Найти в Дзене

Михаил Сойнов: Как школьный двор превратился в ведущий центр экологического просвещения

Герой нашей сегодняшней статьи Михаил Борисович Сойнов – яркий пример человека, обладающего колоссальными созидательными способностями, который сумел превратить простое провинциальное учреждение дополнительного образования в ведущий центр экологического образования целого муниципалитета! Примечательно то, что деятельность Михаила Борисовича в качестве директора Центра «Юность» пришлась на период 1994 – 2015 годов. Особенно сложно, конечно же, приходилось в 90-е, когда у государства не всегда находились возможности для полноценного финансирования системы основного образования, не говоря уже об учреждениях дополнительного образования детей, к которым относился возглавляемый Михаилом Борисовичем центр «Юность». Но, как гласит известная мудрость, «Не хлебом единым жив человек». … Михаил Борисович Сойнов родился в поселке Фряново Московской области 26 апреля 1954 года. Здесь же учился в общеобразовательной школе, после окончания которой поступил в Тимирязевскую сельскохозяйственную академию
Оглавление

Герой нашей сегодняшней статьи Михаил Борисович Сойнов – яркий пример человека, обладающего колоссальными созидательными способностями, который сумел превратить простое провинциальное учреждение дополнительного образования в ведущий центр экологического образования целого муниципалитета! Примечательно то, что деятельность Михаила Борисовича в качестве директора Центра «Юность» пришлась на период 1994 – 2015 годов. Особенно сложно, конечно же, приходилось в 90-е, когда у государства не всегда находились возможности для полноценного финансирования системы основного образования, не говоря уже об учреждениях дополнительного образования детей, к которым относился возглавляемый Михаилом Борисовичем центр «Юность». Но, как гласит известная мудрость, «Не хлебом единым жив человек».

Ранние годы прекрасные…

… Михаил Борисович Сойнов родился в поселке Фряново Московской области 26 апреля 1954 года. Здесь же учился в общеобразовательной школе, после окончания которой поступил в Тимирязевскую сельскохозяйственную академию (ныне — РГАУ–МСХА имени К. А. Тимирязева) и окончил её по специальности «ученый – агроном» в 1976 году.

После обучения был командирован по распределению для работы на Дальнем Востоке — в Магаданскую область, в совхоз Верхне-Сеймчанский. Будучи увлеченным профессией человеком, Михаил Борисович сразу проявил инициативу и организовал большую опытно-экспериментальную работу по выращиванию салата в открытом грунте, что для региона было новшеством. Инициативность, профессионализм и лидерские качества молодого специалиста были быстро замечены руководством, и спустя короткое время Сойнова М.Б. пригласили на работу в райком комсомола — в отдел по вопросам сельского хозяйства района. В 1981 году по линии Центрального комитета ВЛКСМ Михаил Борисович был назначен заведующим кабинетом комсомольской работы на агитационном теплоходе «Корчагинец».

В ходе этой работы Михаил Борисович побывал в районе Сахалина, Камчатки и других регионов Тихого океана. Теплоход занимался агитационной и просветительской деятельностью среди работников рыболовецких судов и плавбаз. Для людей выступали народные артисты, Герои Советского Союза, олимпийские чемпионы и другие видные деятели эпохи. Однажды на теплоходе выступал Михаил Задорнов. В 1989 году Михаил Борисович посетил Кубу — что для рядового советского гражданина, пусть и в период позднего Советского Союза, было большой редкостью.

Коренные изменения, проходившие в стране в начале 90-х годов, затронули все сферы жизни людей. Формировались новые социальные институты, проходили существенные экономические преобразования, уходили в прошлое или видоизменялись старые формы и модели работы. Всё это привело к тому, что в 1993 году Михаил Борисович возвращается в родной поселок – Фряново.

Ты помнишь, как всё начиналось

В 1994 году Михаил Борисович возглавляет Детско-юношеский центр «Юность», расположенный в здании бывшей общеобразовательной школы в живописном уголке Московской области. Рядом — старинный парк и усадьба Лазаревых; в окрестностях посёлка множество деревень, леса, водоемы: уникальный экологически чистый природный рельеф. Здесь профессионализм Сойнова М.Б. пришёлся как нельзя лучше. Сразу возникла идея сделать экологию одним из главных направлений деятельности Детско-юношеского Центра «Юность».

-2

В 1996 году в учреждении создается отдел туристско-спортивной и экологической работы, открываются зоологическая база и лаборатория светокультуры растений. Началась активная работа с юными натуралистами, проведение экологических мониторингов, реализация учебно-исследовательских проектов в области экологии. В этом же году Сойнов М.Б. выдвинул социально-педагогическую инициативу по экологическому обучению и воспитанию детей Щёлковского района, которая получила высокую оценку и была одобрена на заседании Координационного Совета по разработке районной экологической программы при Управлении образованием Администрации Щёлковского района. Именно в это время зародилась идея создания учебной базы «Малый ботанический сад».

В 2002 году проект, наконец, удалось воплотить в жизнь. Был освоен заросший корневищными сорняками участок земли во дворе учреждения, обнесён бетонным забором. Тогда же закуплены питательный грунт, органические удобрения, садовый инвентарь, семена и посадочный материал декоративных кустарников, составивших основу для создания коллекции растений малого ботанического сада. В 2003 году на базе малого ботанического сада  произведены первые посадки маточников новейших сортов декоративных кустарников, поступивших из Союза польских питомников.

-3
-4
-5

По состоянию на 1 января 2007 года коллекция растений сада представлена 29 семействами и 154 видами ценных сортов растений различных жизненных форм – фанерофиты, травянистые многолетники и однолетники, мезофиты, ксерофиты, гигрофиты и гидрофиты, которые размещены на территории сада в группы по географическому признаку, композиционно представляя различные экологические сообщества.

