Найти в Дзене
media.az

Китайский опыт, азербайджанское будущее: Хаял Абдулла о своем образовательном пути.

Возможность обучаться за рубежом неизменно остается одним из важнейших факторов, открывающих для азербайджанской молодежи новые образовательные и карьерные возможности. В условиях усиливающейся глобальной конкуренции и стремительного развития технологий, в частности искусственного интеллекта, зарубежный диплом означает не просто получение новых знаний, но и обновление мышления, освоение новых подходов и взглядов. Наш сегодняшний собеседник Хаял Абдулла также воспользовался этими возможностями и продолжает образование в Китае – стране, где технологический прогресс развивается стремительными темпами, а наука тесно переплетается с практикой. В настоящее время в рамках межправительственной стипендиальной программы (HTP) Хаял обучается в Чжэцзянском университете по направление «Международные финансы». Степень бакалавра он также получил в Китае – в Чжэцзянском университете Гуншан, где изучал специальность «Международный бизнес». «Эта программа предоставляет возможность получить образование в

Возможность обучаться за рубежом неизменно остается одним из важнейших факторов, открывающих для азербайджанской молодежи новые образовательные и карьерные возможности. В условиях усиливающейся глобальной конкуренции и стремительного развития технологий, в частности искусственного интеллекта, зарубежный диплом означает не просто получение новых знаний, но и обновление мышления, освоение новых подходов и взглядов.

Наш сегодняшний собеседник Хаял Абдулла также воспользовался этими возможностями и продолжает образование в Китае – стране, где технологический прогресс развивается стремительными темпами, а наука тесно переплетается с практикой.

-2

В настоящее время в рамках межправительственной стипендиальной программы (HTP) Хаял обучается в Чжэцзянском университете по направление «Международные финансы». Степень бакалавра он также получил в Китае – в Чжэцзянском университете Гуншан, где изучал специальность «Международный бизнес».

«Эта программа предоставляет возможность получить образование высокого уровня»

По словам Хаяла, в пользу Китая он сделал выбор прежде всего из-за стремительного развития страны и ее лидирующих позиций в ключевых направлениях мировой экономики и технологий:

«Быстрое развитие китайской экономики, ее продвижение к глобальному лидерству в сферах технологий, искусственного интеллекта и финтеха полностью совпадают с моими профессиональными интересами и долгосрочными планами. Еще одной важной причиной было желание изучить китайский язык в естественной языковой среде.

Кроме того, меня привлекли высокие позиции вузов КНР в международных рейтингах, особенно Чжэцзянского университета, который выделяется сильной академической базой в области финансов и финтеха. Существенную роль сыграли и возможности, предоставляемые государственными стипендиями, а также ориентированный на практику, прикладной характер обучения. Все это позволяет мне получить образование высокого уровня и глубже изучить мировой рынок финансов и финтеха».

Отдельно Хаял отмечает ценность программы HTP для азербайджанских студентов:

«HTP – действительно уникальная возможность. Она открывает доступ к обучению на полной стипендии в ведущих университетах Китая и дает возможность погрузиться в международную образовательную среду. Главное ее преимущество – сочетание академического роста и личностного развития. Обучение вместе со студентами из разных стран расширяет кругозор и формирует более глубокое понимание глобальных процессов. Уверен, что учеба в Китае станет серьезным преимуществом для будущей карьеры. Для азербайджанских студентов это огромный шанс».

-3

«Здесь оценивают не готовый ответ, а логику студента»

Сравнивая образовательную систему Азербайджана и Китая, Хаял подчеркивает, что в Китае заметно выше ориентированность на исследования и аналитическое мышление:

«На занятиях важно не просто знать теорию – необходимо уметь применять ее к реальным данным, грамотно выбирать методику и аргументированно объяснять полученные результаты. Практически по каждому предмету предусматриваются небольшие исследовательские задания, анализ данных и презентации. Особенно меня впечатлил подход преподавателей: они ожидают от студента не готового ответа, а продуманного аргумента и демонстрации хода мыслей. Здесь оценивают прежде всего логику и аналитическую последовательность, а не итоговую цифру или формулу. Для преподавателей важен сам процесс рассуждения. Уверен, что подобный подход мог бы существенно укрепить аналитическое мышление и исследовательские навыки наших студентов».

По словам молодого человека, исследовательская культура в китайских университетах отличается системностью и дисциплиной: большое внимание уделяется постоянному изучению литературы, регулярным обсуждениям с профессором и строгому соблюдению правил цитирования.

«Академическая честность здесь – один из основополагающих принципов, и именно она делает исследования по-настоящему профессиональными», – добавляет Хаял.

«Китайские студенты подходят к занятиям более спланированно и последовательно»

По словам Х.Абдуллы, адаптировать к азербайджанским реалиям можно прежде всего опыт Китая в сфере сотрудничества университетов с промышленностью, а также интеграцию практических знаний в области финтеха и финансов в учебный процесс.

«Здесь преподаватели не ограничиваются обучением традиционным финансовым моделям – они показывают, как эти схемы сочетаются с алгоритмами искусственного интеллекта и методами анализа данных. На занятиях мы регулярно обсуждаем такие темы, как оценка рисков с использованием машинного обучения, прогнозирование рынков и построение финансовых систем. Университет активно мотивирует нас на участие в международных конференциях, чтобы мы могли лучше познакомиться с отраслью. Последнее мероприятие, в котором я участвовал – 2025 Global Financial Technology Center Network Annual Conference в Пекине, – дало мне возможность глубже понять логику развития финтех-сектора».

-4

Хаял подчеркивает, что различия между азербайджанскими и китайскими студентами заметны прежде всего в дисциплине и стиле работы: «Главное отличие, которое я увидел, состоит в том, что студенты из Поднебесной гораздо более планомерно и последовательно подходят к учебе. Они стараются выполнять задания вовремя и начинают работу заранее, а не в последний день. Учеба, исследования и рабочий процесс здесь очень системны. Китайские студенты чаще соревнуются сами с собой, постоянно стремятся улучшать собственные результаты».

При этом наш собеседник подчеркивает сильные стороны азербайджанских студентов: «Наше важное преимущество – гибкость мышления. Мы ускоренно адаптируемся, быстрее анализируем проблемы и находим решения. У нас хорошо развита импровизация, мы умеем быстро принимать решения, и это часто помогает добиваться высоких результатов».

«Из Китая хочу привезти привычку системной работы и постоянного саморазвития»

После завершения обучения Хаял планирует применить в Азербайджане всё, чему научился в Китае. Его самая большая профессиональная цель – создать собственный финтех-стартап.

«Моя карьерная цель – еще глубже погрузиться в сферу финтеха, получить серьезные знания и реальный практический опыт. Я считаю важным превращать накопленные знания и опыт в конкретные полезные дела для нашей страны. Уверен, что в Азербайджане огромный финтех-потенциал: при грамотном подходе можно одновременно облегчить повседневную жизнь людей и ускорить цифровую трансформацию финансового сектора. Когда наберусь достаточного опыта, хочу создать на родине финтех-стартап, предлагающий практические решения под локальные потребности. Это моя личная цель, однако я верю, что она может принести пользу и стране», – отметил он.