Найти в Дзене
КП-Кемерово

«Гусарская баллада»-2»: на съемках фильма о войне 1812 года девушка из Кузбасса ездила на коне Победы

Так что о наступающем 2026-м, Годе Лошади Татьяна, точно, знает всё! … 40 лет назад, в декабре 1985-го, в СССР с успехом прошла премьера фильма «Багратион» (киностудий «Грузия-фильм» и «Мосфильм») – о Петре Ивановиче Багратионе, герое Отечественной войны 1812 года. По сюжету, российского полководца, получившего смертельное ранение в Бородинской битве, привезли в имение. Умирая, он вспоминает всю свою жизнь: дорогие встречи, главные сражения, любимых людей. И любимого коня. - Его конь стал образом, символом русской Победы. А сыграл роль коня Багратиона из 1812 года конь Сатрап из 1984 года, - говорит Татьяна Бочарова из Ленинска-Кузнецкого, раскладывая на столе фотографии со съемок, как старинный пасьянс, и любуясь силой огненного взгляда или летящего бега коней в кадрах. А фото, где сама она, Татьяна, в мундире улана, сражает и вовсе двойным «киноударом». Исторический фильм «Багратион». Таня в нем – «кавалерист-девица»? Как и историческое лицо - гусар Надежда Дурова, что была прототипо
Оглавление
   На съемках фильма "Багратион". Татьяна в форме улана. Фото - архив Татьяны Бочаровой.
На съемках фильма "Багратион". Татьяна в форме улана. Фото - архив Татьяны Бочаровой.

Так что о наступающем 2026-м, Годе Лошади Татьяна, точно, знает всё!

… 40 лет назад, в декабре 1985-го, в СССР с успехом прошла премьера фильма «Багратион» (киностудий «Грузия-фильм» и «Мосфильм») – о Петре Ивановиче Багратионе, герое Отечественной войны 1812 года.

По сюжету, российского полководца, получившего смертельное ранение в Бородинской битве, привезли в имение. Умирая, он вспоминает всю свою жизнь: дорогие встречи, главные сражения, любимых людей. И любимого коня.

- Его конь стал образом, символом русской Победы. А сыграл роль коня Багратиона из 1812 года конь Сатрап из 1984 года, - говорит Татьяна Бочарова из Ленинска-Кузнецкого, раскладывая на столе фотографии со съемок, как старинный пасьянс, и любуясь силой огненного взгляда или летящего бега коней в кадрах.

А фото, где сама она, Татьяна, в мундире улана, сражает и вовсе двойным «киноударом». Исторический фильм «Багратион». Таня в нем – «кавалерист-девица»? Как и историческое лицо - гусар Надежда Дурова, что была прототипом корнета (переодетой в мундир девушки) в фильме «Гусарская баллада»?

И да, и нет. Приоткрою по-киношному занавес. Татьяна - один из участников съемочного процесса фильма «Багратион», имевшего в 1980-х статус фильма N2 о войне с Наполеоном (после знаменитого кино «Война и мир» Сергея Бондарчука, снятого по роману Льва Толстого). И Татьяна живет в Кузбассе. И для того, чтобы попасть в кавалерию, в полк (да еще, как окажется по судьбе и графику того памятного лета, не просто служить, а еще и стать «кавалергард-девицей», надеть уланский мундир и спрятать длинные волосы под кивером), ей пришлось проявить большой напор.

- О! Я была тогда горячее коня, добиваясь, чтобы приняли в полк, где женщины сроду не служили, - смеется, вспоминая, Татьяна. И признается, какой выносливости потребовали от нее те 30 незабываемых дней службы и съемок на поле под Москвой, когда свистели пушечные ядра. Лошади вставали «свечой».

Но обошлось у всех без значительных травм. Лошади, умные, верные лошади помогали, «правили» на съемках.

