В прошедшие выходные на Первом канале вышел новый выпуск программы «Достояние республики». Честно говоря, ещё по анонсу возникло чувство лёгкого замешательства: выпуск был посвящён творчеству... Димы Маликова. Да, он народный артист РФ, с кучей самых разнообразных наград в виде золотых граммофонов и прочей бесполезной утвари. Да, если быть объективным, у него действительно есть несколько относительно популярных хитов. Но когда это было? Во времена царя Гороха, то есть в 90-е, когда и «два кусочека колбаски» заходили «на ура» неискушенной публике? Хотя дело даже не в репертуаре. Настоящих хитов и сейчас с днем с огнем не сыщешь.
Но больше всего вопросов всегда возникало не к творчеству Дмитрия, а к его вокальным данным, которые, как бы это помягче выразится, не дотягивали даже до «середнячка». Поэтому сравнивать его с участниками прежних сезонов как минимум некорректно.
Так что же за выпуск получился на этот раз?
Здесь стоит напомнить читателю, что проект «Достояние республики» показывали на экранах ТВ в период с 2009 по 2016 годы. Тогда его вели недавно почивший Юрий Николаев и в последнее время исчезнувший с экранов Дмитрий Шепелев.
На первых порах выпуски были приурочены к конкретным годам, но затем акцент сместился на отдельных исполнителей. За те 7 лет, что проект выходил, на голубом глазу участники сильно и с душой исполняли песни таких легенд, как Магомаев, Пахмутовой, Добронравова, Дербенева и других выдающихся авторов. И тогда действительно можно было произнести без тени сомнения: вот это — настоящее национальное достояние. Люди и композиции, которыми по праву гордилась вся страна.
Передача демонстрировала отличные рейтинги, но спустя годы руководство канала решило, что зрителю подобный формат порядком приелся, и сделало акцент на другие шоу. В сетку эфира стали ставить другие проекты, которые, увы, не оказались ни ярче, ни содержательнее.
И вот спустя девять лет созрело решение воскресить «Достояние». Видимо, осознание того, что пришло время что-то менять, постепенно приходит в голову телебоссов. Но вот исполнение, как всегда, подкачало. Взять старое и испохабить — это наши продюсеры научились, а вот вдохнуть по-настоящему свежее дыхание в, казалось бы, уже готовый проект, увы, мозгов не хватает. Начать, пожалуй, стоит с ведущих. На этот раз ими стали Валдис Пельш и популярная тикток-блогерша Валя Карнавал.
Что касается Валдиса Пельша, то по большому счету претензий к нему нет. Человек давно занимается своим делом, знает многое об отечественном шоу-бизнесе, хотя многие считают, что его время закончилось еще когда почила «Угадай мелодия».
А вот выбор Вали Карнавал на место ведущей выглядит, мягко говоря, странно. Да, она, безусловно, симпатичная девушка, но элементарных базовых знаний и культурного бэкграунда ей явно недостаёт. Молодая аудитория до 20 лет воспринимает её, конечно, на ура, а вот для публики 40+ она явно не на своем месте. Чего уж говорить о людях старшего поколения, которые и вовсе не знают, кто это.
Два первых перезапущенных выпуска посвятили Диме Билану и Полине Гагариной. Выбор прямо скажем неплохой в современных реалиях.
Что у Димы, что у Полины есть относительно старые и сравнительно свежие хиты. Да, понятно, что это уже не уровень Магомаева или Пахмутовой, но хоть какой-то планкой это всё же можно назвать. Тем не менее большинство зрителей новые серии раскритиковали. Все вспоминали прежние выпуски — и сравнение явно было не в пользу нынешних героев. А приглашение Маликова, да ещё и вместе с родственниками, и вовсе привело публику в ступор…
Сам по себе Дима Маликов всегда воспринимался как певец не самый выдающийся, зато и не раздражающий. Что-то себе тихо напевал, интеллигентно брякал по клавишам рояля, в скандалах замечен особо не был — и ладно. Всё изменилось после того, как он согласился подписать контракт с известным маркетплейсом. С одной стороны, понятно: надо же как-то зарабатывать, ведь помимо жены есть и дети. Дочь Степанида, закончившая МГИМО, уже несколько лет стремится утвердиться в качестве модного дизайнера. Но пока особых успехов не видно. По слухам, её бутик в центре столицы работает в минус. Есть ещё сын Марк, появившийся на свет благодаря суррогатной матери.
