Найти в Дзене

МАвР. Забытые имена в живописи. Три поколения голландских художников ван Мирис, XVII-XVIII века. Минисериал. Часть 3. Старший сын-Ян.

1. Герард де Лересс (нидерл. Gerard de Lairesse) (11 сентября 1640, Льеж — 28 июля 1711, Амстердам) — голландский художник академического направления, живописец, рисовальщик и гравёр позднего периода «Золотого века голландской живописи». Также известен как теоретик искусства. 2. Питер Дюбордье (1609–1678 гг.) — французский художник-портретист эпохи барокко в манере голландского живописца, рисовальщика и гравёра, одного из самых выдающихся портретистов XVII века Михиля Янса ван Миревельта (1566-1641 гг.). 3. Лейденская коллекция (англ. The Leiden Collection) — одно из крупнейших частных собраний голландской живописи XVII века, собранное Томасом Капланом и его супругой Дафной Реканати-Каплан. Коллекция (частное собрание) названа в честь города Лейден, в котором родился Рембрандт. Собрание включает в себя более 250 картин и рисунков Рембрандта, Яна Вермеера, Франса Хальса, Яна Ливенса, Герарда Доу, Яна Стена и других художников, созданных между 1620 и 1710 годами. Коллекция находится в Нь
Оглавление
Около 1685 года. Автопортрет. Холст, масло. Музей Де Лакенхал, Лейден
Около 1685 года. Автопортрет. Холст, масло. Музей Де Лакенхал, Лейден
Музей Лакенхаля. Лейден. Нидерланды.
Музей Лакенхаля. Лейден. Нидерланды.

Ян ван Мирис (Jan van Mieris) — голландский художник (1660-1690 гг.) был известным живописцем эпохи барокко, специализировавшимся на натюрмортах и жанровых сценах. Ян Ван Мирис родился и работал в Лейдене,

город Лейден. XVII век.
город Лейден. XVII век.

где его творчество развивалось под влиянием отца, Франса ван Мириса Старшего и Герарда де Лересса.

Герард де Лересс. (1640-1711 гг) Автопортрет. Ок. 1670. Дерево, масло. Уффици, Флоренция
Герард де Лересс. (1640-1711 гг) Автопортрет. Ок. 1670. Дерево, масло. Уффици, Флоренция
Галерея Уффици. Флоренция. Италия
Галерея Уффици. Флоренция. Италия

Работы Яна ван Мириса нравились коллекционерам с громкими именами, в том числе семье де ла Кур из Лейдена.

Питер Дюбордье. Портрет Питера де ла Кур (....-1657 гг.)
Питер Дюбордье. Портрет Питера де ла Кур (....-1657 гг.)
Дюбордье, Питер (1609-1678 гг) Жанна де Планк (де ла Кур).
Дюбордье, Питер (1609-1678 гг) Жанна де Планк (де ла Кур).

Ян ван Мирис принадлежал к художественной династии — его отец, Франс ван Мирис Старший, и брат, Виллем ван Мирис, также были художниками.

Виллем и Франс ван Мирис Старший. Иллюстрация к изданию А. Хоубракена «Новый театр художников…». 1751. Офорт.
Виллем и Франс ван Мирис Старший. Иллюстрация к изданию А. Хоубракена «Новый театр художников…». 1751. Офорт.

Таким образом, искусство было важной частью его семейного наследия.

Художник известен своей тонкой детализацией и яркими цветами в изображениях, а также вниманием к текстурам и светотеневым эффектам. Его работы часто содержат элементы аллегории и показывают бытовые сцены, которые подчеркивают моральные или философские идеи, а также немного бунтарства))).

1679 год. Обнаженная, спящая в лесу. Частная коллекция.
1679 год. Обнаженная, спящая в лесу. Частная коллекция.
Около 1680 года. Куртизанка, считающая деньги. Дерево, масло. Лейденская коллекция, Нью-Йорк, США.
Около 1680 года. Куртизанка, считающая деньги. Дерево, масло. Лейденская коллекция, Нью-Йорк, США.
Около 1680 года. Кавалер и дама. Дерево, масло. Собрание Уоллеса, Лондон.
Около 1680 года. Кавалер и дама. Дерево, масло. Собрание Уоллеса, Лондон.
Галерея Уоллеса. Лондон
Галерея Уоллеса. Лондон

Ян ван Мирис был мастером в создании натюрмортов, его работы часто наполнены изысканными деталями природы и предметов, которые он изображал. Каждая картина могла служить не только эстетическим наслаждением, но и глубоким философским размышлением о бренности жизни. Мастере искусно использовал светотеневые контрасты, что придавало его живописи дополнительную глубину и реализм. Его натюрморты, полные разнообразных фруктов, цветов и предметов мебели, могли бы указывать на процветание и богатство, но вместе с тем напоминали зрителям о скоротечности времени.