Как художник Бочарова «брала» Генштаб

Конечно, ни о каких съемках в кино Татьяна Дмитриевна, 28-летняя преподавательница художественной школы из Ленинска-Кузнецкого и не думала.

Приехала на авось, по-женски наивно, со стороны – нахально, самозванкой, в единственный в стране кавалерийский полк летом 1984-го.

Она не знала о планах «Мосфильма» и «Грузии-фильма», работавших над фильмом «Багратион».

Она, художник, мечтала о «своей» картине на холсте (посвященной 40-летию Победы в Великой Отечественной войне и подвигу народа в веках в поколениях). И что на полотне будут люди и кони.

- И в тот день, когда я, подойдя к КПП, спросила у часового имя, отчество командира, попросила пустить меня в штаб, со мной была удача… Командир, огромный, могучий, как услышал («Ипполит Титович, прошу принять на службу в ваш полк, на месяц, чтобы я смогла написать картину, которой «живу»), загрохотал: «Кто такая? К-как прошла?» И дальше: «Как… служить у нас? Да мы… такие войска! И вообще, откуда имя знаешь?!» А я: «Ипполит Титович, у Вас инициалы на табличке на двери». Он шутку понял, захохотал, - улыбается Татьяна.

И Ипполит Титович художницу «отшил». Но все-таки дал, под ее напором, номер телефона одного из начальников в Генштабе и, прощаясь, дал "отеческий" совет бросить всё.

Но Татьяна неделю упрямо считала ступеньки Минобороны («… те самые, из еще одного эпохального фильма – «Офицеры») и звонила с вахты из отдела в отдел.

- В конце концов, прошение моё ушло наверх. Я вернулась домой, в Кузбасс, думая, что ничего-то не выйдет. Но вскоре из Москвы - звонок: «Документы подписаны. Выезжайте».

И она купила билет и рванула в столицу. И в первый день службы, совпавший – для Тани неожиданно - с первым днем съемок сцен Бородинского сражения,… потребовала коня.

И на вопрос-удивление («А Вы очень последовательны. Далеко пойдете!») в смущении выпалила:

- Мы в Сибири все такие...

   Татьяна в кавалерийском полку после зачисления. Фото - архив Татьяны Бочаровой.
Татьяна в кавалерийском полку после зачисления. Фото - архив Татьяны Бочаровой.

Кивер с яблоками

И ей дали коня. И в полку выдохнули с облегчением.

- Я же никому не говорила, да так и не сказала, что с пятого класса езжу верхом, - объясняет Татьяна. – Что из потомственных казаков. Из семьи военного… Что когда отца перевели из Кемерова в Междуреченск…, и все наши - на покосы - на лодке ездили, а мне поручали, и я гнала коня берегом реки Усы. И там однажды…, уже нужно было поворачивать в лес, на покосы, а конь встал и все. Оказалось, там медведь в петлю попал. И пока медведь был жив, пока наши за ружьем съездили, вернулись, медведя застрелили… Конь и шагу не сделал… А как медведя убили, и мы подъехали, и к коню же медведя и подцепили, и я везла медведя тайгой, волоком. Я – ребенок, но мне доверяли, ездила хорошо… Но с медведем, конечно, ехать мне страшно было. И конь мокрый от страха, голову повернет, убедится, что медведь мертв, и дальше едем… Так и дотащили мы медведя до лесничества. Так что, и правда, мы в Сибири все такие...

   Автопортрет. Картина Татьяны Бочаровой. Фото - архив Татьяны Бочаровой.
Автопортрет. Картина Татьяны Бочаровой. Фото - архив Татьяны Бочаровой.

И смелость, ответственность, и навык ездить верхом Татьяне в кавалерийском полку очень помогли. Но оказалось: мало было просто ездить верхом.

Важную лошадиную тайну Татьяна узнала тоже в первый день службы. Конь ей достался Дербент, гнедой. А встать приказали в рыжий взвод (не в масть).