В одном из недавних интервью Маликов признался, что сам не рассчитывал на столь навязчивый формат рекламы. А она действительно превратилась в сплошной «перебор» с руками-загребуками, «распродамусами» и прочими странными образами. Артист клялся-божился, что больше в такой навязчивой форме появляться не станет. Но обещание выполнил лишь отчасти. Да, его стало меньше, но сотрудничество с брендом он всё равно не прекратил.
В результате сложилась парадоксальная ситуация: сегодня имя Маликова у большинства ассоциируется не с песнями, а именно с рекламой маркетплейса. Не добавило ему очков и участие в эфире его сестры Инны.
Пару лет назад вокруг неё возник большой скандал из-за оформления досрочной пенсии. Чем она занималась столько лет — толком никто не понял, но льготы она всё же получила, тогда как другим до них ещё десятилетия работать. По официальной версии, она продолжает дело родителей в составе коллектива «Новые самоцветы». Но в реальности её почти нигде не видно и не слышно — разве что промелькнёт на какой-нибудь светской вечеринке.
На съёмках в полном составе собралась вся семья Маликова, чтобы поддержать Дмитрия. В зале была и его супруга Елена Изаксон, которая крайне редко появляется на публике. Вы бы видели, как она смотрела на мужа — буквально прожигала взглядом. Видимо, сказывается непривычка к светским мероприятиям. Сдержать эмоции не получилось. Про личную жизнь семьи, как известно, ходит немало слухов. В частности, что сын Марк вовсе не сын, а внук, рожденный от отпрыска бывшего губернатора.
Исполнять песни Маликова пригласили Жасмин, вездесущего Киркорова (как он вообще всё успевает?), Алексея Воробьёва (который долго обитал в США, но, видимо, планы немного поменялись), группу Dabro и Александру Воробьёву. В верхнем углу экрана традиционно красовалась надпись «Живой звук», но по факту и так было ясно — поют под фонограмму. А это, как вы понимаете, совсем другой коленкор. Всё заранее записано и отполировано в студии, зрителю подают готовую «конфетку». Многие наши артисты вживую вообще не могут выдать приемлемый вокал. Их реальные выступления на корпоративных вечеринках потом вызывают шок в интернете.
Если оценивать творчество Маликова в целом, то давайте признаемся честно, оно довольно убогое. Иногда создаётся ощущение, что звучит одна и та же мелодия, только с разными вариациями. Нет, нельзя утверждать, что это совсем уж ужасно. Но можно ли всё это на полном серьёзе называть «культурным достоянием страны»? Звучит скорее как ирония. Такое больше напоминает дружеское караоке в узком кругу — для творческой биографии это, пожалуй, потолок.
Многие любят подчёркивать, что Маликов хороший пианист. Но на сегодняшний день игра на рояле у него — скорее хобби в кругу семьи. Когда-то у него, благодаря родителям, действительно была возможность заниматься академической музыкой. Однако Маликов довольно быстро понял, что доходы от этого были куда скромнее, чем от современной попсы. Так что выбор оказался предопределён.
Так вот, к чему вся эта «яркая аллегория». Да к тому, что общий уровень современных телешоу тем продолжает камнем катиться вниз. В современном шоу-бизнесе давно уже нет таких крупных фигур, которые могли бы достойно занять место прошлых мастеров. Кто-то скажет, что Маликов — вовсе не худший из возможных вариантов. Возможно, так оно и есть — для тех, кого в принципе устраивает середнячок на эстраде.