приходит из ненативного музыкального контента (сторителлинг, закулисье, личные истории). В кино — смешение документальности и игрового кино («Фейерверки днем»).

### Генерационный разлом

Аудитория 14–24 лет потребляет саундклауд-рэп и короткие форматы, тогда как 25+ остаётся в эстраде и полнометражном кино. Это создаёт параллельные медиа-вселенные внутри одного культурного пространства.

***

## Выводы и прогнозы на 2026

Музыка: Ожидается дальнейшая фрагментация — саундклауд-рэп будет коммерциализироваться, а фолк-всплеск получит институциональную поддержку (фестивали, гранты). Ключевой вызов — монетизация вертикального видео.

Кино: Фольклорная волна достигнет пика в 2026 (вторая часть «Волшебника Изумрудного города»), но рискует перейти в жанровую рутину. Авторское кино будет искать новые формы дистрибуции вне традиционного проката.

Общий тренд: Культура 2025 года — это культура «пересборки»: отказ от глобальных метанарративов, поиск опоры в локальном и личном, гибридность форматов и параллельность аудиторий. Успех артиста определяется не массовостью, а глубиной вовлечения своей ниши.