Но лошади в полку служат подолгу и правило знают: во взводе – один цвет. В общем, вздыбился Дербент, но Татьяна осадила. И он встал, принял твердую руку девушки.

Но больше Татьяна его в чужом взводе не держала. Когда на сборе, в полку (куда она в шесть утра прибегала из дома местной бабушки, из села рядом, где на время службы поселилась), и на место если ехала не с «киношниками», в машине-«коневозке», а верхом, и конь ей доставался не в масть (то Бравый, то Дербент или другие), Таня научилась, как и все, меняться лошадьми – с другим взводом – верхом, на ходу. И это не лихачество. Уважение к коню. Ну и чтобы он не нервничал. Лошади полка часто снимались в кино. А на съемках бывают ЧП. И тогда тебя спасет друг и товарищ конь.

И это не просто слова. В один из дней «кавалерист-девица» Татьяна, которую в пекло боя (съемок) не пускали (она была при ставках главнокомандующих, она, художница, оттуда делала наброски боя и мчавшихся коней, и сама была в форме, чтобы не выпадать из общего фона – из 1812 года), из-за ошибки столкнулись ряды. Но люди уцелели все, и чудом, и благодаря умным коням.

… И вечерами они со съемок с полком возвращались, усталые, рысью 20 км.

И шли, и солнце тихо гладило прожаренных за день людей и коней.

И так они шли, впитавшие дым, прожившие еще одну битву, вобравшие за дни съемок саму Историю.

- И лишь полк входил в село, к нам каждый раз сбегались дети, старики, несли яблоки – тазами. Я снимала кивер на ходу, мне ссыпали в него маленькое ведерко яблок, я его… надевала на голову. И всю дорогу, яблоко за яблоком, надкусив, отдавала коню. Точно так делали все, - вспоминает Татьяна. – И было удивительное, потрясающе знакомое чувство. В 1812-м после боя точно так здесь народ встречал настоящих уланов, гусар, и так же нес им корзины яблок.

И, может, среди них был и гусар Александров (он же – Соколов, он же – переодетая в мужчину дворянка Надежда Дурова, служившая с 1806 по 1816-й). Гусар Александров (Дурова) вышел в отставку в чине штабс-ротмистра. Имя его, тайна его девичья были раскрыты посредине службы, и судьбу храброго, тогда уже с наградами гусара (Дуровой) решил, взял под покровительство, разрешил служить дальше сам император.

Конь Победы

Кавалерийский полк, когда в нем служила Татьяна, снимался в больших сценах Бородинской битвы под Москвой близ Алабино недолго.

Главных героев фильма (где Кутузова сыграл Михаил Кузнецов, Багратиона – Гиули Чохонелидзе, Наполеона – Жанри Лолашвили) Татьяна видела каждый день… Держалась почтительно на расстоянии… Актеров, сыгравших мирную линию сюжета, Ирины Алферовой, Ирины Малышевой и других, не было.

И съемок самых горячих моментов битвы не было.

- Для фильма взяли батальные сцены Бондарчука, их было отснято для «Войны и мира» с большим запасом.

… А при съемке крупных планов девушка-улан Бочарова, находясь рядом … то с Наполеоном, то с Кутузовым, но не попадая в кадр («… в фильме меня нет»), с уважением вспоминает, как просты и терпеливы были звездные актеры. Снявшись, они спокойно искали тенек в лесу и отдыхали. А Татьяна, пока шел технический перерыв, ездила на «их» белом коне Сатрапе.

Конь Сатрап у Наполеона и Кутузова, получилось так, был один на двоих. Потому что конь Наполеона «выбыл из строя» сразу.

Вообще белых коней привезли из цирка для съемок двух. Но конь Наполеона влюбился, увидев полк лошадей. И так сильно потерял голову, что его пришлось отстранить от съемок. Кстати, диагноз коню Наполеона тогда поставила Татьяна.

И в итоге при монтаже фильма кадры с Сатрапом при Наполеоне и Кутузове «киношники» свели до минимума, раз конь был один.

