Найти в Дзене
Ураев Игорь

Нейропластичность в действии: как практика перестраивает архитектуру мозга (на примере гроссмейстеров и таксистов)

Представьте, что ваш мозг — это не статичный жесткий диск, а живой, постоянно перестраивающийся ландшафт. Каждый новый навык требует длительной, повторяющейся практики, оставляющей свой устойчивый след, подобно тропинкам, которые со временем превращаются в широкие дороги. Эта идея, долгое время считавшаяся фантастикой, сегодня — краеугольный камень современной нейробиологии. И ярче всего она проявляется при сравнении мозга экспертов и новичков в одной области. На что же на самом деле похожи эти изменения? Визуализировать разницу между мозгом мастера и любителя позволяет функциональная магнитно-резонансная томография (фМРТ). Этот метод, обладающий высоким пространственным разрешением, регистрирует изменения кровотока и потребления кислорода в мозге, что служит индикатором нейронной активности [Logothetis, 2001]. Исследования, сравнивавшие мозг гроссмейстеров и шахматистов-перворазрядников, выявили неожиданную закономерность. Вопреки расхожему мнению, у экспертов в ключевых для их навык
Оглавление

1. Мозг в режиме апгрейда: как опыт меняет нашу «нейронную карту»

Представьте, что ваш мозг — это не статичный жесткий диск, а живой, постоянно перестраивающийся ландшафт. Каждый новый навык требует длительной, повторяющейся практики, оставляющей свой устойчивый след, подобно тропинкам, которые со временем превращаются в широкие дороги. Эта идея, долгое время считавшаяся фантастикой, сегодня — краеугольный камень современной нейробиологии. И ярче всего она проявляется при сравнении мозга экспертов и новичков в одной области. На что же на самом деле похожи эти изменения?

2. Шахматные гроссмейстеры: не больше, а эффективнее

Визуализировать разницу между мозгом мастера и любителя позволяет функциональная магнитно-резонансная томография (фМРТ). Этот метод, обладающий высоким пространственным разрешением, регистрирует изменения кровотока и потребления кислорода в мозге, что служит индикатором нейронной активности [Logothetis, 2001].

Исследования, сравнивавшие мозг гроссмейстеров и шахматистов-перворазрядников, выявили неожиданную закономерность. Вопреки расхожему мнению, у экспертов в ключевых для их навыка областях коры может наблюдаться не увеличение, а уменьшение или изменение плотности серого вещества . Это может показаться парадоксальным, но нейробиологи интерпретируют это как признак высокой эффективности. Длительная и интенсивная практика ведет к «синаптическому прунингу» — процессу оптимизации нейронных сетей, когда ненужные связи устраняются, а важные усиливаются. В результате обработка информации становится более быстрой и энергоэффективной, что и может отражаться в структурной «отточенности» [Hill & Janelle, 2018] .

3. Лондонские таксисты: навигатор в гиппокампе

Еще один хрестоматийный пример пластичности мозга связан с лондонскими таксистами. Чтобы получить лицензию, они должны в совершенстве знать около 25 000 улиц и тысячи достопримечательностей — задача, на запоминание которой уходит года три-четыре. Нейробиолог Элеонор Магуайр и ее коллеги из Университетского колледжа Лондона провели серию исследований, показавших, что у опытных таксистов задняя часть гиппокампа — области мозга, критически важной для пространственной памяти и навигации, — была значительно больше, чем у контрольной группы [Maguire et al., 2000].

Важнейшим уточнением, которое перевело это открытие из разряда курьезов в серьезную науку, стало лонгитюдное исследование. Магуайр наблюдала за стажерами-таксистами до, в процессе и после обучения. Оказалось, что объем заднего гиппокампа увеличивался по мере усвоения «Знания» — карты Лондона. Чем лучше результаты экзамена, тем значительнее были структурные изменения [Woollett & Maguire, 2011]. Это стало одним из самых убедительных свидетельств того, что интенсивное обучение… способно структурно изменять мозг.

4. Механизм перемен: не новые клетки, а новые связи

Возникает закономерный вопрос: что именно «растет» в мозге таксиста или «уплотняется» в мозге шахматиста? Число нейронов во взрослом мозге действительно меняется незначительно (хотя открытие нейрогенеза, рождения новых клеток, в гиппокампе все же существует). Ключевая перестройка происходит на уровне связей — синапсов, а также сопровождается изменениями в клетках глии и кровоснабжении .