Портрет молодой женщины (Бренность). Дерево, масло. Частное собрание.
Портрет молодой женщины (Бренность). Дерево, масло. Частное собрание.
Сократ и Ксантиппа (Groeningemuseum Brugge)
Сократ и Ксантиппа (Groeningemuseum Brugge)
Музей Грунинге в Брюгге. Бельгия.
Музей Грунинге в Брюгге. Бельгия.

В жанровых сценах Ян ван Мирис изображал повседневную жизнь, подчеркивая человеческие эмоции и отношения. Он мастерски передавал атмосферу момента, создавая персонажей, которые кажутся живыми и полны жизни. Это придавало его работам уникальную способность вызывать у зрителей чувство сопричастности. В его картинах часто можно увидеть элементы иронии или легкой сатиры, что подчеркивало социальные проблемы и привычки своего времени.

1681 год. Кавалер с трубкой. Частная коллекция
1681 год. Кавалер с трубкой. Частная коллекция
Между 1681 и 1682 годами. Портрет Корнелиса Бакера. Дерево, масло. Исторический музей, Амстердам.
Между 1681 и 1682 годами. Портрет Корнелиса Бакера. Дерево, масло. Исторический музей, Амстердам.
Амстердамский исторический музей
Амстердамский исторический музей
1681 год. Портрет молодого человека. 36×28.5 см
1681 год. Портрет молодого человека. 36×28.5 см
1682 год. Виллем Бакер (1595-1652 гг). мэр Амстердама. Амстердамский исторический музей.
1682 год. Виллем Бакер (1595-1652 гг). мэр Амстердама. Амстердамский исторический музей.

К сожалению, карьеру Яна ван Мириса прервала его ранняя смерть в 1690 году. Несмотря на это, его работы до сих пор вызывают интерес у коллекционеров и искусствоведов, и он оставил значительный след в голландском искусстве XVII века.

Между 1683 и 1685 годами. Дама с собачкой на фоне пейзажа. Дерево, масло. Лейденская коллекция, Нью-Йорк, США
Между 1683 и 1685 годами. Дама с собачкой на фоне пейзажа. Дерево, масло. Лейденская коллекция, Нью-Йорк, США
1685 год. Минерва возвышает искусство ( Лейден, Stedelijk Museum De Lakenhal).
1685 год. Минерва возвышает искусство ( Лейден, Stedelijk Museum De Lakenhal).
Лейден, Stedelijk Museum De Lakenhal
Лейден, Stedelijk Museum De Lakenhal
1688 год. Автопортрет с трубкой. Кунстхалле Гамбург.
1688 год. Автопортрет с трубкой. Кунстхалле Гамбург.
Галерея Кунстхалле в Гамбурге. Германия
Галерея Кунстхалле в Гамбурге. Германия
Галерея Кунстхалле в Гамбурге. Германия. Внутри.
Галерея Кунстхалле в Гамбурге. Германия. Внутри.
1690 год. Портрет молодого человека. Рейксмузей.
1690 год. Портрет молодого человека. Рейксмузей.
Рейксмузей. Амстердам.
Рейксмузей. Амстердам.
Рейксмузей. Амстердам. Внутри.
Рейксмузей. Амстердам. Внутри.

Несмотря на свою короткую жизнь, заслуги Ван Мириса были признаны его современниками. Его работы находили отклик как среди зрителей, так и среди коллег-художников. Школа Лейдена, к которой он принадлежал, оставила значительное наследие в истории искусства, и влияние Ван Мириса ощущалось благодаря его оригинальному стилю и технике исполнения.

Лейден. Музей мировых культур в Нидерландах
Лейден. Музей мировых культур в Нидерландах

С точки зрения коллекционирования, картины Яна ван Мириса остаются востребованными на современных аукционах и выставках. Искусствоведы отмечают важность его работ для понимания голландского барокко и развития натюрморта как жанра. Его вклад в искусство не только укрепил положение Лейдена как культурного центра, но и вдохновил будущие поколения художников на создание историй через образы и детали. Таким образом, Ян ван Мирис является ярким представителем своего времени, чье творчество продолжает оставаться актуальным и востребованным. Его работы не только обогащают историю искусства, но и служат источником вдохновения для современных художников и исследователей. Ван Мирис, с его уникальным стилем и глубокими темами, остается важной фигурой, чье наследие будет продолжать изучаться и цениться в будущем.