Зато авторы кино отдали коня Сатрапа – Багратиону – крупными планами. И конь стал в фильме символом русской Победы.

… И в кино про символ русской Победы, которая трудна, но грядет, сказано еще и в докладе, который слышит Наполеон, не радуясь, а еще больше мрачнея от слов, что враг – Багратион – ранен, при смерти, его вынес конь, но тот главный фланг русских в Бородинском сражении всё равно не сдается:

- Русские дерутся зубами, если у них отрываются руки.

И русские в Истории, в жизни и в кино всегда стоят до конца, отбрасывая врага от русской земли. Или павших героев уносит из дыма разрывов белый конь, служащий России верой и правдой. И на смену им встают герои еще.

Еще было

Истории со съемок фильма «Багратион»

Искры из-под копыт, махорка от генерала, собака с пушечным ядром

Участница съемок фильма «Багратион» Татьяна Бочарова, художница, делавшая по ходу съемок наброски для своего будущего полотна, рассказала «КП» несколько самых запомнившихся моментов.

ДЛЯ ДУШИ. Когда возвращались поздно вечером с полком со съемок и заходили в село, то взрослые, дети каждый раз бежали навстречу с ведерками яблок, дарили яблоки. Гусары, уланы (и улан Бочарова) благодарили и, продолжая путь, угощали яблоками коней. «Мой Бравый повернет голову, шея длинная, «лебединая», протяну ему яблоко, заберет… Солнце садится, полк идет, люди встречают, провожают. Незабываемо!»

ИСКРЫ. Кавалерийский полк со съемок в часть приходил уже в темноте. «Я тогда впервые в жизни увидела искры из-под копыт. Сначала ехала, думала, что за огоньки, неужто курит кто на ходу? Пригляделась, а ведь искры сыпятся из-под копыт кованых… У одного коня искры красные, у другого – белые…, искры холодные, безопасные и красивые».

«МЯЧ». У одного из каскадеров была с собой собака. Однажды он взял ее в поле на съемки. Собачка любила играть в мяч и приняла летевшее пушечное ядро за мяч, бросилась за ним. Каскадер-хозяин, другие каскадеры бросились за собакой. Если бы она догнала «мяч», тот, взорвавшись в пасти, хоть и вхолостую, все равно бы травмировал морду. Но каскадеры - и так по профессии быстры, а в опасности еще ускорились, и собаку успели перехватить у «мяча». Больше ее на поле не брали.

«ЗВЕЗДЫ В СЕДЛЕ». Актеры – такие же люди, как все. В конце XX века лошади перестали быть явлением повседневным в стране и массовым. И актеры на съемках «Багратиона» не все умели ездить верхом. «Пожилые актеры в седле, чуть дернется конь, сразу «бух», сыпались с коней. Но постепенно учились».

«МАХОРКА». На съемках «Багратиона» актеры, вживаясь в образ и в XIX век, курили табак. Один актер в возрасте, увидев, что Таня-художница за «киношной» машиной курит сигарету в перерыве, предложил ей табак. «Я профессионально, хоть и впервые, знала только по книгам, взяла щепотку, сунула в одну ноздрю, в другую, - смеется Татьяна. - И даже не чихнула. Он, удивившись, развел руками: "Сибирячка!».

О главном

О картине Татьяны Бочаровой «Конь Багратиона»

Татьяна написала ее после службы в кавалерийском полку и съемок фильма

Точнее, в то лето 1984-го рядом, на двух съемочных площадках снимались рядом, одновременно два кинофильма – «Багратион» и «Битва за Москву».

И здесь неслись в бой уланы, и отступали французы.

А дальше – грохотали советские танки, и отступали немцы.