При освоении сложного навыка между вовлеченными нейронами формируются новые синаптические связи и укрепляются существующие. Этот процесс требует повышенного энергоснабжения: активные нейронные сети стимулируют рост капилляров (ангиогенез) для улучшения кровотока. Кроме того, увеличиваются глиальные клетки, которые обеспечивают нейроны питанием и поддерживают их работу. В совокупности это приводит к видимому на МРТ увеличению объема серого вещества в конкретных областях, будь то гиппокамп таксистов или например, эксперименты с жонглёрами показали, что даже трёхмесячная практика приводит к увеличению серого вещества в зонах, отвечающих за зрительно‑моторную координацию. [Draganski et al., 2006].

5.Критический анализ [Исследования таксистов]

Исследование мозга лондонских таксистов, проведённое Элеанор Магвайр и её коллегами, несмотря на значимость полученных результатов, имело ряд ограничений, а также породило альтернативные точки зрения и дискуссии в научном сообществе.

5.1 Ограничения исследования

  1. Селективное смещение при отборе участников. Нельзя полностью исключить, что люди, которые изначально имели больший объём гиппокампа, были более склонны к выбору профессии таксиста или успешнее справлялись с обучением. Это ставит под вопрос причинно-следственную связь между обучением и изменениями в мозге.
  2. Неполный контроль над переменными. Хотя контрольная группа подбиралась с учётом возраста, уровня образования и интеллекта, нельзя исключить влияние других факторов, таких как генетические особенности, предыдущий опыт навигации или образ жизни.
  3. Ограниченность выборки. Исследование включало преимущественно мужчин, что ограничивает возможность обобщения результатов на другие группы населения. Кроме того, размер выборки, хотя и был достаточно большим для лонгитюдного исследования, не позволяет делать однозначных выводов о всей популяции лондонских таксистов.
  4. Коррелятивный характер данных. Даже при наличии связи между опытом навигации и объёмом гиппокампа нельзя однозначно утверждать, что именно обучение вызвало эти изменения. Могут существовать и другие факторы, влияющие на структуру мозга.
  5. Отсутствие данных о долгосрочном эффекте. Не было изучено, сохраняются ли изменения в гиппокампе после прекращения активной навигационной деятельности.

5.2 Альтернативные точки зрения

  1. Роль стресса и других факторов. Критики указывали, что различия в объёме гиппокампа могут быть связаны не только с пространственным обучением, но и со стрессом, опытом вождения до работы таксистом. Чтобы частично учесть этот аспект, в более позднем исследовании Магвайр сравнивала таксистов с водителями автобусов, которые также испытывают стресс и проводят много времени за рулём, но следуют по ограниченным маршрутам. Однако и здесь оставались вопросы о влиянии других переменных.
  2. Интерпретация изменений в передней части гиппокампа. Уменьшение объёма передней части гиппокампа у таксистов могло быть интерпретировано как компромисс между развитием пространственной памяти и другими когнитивными функциями. Однако не все исследователи согласны с тем, что это однозначно указывает на «потерю» других способностей — возможно, это просто перераспределение ресурсов мозга.
  3. Специфичность результатов. Некоторые учёные сомневались в том, что наблюдаемые изменения характерны именно для пространственной навигации, а не для интенсивного обучения в целом. Требовались дополнительные исследования, чтобы уточнить, какие именно аспекты обучения влияют на структуру гиппокампа.

5.3 Противоречия в данных

  1. Несоответствия в результатах разных этапов исследования. В некоторых работах не было обнаружено уменьшения объёма передней части гиппокампа, что могло быть связано с особенностями выборки или методологии.
  2. Разногласия в интерпретации функциональных тестов. Хотя таксисты демонстрировали превосходство в задачах, связанных с навигацией, их результаты в тестах на запоминание новой визуально-пространственной информации были хуже, чем у водителей автобусов. Это могло указывать на компромисс между когнитивными способностями, но точные механизмы такого эффекта оставались предметом дискуссий.
  3. Ограниченность нейропсихологических тестов. Тесты, использовавшиеся для оценки памяти, могли не полностью охватывать весь спектр когнитивных функций, связанных с работой гиппокампа. Например, не всегда учитывались индивидуальные различия в стратегиях запоминания.