Создание учебных баз — минизоопарка, малого ботанического сада, экологической лаборатории, внедрение новых форм работы, таких как районная заочная экологическая школа, ежегодная экологическая конференция учащихся и студентов «Ноосфера», выезды юных натуралистов в Московский полевой экологический лагерь Евроазиатской Ассоциации экологических общественных объединений «Экосистема», — позволило создать условия для непрерывного экологического образования в системе дополнительного образования детей. Автором концепции непрерывного экологического образования детей выступал М.Б. Сойнов, опубликовавший её в сборнике статей «Творческая мастерская работников системы дополнительного образования детей», под редакцией Института содержания и методов обучения РАО в 2011 году.

Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались

Также хочется отметить, что Михаил Борисович не имел профессионального образования в области управления, но на посту директора Детско-юношеского центра «Юность» смог во всей полноте реализовать свой талант руководителя. Его подход к работе позволял объединять вокруг себя людей, не просто обладающих различными профессиональными компетенциями, но и безгранично преданных своему делу. Благодаря этому на базе Детско-юношеского центра «Юность» сложилась уникальная для своего времени образовательная инфраструктура.

Помимо представленных выше учебных баз экологической направленности, в учреждении в разные годы функционировали: тренажерный, спортивный и гимнастический залы, библиотека, компьютерный класс, театральная студия, кабинет для занятий эстрадной музыкой, фотостудия, комната психологической релаксации, кабинеты организационно-массовой работы, развивающих занятий для детей дошкольного возраста, изостудия, мастерская кройки и шитья, выставочный зал и даже мастерская по проектированию сверхлёгких летательных аппаратов. И все это — в обычном здании бывшей общеобразовательной школы 1962 года постройки!

Такой размах деятельности выглядит впечатляющим даже сегодня, но мы-то говорим о провинциальном учреждении в конце девяностых — начале двухтысячных годов. В то время страна испытывала огромные экономические проблемы: не всегда хватало средств на содержание общеобразовательных школ и детских садов, а учреждения дополнительного образования финансировались по остаточному принципу. И в этих условиях Михаил Борисович не просто сохранял жизнеспособность своего учреждения, но и обеспечивал эффективные условия для его развития.

Сегодня государство значительно чаще осуществляет спонсирование социальных проектов, активно развиваются институты поддержки всевозможных инициатив. Многие проекты получают гранты или входят в различные федеральные программы, в рамках которых получают финансирование, и «под ключ» создается вся необходимая инфраструктура. Раньше ничего такого не было. Михаил Борисович делал ставку на людей и свое умение вовлечь возглавляемый им коллектив в созидательный процесс — и не прогадал. В подавляющем большинстве случаев, описанная выше учебная инфраструктура Детско-юношеского центра «Юность» создавалась силами сотрудников. Выходили на субботники, вместе делали ремонт в кабинетах, что-то мастерили своими руками, задействовали личные связи, ресурсы и возможности, чтобы раздобыть какое-то оборудование или материалы для любимого учреждения. Иногда удавалось найти спонсоров, но это были крайне редкие случаи.

Сам Михаил Борисович обладал как удивительным вниманием к мельчайшим деталям работы учреждения, так и к глобальным, концептуальным основам его деятельности. Он мог показать дворнику, как надо подстричь кустарник, объяснить уборщице, на что обратить внимание при уборке, а мог «встать у доски» и показать пример первоклассного урока для педагогов, подсказать методисту, как написать научно-педагогическую статью в журнал, и в то же время определить ключевые и стратегические ориентиры развития возглавляемого им учреждения. Современным «эффективным менеджерам» до такого очень и очень далеко.

За долгие годы работы Сойнов М.Б. получал многочисленные ведомственные, профессиональные и иные награды, был удостоен звания Почётный работник общего образования РФ и Ветеран труда.

Оглянись когда-нибудь на нелегкий, долгий путь

Данная история — прекрасный пример того, что известный афоризм «Незаменимых людей нет» всё же не всегда оказывается верным. В ходе проводимых реформ образования в 2015 году был реорганизован Центр «Юность», который долгие годы возглавлял Михаил Борисович. В дальнейшем, несмотря на всю актуальность экологической повестки, не удалось сохранить и учебную базу «Малый ботанический сад» и экологическую лабораторию, которые создал в свое время этот замечательный человек.

Михаил Борисович Сойнов ушел из жизни в 2017 году, но его наследие продолжает жить в созданных им проектах и в сердцах тех, кто имел счастье работать с ним или учиться под его руководством. Его жизнь — яркий пример того, как один человек может изменить облик целого учреждения и вдохновить окружающих на созидательный труд. Многие его ученики стали успешными специалистами в различных сферах деятельности, а коллеги, прошедшие школу Михаила Борисовича, продолжают его дело в других образовательных учреждениях.

Особое значение имеет то, что Сойнов М.Б. не просто создавал образовательные проекты — он формировал целую систему экологического воспитания, которая была основана на личном примере, искренней любви к природе и преданности своему делу. Его подход к образованию, сочетающий теоретические знания с практическими навыками, остается актуальным и в наши дни.

Память о Михаиле Борисовиче Сойнове будет жить в его детях и внуках, учениках, в публикациях, посвященных экологическому образованию. Его жизненный путь показывает, что истинная ценность человека измеряется не занимаемой должностью, а тем положительным влиянием, которое он оказывает на окружающих и на мир в целом.

История Михаила Борисовича Сойнова — это вдохновляющий пример того, как профессионализм, целеустремленность и любовь к своему делу могут преодолеть любые трудности и создать нечто действительно значимое.

Больше статей в рубрике Люди Парадигмы Социально-педагогического журнала "Парадигма образования"