Так на соседних полях и во времени сошлись разом два века, девятнадцатый и двадцатый, две войны с захватчиками – Наполеоном и Гитлером, вторгшимися в нашу страну, но «дубина» народной войны, мужество наших солдат и офицеров дали отпор тем и другим. И мы подвиг их помним и Победой гордимся и празднуем…

И на съемках художник-анималист Татьяна Бочарова, делая наброски коней и всадников, даже снимая на камеру, которую ей давали (Таню просили снимать для них каскадеры), горячо следила за действием, запоминала, рисовала, не останавливаясь. И архив ее рос. И идея ее картины, еще не ясная, с каждым днем приближалась.

И, похоже, пришла окончательно, когда Татьяна сидела у «кинососедей» в перерыве на подбитом немецком танке и была за спиной ее Москва. И рука рисовала поверженного врага и технику.

Осенью, уже в Кузбассе, Татьяна вовсю работала над картиной, которую назвала «Конь Багратиона» (по коню - символу Победы, по фамилии идеолога Победы, полководца-героя, умением, примером и мужеством которого держался фланг, принявший главный удар французов).

И она, преподаватель художественной школы, на этюдах, занимаясь в парке с детьми, увидела проходивших мимо парней - именно таких, какие ей для картины были нужны. Попросила ребят остановиться, попозировать.

- Я сделала набросок. Но я в первую очередь художник-анималист, мои на картине - кони, главный герой-символ - конь Багратиона. А гусара, бойца Гражданской войны и солдата Великой Отечественной по моим наброскам из парка писал коллега-преподаватель Виталий Санников, - вспоминает Татьяна.

Картину – о подвиге защитников России, о коне – символе России и Победы – сразу купили угольщики и передали потом в интернат. Ее любили дети. Позже, перед закрытием интерната, картину «Конь Багратиона» передали в фонд Выставочного зала Ленинска-Кузнецкого. Она хранится там.

Кстати

Подкова в доме. В Год Лошади ее должен иметь каждый

Почему? Поясняет Татьяна Бочарова, художник-анималист и наездник с 55-летним стажем…

Татьяна – хоть и горожанка, но ездит на коне с детства. Она любит коней и говорит, что «… я на конюшнях - всю жизнь» и «все породы, которые у нас есть в стране, рисовала». И у Татьяны - более ста картин и рисунков, где главные герои – кони.

   У Татьяны конный стаж с 12 лет. Фото - архив Татьяны Бочаровой.
У Татьяны конный стаж с 12 лет. Фото - архив Татьяны Бочаровой.

И это не столько линии, скорость, мощь любимых коней. Дружба человека с ними. Но и много самых разных историй.

А самая популярная - бытовая — «народная» история, к нашему техническому веку в подробностях подзабытая, - про подкову.

- В прошлые, «лошадные», века считалось: найти подкову на дороге – к счастью, - объясняет Татьяна. – Почему? Просто богатые люди подковывали коней серебряными подковами. И найти на дороге такую подкову было очень выгодно. С тех пор и живет народная примета: подкова должна быть в каждом доме, потому что она - к удаче.

Кстати, многие старинные русские пословицы, поговорки, приметы связаны с конем. «Конячьи, - говорит Татьяна, - просто это в народе забылось». К примеру, выражение «конь не валялся». Считается, это про не выполненную работу.

- Но на самом деле смысл фразы "конь не валялся" другой. Конь валяется там, где место хорошее. Перед тем, как строить дом, в старину выбирали несколько мест, пускали коня, и где он валялся, там и начинали строить, - говорит Татьяна.

Или народное поверье – встретить человека с пустым ведром – к неудаче. С полным – к удаче.

- Примета взята в старину из жизни. Связана – с лошадьми. Входил полк в село после длинного перехода. Впереди колодец, кони хотят пить. Женщина идет от колодца с полным ведром, конь к ней потянется – она напоит. А если попадется с пустым ведром, а кони бряк пустого ведра слышат издалека, и могут все разнести, с пустым ведром им лучше не попадаться.

Комсомолка на MAXималках - читайте наши новости раньше других в канале @truekpru