5.4 Выводы по исследованиям таксистов

Исследование лондонских таксистов стало важным вкладом в понимание нейропластичности, но его результаты требуют осторожной интерпретации. Ограничения методологии, альтернативные объяснения и противоречия в данных подчёркивают необходимость дальнейших исследований. Например, полезно было бы изучить долгосрочные эффекты обучения, расширить выборку, включить в анализ другие когнитивные функции и использовать более комплексные методы контроля переменных. Также актуальны исследования, направленные на выяснение механизмов, лежащих в основе наблюдаемых изменений в структуре мозга.

6.Критический анализ [Исследования шахматистов]

Исследования когнитивных и нейробиологических особенностей шахматистов, несмотря на значимые выводы, имеют ряд ограничений, альтернативных точек зрения и противоречий в данных.

6.1 Ограничения исследований

  1. Селективное смещение при отборе участников. Нельзя полностью исключить, что люди с изначально более высокими когнитивными способностями (например, интеллектом, памятью, визуально-пространственным мышлением) были более склонны к выбору шахмат или успешнее в их освоении. Это ставит под вопрос причинно-следственную связь между игрой в шахматы и наблюдаемыми изменениями в мозге или когнитивных функциях.
  2. Неконтролируемые переменные. Исследования часто не учитывают влияние других факторов, таких как генетические особенности, предыдущий опыт в других когнитивно сложных задачах, образ жизни, уровень образования или мотивация. Например, шахматисты могут отличаться от неиграющих не только опытом в шахматах, но и общими интеллектуальными усилиями или стилем мышления.
  3. Ограниченность выборки. Многие исследования включают небольшое количество участников, что снижает репрезентативность результатов. Кроме того, выборки часто состоят преимущественно из мужчин, что ограничивает возможность обобщения на другие группы населения.
  4. Коррелятивный характер данных. Даже при наличии связи между шахматным опытом и когнитивными показателями или структурными изменениями мозга нельзя однозначно утверждать, что именно шахматы вызвали эти изменения. Могут существовать и другие факторы, влияющие на результаты.
  5. Краткосрочность наблюдений. Некоторые исследования не учитывают долгосрочные эффекты занятий шахматами, например, сохранение изменений после прекращения активной игры.
  6. Методологические ограничения. При использовании методов нейровизуализации (МРТ, ЭЭГ) сложно полностью изолировать эффекты, связанные именно с шахматами, от других видов умственной деятельности. Кроме того, интерпретации данных иногда зависят от выбранного метода анализа (например, DTI, fMRI, коннектометрия).

6.2 Альтернативные точки зрения

  1. Роль врождённых способностей. Некоторые исследователи подчёркивают, что успех в шахматах во многом определяется врождёнными когнитивными характеристиками, а не только тренировкой. Например, визуально-пространственные способности и память могут быть генетически обусловлены.
  2. Специфичность эффектов. Критики указывают, что улучшения, наблюдаемые у шахматистов (например, в памяти или внимании), могут быть специфичны именно для шахмат и не переносимы на другие когнитивные задачи. То есть шахматы развивают «специализированные» навыки, а не общий интеллект.
  3. Влияние мотивации и личности. Психологические факторы, такие как устойчивость к стрессу, способность к концентрации, саморегуляция, могут играть ключевую роль в успехах шахматистов. Исследования иногда не учитывают эти аспекты.
  4. Сравнение с другими видами деятельности. Есть мнение, что шахматы не более эффективны для развития когнитивных функций, чем другие стратегические игры или образовательные занятия. Эффект от них может быть переоценён из-за личной заинтересованности участников или эффекта плацебо.