Минерва защищает науку (Музей Грунинге, Брюгге)
Минерва защищает науку (Музей Грунинге, Брюгге)
Музей Грунинге, Брюгге
Музей Грунинге, Брюгге
Мужчина и паж, предлагающие фрукты женщине, сидящей во внутреннем дворе.
Мужчина и паж, предлагающие фрукты женщине, сидящей во внутреннем дворе.
Портрет девушки. Финская Национальная Галерея.
Портрет девушки. Финская Национальная Галерея.
Финская Национальная Галерея в Хельсинки. Финляндия.
Финская Национальная Галерея в Хельсинки. Финляндия.
Променад
Променад
Между 1670 и 1690 годами. Человек присел на корточки, чтобы справить нужду возле дерева. Бумага, перо, кисть, растушка сухой тушью. Рейксмузеум, Амстердам.
Между 1670 и 1690 годами. Человек присел на корточки, чтобы справить нужду возле дерева. Бумага, перо, кисть, растушка сухой тушью. Рейксмузеум, Амстердам.

В заключение, можно сказать, что изучение жизни и творчества Яна ван Мириса открывает перед нами не только мир искусства XVII века, но и позволяет глубже понять человеческую природу и ее проявления в различных формах. Его картины, наполненные эмоциями и смыслом, продолжают жить в сердцах зрителей, что свидетельствует о вечной ценности искусства и его способности преодолевать время.

Ян ван Мирис (Лейден 1660 - 1690 Рим) Элегантная леди с зеркалом.
Ян ван Мирис (Лейден 1660 - 1690 Рим) Элегантная леди с зеркалом.

В заключение я хотел бы добавить некоторые исторические детали, факты и комментарии к картинам.

В копилку эрудита:

1. Герард де Лересс (нидерл. Gerard de Lairesse) (11 сентября 1640, Льеж — 28 июля 1711, Амстердам) — голландский художник академического направления, живописец, рисовальщик и гравёр позднего периода «Золотого века голландской живописи». Также известен как теоретик искусства.

2. Питер Дюбордье (1609–1678 гг.) — французский художник-портретист эпохи барокко в манере голландского живописца, рисовальщика и гравёра, одного из самых выдающихся портретистов XVII века Михиля Янса ван Миревельта (1566-1641 гг.).

Михиль Янс ван Миревельт (1566–1641), когда он писал своего внука Якоба Виллемса. 1640-1641 гг.
Михиль Янс ван Миревельт (1566–1641), когда он писал своего внука Якоба Виллемса. 1640-1641 гг.

3. Лейденская коллекция (англ. The Leiden Collection) — одно из крупнейших частных собраний голландской живописи XVII века, собранное Томасом Капланом и его супругой Дафной Реканати-Каплан.

Коллекция (частное собрание) названа в честь города Лейден, в котором родился Рембрандт. Собрание включает в себя более 250 картин и рисунков Рембрандта, Яна Вермеера, Франса Хальса, Яна Ливенса, Герарда Доу, Яна Стена и других художников, созданных между 1620 и 1710 годами. Коллекция находится в Нью-Йорке по адресу: США, Нью-Йорк, 700 Madison Ave # 5. Картины Лейденской коллекции были представлены публике свыше 170 раз в разных странах. В настоящее время Лейденская коллекция насчитывает более 250 картин.

Томас Каплан в Лувре.
Томас Каплан в Лувре.
Рембрандт. Туалет Вирсавии.
Рембрандт. Туалет Вирсавии.
Ян Вермеер. Бокал вина.
Ян Вермеер. Бокал вина.
Франс Хальс. Портрет молодого человека с черепом.
Франс Хальс. Портрет молодого человека с черепом.
Франс Хальс. Семейный портрет Исаака Массы и его жены. 1622 год.
Франс Хальс. Семейный портрет Исаака Массы и его жены. 1622 год.
Франс Хальс. Цыганка. 1630 год.
Франс Хальс. Цыганка. 1630 год.
Ян Ливенс. Автопортрет. около 1629-1630 гг.
Ян Ливенс. Автопортрет. около 1629-1630 гг.
Геррит (Герард) Доу. Автопортрет. 1631, 15.7×12.5 см.
Геррит (Герард) Доу. Автопортрет. 1631, 15.7×12.5 см.
Ян Стен (1626-1679 гг). Автопортрет.
Ян Стен (1626-1679 гг). Автопортрет.
Ян Стен. Рыбный рынок в Лейдене.
Ян Стен. Рыбный рынок в Лейдене.

Характерная черта работ Лейденской школы живописи — стремление к максимальной детализации и реалистичности, возрождение техники старых нидерландских мастеров эпохи братьев ван Эйк.

Губерт и Ян ван Эйк. Гентский алтарь. 1432 год.
Губерт и Ян ван Эйк. Гентский алтарь. 1432 год.

В СЛЕДУЮЩЕМ ВЫПУСКЕ ВЫ ПОЗНАКОМИТЕСЬ С ТВОРЧЕСТВОМ ВИЛЛЕМА ВАН МИРИСА И ЕГО СЫНА, ФРАНСА ВАН МИРИСА МЛАДШЕГО.

ЗАХОДИТЕ НА МОЙ АВТОРСКИЙ КАНАЛ В ДЗЕН.....