6.3 Противоречия в данных

  1. Связь между IQ и шахматным мастерством. Хотя в некоторых исследованиях обнаруживалась положительная корреляция между IQ и рейтингом Эло, она не была очень высокой. Это указывает на то, что интеллект — не определяющий фактор успеха в шахматах. На высших уровнях рейтинга Эло большую роль играют опыт, тренировки и умение распознавать шахматные паттерны.
  2. Роль визуально-пространственных способностей. В одних исследованиях подчёркивалась их важность для шахмат, в других — отмечалась слабая связь с шахматным опытом у взрослых профессионалов.
  3. Изменения в структуре мозга. Данные о структурных изменениях (например, в белом веществе или объёме коры) не всегда согласуются между работами. Например, в некоторых исследованиях не было обнаружено ожидаемых различий в объёме серого вещества или толщине коры между шахматистами и контрольной группой.
  4. Когнитивные преимущества. Есть противоречие в оценках влияния шахмат на вербальные навыки и понимание прочитанного. Хотя в некоторых работах отмечалось улучшение этих показателей у шахматистов, механизм связи остаётся неясным.
  5. Стоит отметить, однако, что данные о структурных изменениях мозга у шахматистов не являются однозначными и служат предметом научной дискуссии. Если одни исследования, как приведенное выше, интерпретируют уменьшение плотности серого вещества как признак «синаптического прунинга» и повышенной эффективности [Hill & Janelle, 2018], то другие работы обнаруживают противоположную тенденцию — увеличение объема серого вещества в областях, связанных с визуально-пространственным мышлением и памятью. Кроме того, часть исследований не выявляет значимых структурных различий между экспертами и новичками, что может указывать на то, что ключевая адаптация происходит на уровне функциональных связей. Эта противоречивость данных подчеркивает сложность нейропластичности и необходимость учета индивидуальных различий и стиля игры

6.4 Выводы по исследованиям шахматистов

Исследования шахматистов внесли значительный вклад в понимание связи между когнитивной тренировкой и мозговыми изменениями, но их результаты требуют осторожной интерпретации. Ограничения методологии, альтернативные объяснения и противоречия в данных подчёркивают необходимость дальнейших исследований. Перспективными направлениями являются изучение долгосрочных эффектов занятий шахматами, контроль большего числа переменных, использование более комплексных методов анализа и сравнение с другими видами интеллектуальной деятельности. Также важно учитывать индивидуальные различия и психологические факторы, влияющие на успех в шахматах.

Заключение: ваш мозг — ваш проект

Истории шахматных гроссмейстеров и лондонских таксистов — не просто любопытные факты. Это мощное напоминание о фундаментальном свойстве нашего мозга — нейропластичности. Мозг не является раз и навсегда сформированным органом. Он динамичен и отзывчив к нашему опыту. Интенсивная, целенаправленная практика буквально лепит его изнутри, оптимизируя архитектуру под конкретные задачи.

Это знание освобождает: мы не заложники генетики или врожденных способностей. Путем систематических усилий мы можем способствовать изменению и оптимизации нашего мозга для решения конкретных задач — будь то игра на скрипке, изучение языков или развитие эмоционального интеллекта. Наш мозг ждет не просто использования, а осознанной тренировки. И следующая глава в его перестройке зависит только от нас.

Список литературы

Logothetis, N. K. Neurophysiological investigation of the basis of the fMRI signal / N. K. Logothetis, J. Pauls, M. Augath [et al.] // Nature. — 2001. — Vol. 412, no. 6843. — P. 150–157.

Hill, N. M. Studies of the activation and structural changes of the brain associated with expertise / N. M. Hill, J. Janelle // The Cambridge Handbook of Expertise and Expert Performance / ed. by K. A. Ericsson [et al.]. — 2nd ed. — Cambridge : Cambridge University Press, 2018. — P. 233–251.

Maguire, E. A., Gadian, D. G., Johnsrude, I. S., Good, C. D., Ashburner, J., Frackowiak, R. S., & Frith, C. D. (2000). Navigation-related structural change in the hippocampi of taxi drivers. Proceedings of the National Academy of Sciences, 97(8), 4398–4403. https://doi.org/10.1073/pnas.070039597

Woollett, K., & Maguire, E. A. (2011). Acquiring «the Knowledge» of London’s layout drives structural brain changes. Current Biology, 21(24), 2109–2114. https://doi.org/10.1016/j.cub.2011.11.018 [Примечание: Чтобы исключить гипотезу о «врождённом преимуществе» (будто люди с большим гиппокампом изначально выбирают эту профессию), Магуайр провела продольное исследование. Она отслеживала изменения мозга у новичков в течение первых четырёх лет обучения. Результат: объём гиппокампа рос пропорционально опыту ]

Draganski, B., Gaser, C., Kempermann, G., Kuhn, H. G., Winkler, J., Büchel, C., & May, A. (2006). Temporal and spatial dynamics of brain structure changes during extensive learning. The Journal of Neuroscience, 26(23), 6314–6317. https://doi.org/10.1523/JNEUROSCI.4628-05.2006

© Блог Игоря Ураева — Разбираю на атомы — чтобы мир стал понятнее.